учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Павлово
Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению УМК «Начальная школа 21 века» Автор программы Ефросинина Л.А
Обучать чтению – значит готовить ребенка к жизни, обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека на основе формирования «умения учиться»
Цель: Формирование представлений о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе
Задачи: Задачи: Предметные: -Формировать навыки грамотного чтения; -Формировать знания о произведениях устного народного творчества; -Познакомить с особенностями произведений устного народного творчества; Метапредметные: -Развивать умение использовать произведения фольклора с целью поиска информации в различных источниках для решения учебных задач; -Развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Личностные: народ -Воспитывать любовь к родному краю через произведения устного народного творчества; -Прививать стремление к улучшению качества своей устной речи; и т.д
Психолого-педагогическое объяснение восприятия и освоения учебного материала детьми в соответствии с их возрастными особенностями Возрастные особенности детей 9-10 лет Основная деятельность – учебная Особенности развития познавательных процессов: Восприятие: Острота и свежесть Малая дифференцированность Слабость углубленного анализа при восприятии Выделение несущественных деталей Эмоциональность Внимание: Небольшая устойчивость Слабость произвольного внимания Память: Под влиянием обучения развивается в 2-х направлениях: Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным) Появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)
Особенности развития познавательных процессов Особенности развития познавательных процессов: Воображение: Совершенствуется воссоздающее воображение Развивается творческое воображение Мышление: Растет интеллект под влиянием обучения Развивается способность к обобщению и абстрагированию Происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности Появляется возможность делать обобщения, выводы, аналогии, умозаключения Формируются научные понятия (на смену житейским) Развивается аналитическая деятельность (от наглядно действенного к абстракно-умственному анализу от анализа 1 предмета к анализу связей и отношений между предметами и явлениями)
Ожидаемые результаты Предметные результаты: Ученик научится: -осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора; -понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений устного народного творчества, определять их главную мысль; Ученик может научиться: -пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения; -понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией; Метапредметные: Ученик научится: -использовать произведения фольклора с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; -наблюдать за собственной речью;
Ученик может научиться - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата Личностные Ученик научиться: - воспринимать прекрасное и эстетического на основе знакомства и любви к родному слову через произведения устного народного творчества; - сформируется потребность в развитии своей речи; Ученик может научиться: -самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; -находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
Технологии организации учебной деятельности учащихся Системно-деятельностный подход Дифференцированное обучение Развивающее обучение Информационные технологии Технологию сотрудничества Здоровьесбережение
Системно-деятельностный подход
Информационные технологии Работа с интерактивной доской и нетбуками
Информационные технологии Создание презентацийпрезентаций
Технологии сотрудничества Формы работы фронтальная
в парах групповая в парах групповая
Здоровьесбережение
Формы контроля Тест
Формы контроля
« Исключение лишнего» (определение уровня развития логического мышления) Анализируя, полученные данные отмечаю, что уровень развития познавательно – психических процессов после изучения темы вырос.
Опрос родителей По результатам опроса родителей видно, что чтение произведений устного народного творчества заинтересовало детей. Интерес к чтению в кругу семьи вырос.
Проект урока Дата проведения: г Дата проведения: г Класс: 3а Класс: 3а УМК «Начальная школа 21 века» УМК «Начальная школа 21 века» Автор учебника: Ефросинина Л.М.: Вентана-граф 2013г. Автор учебника: Ефросинина Л.М.: Вентана-граф 2013г. Тема Обобщение по разделу «Устное народное творчество» Тема Обобщение по разделу «Устное народное творчество» Тип урока Тип урока Урок-обобщениеУрок-обобщение Форма урока Урок с элементами проектной и исследовательской деятельностиУрок с элементами проектной и исследовательской деятельностиЦель Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество».Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное творчество». Задачи Задачи 1. личностные: 1. личностные: 2. метапредметных: 2. метапредметных: 3 Предметные 3 Предметные: Основные понятия Основные понятия Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества Оборудование Оборудование Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора, презентация с заданиями по теме урока, таблицы для каждого ученика «Русская волшебная сказка. Отличительные особенности», книга «Докучные сказки», созданная группой «Сочинители сказок».Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора, презентация с заданиями по теме урока, таблицы для каждого ученика «Русская волшебная сказка. Отличительные особенности», книга «Докучные сказки», созданная группой «Сочинители сказок». Организация пространства Организация пространства Работа в группах, фронтальная работРабота в группах, фронтальная работ
Список литературы 1. УМК «начальная школа 21 века» Программы четырехлетней начальной школы. Допущены Министерством образования РФ программы 1 части сборника (см. Приложение 4 к приказу МОРФ от г. 111) издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Вентана - Граф/ учебник, 2013 г. 2. Г.И.Вергельс, Л.А.Матвеева, А.И.Раев «Младший школьник: помоги ему учиться» Книга для учителей и родителей. – С.-Пб, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, Издательство «Союз», 2000 г. 3. Л.А Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс: учебник в 2 частях. Часть 1 и 2. – М.: Вентана - Граф / учебник, 2013 г. 4. Л.А Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс: Хрестоматия/ – М.: Вентана- Граф/ учебник, 2013г. 5. Л.А Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы 1 и 2 – М.: Вентана - Граф/ учебник, 2013 г. 6. О.В. Борисенкова, Н.А. Чуракова. О.В. Малаховская «Литературное чтение», 3 класс: Методическое пособие – М.: Академкнига/ учебник, 2013г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!