Исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя «Если человека постоянно приучать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Advertisements

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Семинар заместителей директора учреждений образования города Новозыбкова Технология проведения проблемного педсовета МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Личностно- ориентированный подход в преподавании информатики и ИКТ Агишева Светлана Александровна, учитель информатики, МОУ «СОШ 40» г.Оренбург.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Исследовательская деятельность на уроке Половникова Т.Г по материалам Интернет Январь 2011 года.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор: учитель высшей квалификационной категории МКОУСОШ 5 Капустина.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
Методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Готовность к инновационной деятельности - это совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно» (А. Дистервег)

Цель педагогического совета 1. Ориентация деятельности педагогического коллектива школы на повышение качества знаний обучающихся через использование проектно- исследовательской деятельности в обучении. 2. Пропаганда проектно-исследовательских деятельности обучения, обмен педагогическим опытом, осмысление педагогического, методического потенциала исследовательской деятельности.

ПЛАН ПЕДСОВЕТА 1.Что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя? А.В.Фролова 2. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальных классах. Р.С.Левкович – учитель начальных классов Знания, умения и навыки, которые необходимы учителю, для осуществления исследовательской деятельности (из опыта работы) Т.Ф. Чайка – учитель математики и информатики 3.Пути формирования учителя-исследователя (из опыта работы) А.С.Данильчик – учитель русского языка и литературы 4.Организация и развитие исследовательской деятельности учащихся Жук О.А.- учитель белорусского языка

Информация об участии учащихся школы в научно-исследовательских работах и олимпиадах за 2008/09 – 2012/13 уч. год. научно-исследовательские работы 2008/092009/102010/112011/122012/13 Всего57644 Приз. 1 Энергосбере жение, 2м, Фролова А.В., Чайка Т.Ф.) 2 по экологии- 3м, к-с проектов – 1м, Губарь С.Н. 2 Русский язык – 3м,энергосбе режение – 2 м, Данильчик А.С., Чайка Т.Ф. 1 Русский язык – 3м Данильчик А.С. - Химия – 5м, история –6 м, белорусский язык – 8м, физика- 6м.

-исследовательской деятельностью – (8)42% -высшую квалификационную категорию (10)56% -первую квалификационную категорию (6)33% -первая и высшая – 16 (89%)

Что включает в себя понятие «исследовательская деятельность» учителя?

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

1.«Книжки-самоделки»; 2.«Влияние музыки на рост и развитие растений», 3.«Модель действующего вулкана», 4.«Роль настольных игр в развитии», 5.«Детская площадка», 6.«Полезны ли жвачки и газированные соки», 7.«Тайны живой воды», 8.«Действующая модель машины»; 9.«Мои мультики», 10.«Проект класса будущего», 11.«Школа будущего»

Исследовательские работы: 2.«Влияние музыки на рост и развитие растений», 4.«Роль настольных игр в развитии», 6.«Полезны ли жвачки и газированные соки», 7.«Тайны живой воды», 9.«Мои мультики». Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные юными авторами гипотезы.

Проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи: 3. «Модель действующего вулкана», 8.«Действующая модель машины»; 10.«Проект класса будущего», 11.«Школа будущего», 5.«Детская площадка», 1.«Книжки-самоделки»

В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование - творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.

Левкович Раиса Степановна Учитель начальных классов ГУО «Свислочская средняя школа», руководитель школьного методического объединения Высшая категория «Организация проектно- исследовательской деятельности на уроках в начальных классах».

Чайка Тамара Федосовна УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ Знания, умения и навыки, которые необходимы учителю, для осуществления исследовательской деятельности

«Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади» Дж. Герберт Математика – это лес. Учитель прокладывает в нем просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть ориентиры, не теряться. Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, т.е. самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу и есть то, чему мы хотим научить.

Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным: выявлять необходимость в проведении исследований для получения нового знания; ставить исследовательские задачи; разрабатывать гипотезы; планировать проведение исследований; выполнять исследовательские действия; анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований.

Формулировки заданий могут быть такими: «Исследовать …». «Верно ли, что если …, то …». «Определить, какое из выражений больше ». «Существуют ли такие значения b, при которых квадратный трех­член имеет два корня, один из которых является положитель­ным числом, а другой отрицательным?». «Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является: а) числовой промежуток …; б) множество всех чисел». «Верно ли, что функция … при любом а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …?».

