Формирование экологической культуры школьников Формирование экологической культуры школьников
- В сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции:. Очерчены главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу. ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович 28 февраля1863, Санкт-Петербург - 6января 1945, Москва,-российский естествоиспы-татель и мыслитель, общественный деятель.
СТРАТЕГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: должна обеспечить коэволюцию человека и окружающей среды. «Может быть, вся история человеческих знаний, всё развитие нашей общей культуры были всего лишь подготовительным этапом для решения этой задачи, от успеха в решении которой зависит сохранение в биосфере биологического вида Homo sapiens»(Н, Н. Моисеев)
«В упоении борьбы с природой и инакомыслящими, мы проглядели две великие истины. Первая Первая та, что -человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь. Вторая Вторая в том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь основа всего сущего на Земле». Безмерные возможности планеты неумный и вредный миф «Безмерные возможности планеты неумный и вредный миф. Мы живем на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной
Г. А. Ягодин член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР, Почётный доктор Веспремского химико- технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (Болгария), Высшей химико-технологической школы (Прага, Чехия), Вроцлавской политехники (Польша), Южно- Корейского университета Кон Хи, Университета Фукуяма (Япония ) В сфере научных интересов Г.А. Ягодина - проблемы экологического образования. В МХТИ организовал кафедру промышленной экологии (1966 г.), впервые начавшую выпускать инженеров этого профиля. Руководитель (с 1988 г.) Центра экологического образования в Москве. Автор и соавтор многих книг по этой проблематике, "Проблемы экологического образования", Казань, 1990). Под редакцией Ягодина опубликован русский перевод учебника Т. Миллера "Жизнь в окружающей среде" ( гг.).
- Новая культура человечества экологическая определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные (экологически сообразные) поведение и дея-тельность, и новый качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры Экологическая культура - это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально- чувственного и ценностного отношения к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней (внешняя культура), основанный на гармонизации взаимосвязей в системе "природа-человек". -ка
Образование является одним из важнейших звеньев цепочки, соединяющей столетия, на его основе происходит социальное становление человека, целенаправленная социализация, вхождение в культуру, предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей, направленного на: -экономию природных ресурсов; -предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды; - повсеместное сохранение естественных экосистем; -формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке; -формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке; - содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществлению единой экологической политики
ЭКОМЫШЛЕНИЕ ЭКОСОЗНАНИЕ ЭКОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КомпонентыХарактеристика Мотивационный Потребности; Ценностные установки; Субъектное отношение; Субъектная позиция; Эмоции; Чувства Ценностно-смысловой Субъектно-объектный уровень восприятия окружающей среды Содержательный Научное мировоззрение; Знания; Представления; Умения; Деятельно-практический Навыки; Поступок; Поведение; Деятельность. Рефлексивный Самооценка; Самосознание; Самокритичность Когнитивный Познавательная активность; Интересы, интеллектуализация Эмоционально-эстетический эмоционально–эстетическая жизненная позиция Компоненты экологической культуры
Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственные отношения к природному миру Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственные отношения к природному миру Экологические поступки, поведение участие в экологической деятельности Экологические знания, умения, навыки, представления (экологическая образованность)
- наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, - навыков взаимодействия с природными объектами - сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе, - выполнение научных исследований по экологической тематике, актуализация экологической значимости учебно- исследовательской работы, - понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа- человек.
Дошкольное образование, начальная школа Основная школа Старшая школа Школа - ВУЗ Формирование основ исследовательского поведения Исследовательская деятельность как средство формирования мотивации к проектной деятельности Развитие исследовательской компетентности Формирование предпрофи- льных навыков как основы для профилизации Развитие методического обеспечения учебной дея тельности средствами ис следовательских проектов тельности средствами ис следовательских проектов Технологии проектов - обновление содержания образования, начало предпрофильной подготовки Создание условий для развития способностей и творчества учащихся Допрофессиональная подготовка согласно индивидуальным потребностям учащегося Механизм формирования преемственности Лекции, семинары, индив. проектная деятельность, защита на базе ВУЗа Д О о П б О р Л а Н з И о Т в Е а Л н Ь и Н е О Е
I ступень – детский сад Программа построена на принципах развивающего обучения. Работают с детьми старшеклассники. Основная задача на этом этапе – сохранение исследовательского поведения, как средства развития познавательного интереса, любознательности, творческого воображения….. Природные объекты служат партнёрами ребёнка в общении с ними и совместной деятельности Природные объекты служат партнёрами ребёнка в общении с ними и совместной деятельности.
II ступень – начальная школа. Преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, на основе интеграции общего и дополнительного образования, их согласования по отдельным ведущим образовательным областям. Механизм обучения построен на формировании мотивации познания через исследовательскую деятельность.
Создаются условия для развития у школьников самостоятельного мышления, системного анализа, потребности в более высокой самоорганизации. Создаются условия для развития у школьников самостоятельного мышления, системного анализа, потребности в более высокой самоорганизации. Научно-практико-ориентированная деятельность облечена в форму школьного экологического мониторинга, построенного на проектном методе. Научно-практико-ориентированная деятельность облечена в форму школьного экологического мониторинга, построенного на проектном методе. На основе технологии проектов имеет место обновление содержания образования: начало предпрофильной подготовки На основе технологии проектов имеет место обновление содержания образования: начало предпрофильной подготовки В качестве предпрофильной подготовки в 8-9-х классах используется элективный курс «Основы школьного экологического мониторинга», что позволяет детям конструировать социально-значимую научно-практическую деятельность, способствующую ориентации на профиль. В качестве предпрофильной подготовки в 8-9-х классах используется элективный курс «Основы школьного экологического мониторинга», что позволяет детям конструировать социально-значимую научно-практическую деятельность, способствующую ориентации на профиль.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТАХ
ШКОЛА Эколо гизаци я школь ных дисци плин Напра вленн ые эколог. курсы Модул ьные блоки Электи вные курсы ВУЗ (МГУП) Фунда ментал ьные курсы Спец. курсы ИКТ- техноло -гии, инжене рная экологи я Матема- тика, физика «Мир вокруг нас», Естество- знание Экологи- ческое образова- ние для УР СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛА - ВУЗ
«Концепция устойчивого развития состоит в том, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы… …Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня… » Г.А.Ягодин
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни". В.А. Сухомлинский