Каждая группа получила карточки, на которых были записаны точки с координатами. 1.А(0;1), В(0;-2), С(0;5), Д(0;- 4) 2.А(3;0), В(-2;0), С(2;0), Д(- 1;0) 3.А(2;5), В(1;3), С(3;4),Д(2;1) 4.А(-2;5), В(-1;3), С(-4;1), Д(- 5;2) 5.А(7;-3), В(4;-2), С(2;-4), Д(1;-5) a=0 b 0ось ординат a>0 b>0I четверть a 0II четверть a

В результате был составлен алгоритм организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики: Постановка проблемной задачи. Построение математической модели или работа с готовой моделью. Обнаружение закономерностей, выдвижение гипотезы. Проверка гипотезы. Выводы. Включение «новых» знаний в систему знаний. Построение перспективного плана применения «новых» знаний для решения задач.

Перед проектной деятельностью учитель должен продумать весь ход работы. Ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. А ребята должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

Проекты и исследовательские работы за последние три года Проект «Бережливая семья» автор ученица 10 класса Фролова Ольга занял 2 место в районном конкурсе. 2010/11 уч. Год Проект «Домик в деревне», автор ученик 9 класса Вертиховский Степан, 3 место в районном конкурсе. 2011/120уч. Год Исследовательская работа « Единичные дроби», автор ученица 8 класса Рыбакова Юлия, 2010/11 уч год, 6 место в районном конкурсе. Исследовательская работа « Задачи на клетчатой бумаге», автор ученица 10 класса Ильинчик Анастасия, 2011/12 уч. Год 5 место в районном конкурсе

Выводы: Реализация методов проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики; В процессе работы у учащихся формируются новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний; Проектно – исследовательская деятельность может использоваться для решения небольших проблемных задач, а так же для решения крупных, сложных для понимания вопросов.

Данильчик Алла Сергеевна учитель русского языка и литературы Пути формирования учителя-исследователя (из опыта работы)

Жук Оксан Александровна учитель белорусского языка и литературы Организация и развитие исследовательской деятельности учащихся

Исследовательские умения 1)операционные исследовательские умения (применять методы научного познания, выдвигать гипотезу, намечать цели и задачи исследования, делать выводы из полученных результатов и теоретического анализа концепций); 2)организаторские исследовательские умения (применять приемы самоорганизации и исследовательской деятельности, планировать научно- исследовательскую работу, проводить самоанализ и самоконтроль, регулировать свои действия в процессе работы); 3) практические исследовательские навыки (работать с литературой, проводить экспериментальное исследование, наблюдать факты и явления, собирать и обрабатывать данные, внедрять полученные результаты в практическую деятельность); 4)коммуникативные исследовательские умения (применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности, участвовать в обсуждении задания и распределении обязанностей при проведении коллективного исследования, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, излагать результаты при их анализе в проблемной группе, научной конференции).

классификация методов в связи со стадиями научного познания 1)факт (наблюдение, эксперимент, моделирование); 2)гипотеза (метод сходства, различия, остатка, сопутствующий изменений, мысленный эксперимент) ; 3) теория (аксиоматический метод, метод построения формализованных систем, гипотетико-дедуктивный).

Результаты исследования – совокупность новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Это: теоретические положения (новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развитие педагогической науки и практики), их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение; практические рекомендации: (новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам), их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.

Профессиограмма исследователя в области педагогики: Педагог- исследователь должен овладеть конкретными нормативными знаниями и навыками исследовательской работы в области педагогики (методологическую рефлексию, умение осмыслить и оценить собственную исследовательскую деятельность по определенным показателям, характеристикам)

Этапы формирования учителя- исследователя На первом этапе учитель осваивает традиционные формы методической работы, основывающиеся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров. На втором этапе работа учителя ориентирована на концепцию педагогического творчества, изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления учителем своей деятельности). Учитель анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями обучения. На третьем этапе (разработка учебно-методической литературы) учитель должен осознать необходимость собственной исследовательской деятельности, он принимает участие в разработке учебных программ, изучает возможности технологии обучения и преподавания своего предмета. На четвертом этапе (реализация собственных идей) учитель изучает свой опыт, разрабатывает авторские программы и учебно-методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии обучения. Пятый завершающий этап (разработка нового педагогического знания) предполагает подготовку учителем научных статей, написание им научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.

Профессиональный рост от учителя- практика к учителю-исследователю отражает схема «учитель- стажер -- учитель творчески работающий -- учитель- новатор - учитель-мастер -- учитель - инноватор»

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: Отметить положительный опыт учителей: Жук О.А., Левкович Р.С., Чайка Т.Ф., Данильчик А.С., по применению проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Администрации учреждения изыскать возможность о поощрении вышеназванных педагогов декабрь 2013г. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Фроловой А.В., продолжить формирование активной позиции педагогов по применению проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе постоянно. Рекомендовать всем учителям-предметникам использовать методы проектной и исследовательской технологий в целях повышения качества знаний обучающихся постоянно. Организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно- исследовательской деятельности в образовательном процессе постоянно.

Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии? Станет ли метод проектов основой для повышения качества образовательного процесса?