Проект «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» ГОАУ ЯО Институт развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Advertisements

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Муниципальная модель методического сопровождения разработки и реализации программ развития образовательных организаций, находящихся в трудных социальных.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Институт повышения квалификации работников образования и сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений воронежской области Обухова Л. А., проректор.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
«Профессиональное развитие педагогов в условиях введения профессионального стандарта» городской семинар
IX СЪЕЗД РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Алтайского края. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от «Об организации.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Транксрипт:

Проект «Развитие образцов субъектно-ориентированного педагогического процесса в основной школе в рамках реализации ФГОС» ГОАУ ЯО Институт развития образования Руководитель Проекта – С.К. Бережная, к.п.н., проректор ГОАУ ЯО ИРО Научный руководитель Проекта - В.В. Юдин, д.п.н., доцент кафедры ПТх ЯГПУ им К.Д.Ушинского

Основные проблемы реализации ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; недостаточная мотивация и отсутствие готовности к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС (реализация субъект-субъектных отношений; признание активной позиции обучающихся, ориентация на вариативность, индивидуализацию образования); принципиальная новизна инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); недостаточность опыта разработки рабочих программ учебных предметов, системы оценки и др. сложившаяся традиционная методика проведения, анализа и оценки урока. По материалам официальной прессы

Актуальность Основные документы, сопровождающие введение ФГОС ОО, не фиксируют принципиальных, качественных отличий его от первого традиционного ГОС, что создаёт риск формального внедрения и недостижения целей ФГОС. Требуется ключевое ядро новообразований, которое стало бы системообразующим фактором относительно педагогического процесса, инфраструктуры ОУ, управления переходом на ФГОС.

Идеи Проекта 1.Образовательный результат понимается в соответствии с системно-деятельностным подходом как освоенные способы деятельности, целостный опыт или компетенции 2.Есть строгое технологическое соответствие основных элементов педагогического процесса одного уровня или типа 3.Образовательный результат, востребованный ФГОС, формируется в процессе субъектно-ориентированного типа педагогического процесса (СОПП) и соответствующей общепедагогической технологией (ОПТх)

Инфраструктура Образовательная среда ОУ. Управление Идеи Проекта 4.Для достижения результата задействованы ресурсы среды, инфраструктуры школы и управления, между которыми существует четкое технологическое соответствие 5.Диссеминация опыта возможна при условии персонифици- рованного повышения квалификации педагогических кадров

Результаты Образцы опыта реализации СОПП, акцентирующие инвариантные, ключевые аспекты успешных практик, обеспечивающие высокие результаты за счёт реализации субъектной позиции Общая методическая платформа организации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в основной школе Методика использования ресурсов образовательной среды школы и ресурсов инфраструктуры для реализации субъектно-ориентированного педагогического процесса Методическое оснащение вариативной системы персонифицированного повышения квалификации педагогов (в системе ОУ – ММС – ИРО)

Типовые функции участников Управление (Департамент) образования разработка и апробация оптимальных форм взаимодействия с субъектами МСО и необходимой нормативной базы муниципального уровня для успешной реализации субъектно-ориентированного педагогического процесса (СОПП); Методические центры - обобщение накопленного опыта СОПП и методическое сопровождение его успешной реализации, включая средства соответствующего повышения квалификации педагогов; СОШ - наработка положительной практики реализации СОПП и на её основе фиксация требований к окружающей инфраструктуре и управляющим воздействиям; ИРО – систематизация методического опыта реализации СОПП с использованием ресурсов среды; оформление практики вариативного повышения квалификации педагогов.

Масштаб Проекта - Участники Проекта УгличРыбинскТутаевГОАУ ЯО ИРО Управление образования Администрации Угличского МР, в т.ч. информационно- методический центр. Департамент образования МО города Рыбинска Управление образования г.Тутаева Рабочая группа МОУ ДПО «Информационно- образовательный Центр» г. Рыбинска ИОЦ г. ТутаеваКафедра естественно- математическ их дисциплин МОУ СОШ 8 г. Углича, в т. ч. Межшкольный методический центр СОШ 3 г. Углича Отрадновская СОШ Угличского МР МОУ СОШ 32 им. академ. А.А. Ухтомского г. Рыбинска МОУ СОШ 1 с углубленным изучением английского языка г. Рыбинска СОШ 4 г. Тутаева СОШ 5 им.П.Н.Бучина г. Тутаева СОШ 7 им. Ф.Ф.Ушакова г.Тутаева

1 Задача. Реализация педагогического процесса субъектно- ориентированно го типа · Анализ имеющейся практики с позиций концептуальной базы Проекта · Апробация целостной организации ПП, доведение его описания до уровня конкретных технологий и методик. · Уточнение технологии проектирования ПП, отвечающего требованиям ФГОС. · Оформление рекомендаций по реализации СОПП. Этап 1 – 2014 г. Апробация теоретико-методических подходов Семинар установочный Семинар 1.1.Р Семинар 1.1.Т Семинар 1.1.У Инновационный семинар оргдеятельностного типа Семинар 1.2.Р Семинар 1.2.Т Семинар 1.2.У

Этап 1 – 2014 г. 2 Задача. Использование образовательной среды школы и ресурсов инфраструктуры Анализ взаимодействия школы и инфраструктуры, выявление его особенностей в процессе СОПП Определение условий для успешной реализации СОПП в школе (требования к образовательной среде и принципам взаимосвязи её компонентов, требования к управлению образовательной организацией) 3 Задача. Методическое оснащение вариативной системы персонифицированн ого повышения квалификации педагогов Определение требований (профессиональных компетенций) к педагогу, реализующему СОПП Определение подходов к систематизации образовательных ресурсов МР для повышения квалификации педагогов в МР

Отчетные материалы Проекта Группы мероприятий Этап 1. Апробация теоретико-методических подходов Этап 2. Систематизация опыта Этап 3. Диссеминация опыта 1.Реализация педагогического процесса субъектно- ориентированного типа ПП Субъектно- ориентированного типа. Рекомендации. Инструментарий анализа практики реализации ПП. Руководство. Методика диссеминации опыта субъектно- ориентированного образования. Отчет 2 Использование образовательной среды школы и ресурсов инфраструктуры Компоненты образовательной среды СОШ и требования к ним для реализации СОПП. Отчёт. ФГОС: образовательная среда. Руководство проектировщику. Ресурсы муниципального района для субъектно- ориентированного образования. Отчёт ФГОС: образовательное пространство. Рекомендации пользователю. 3. Методическое оснащение вариативной системы персонифицированног о повышения квалификации педагогов Профессиональные компетенции педагога, реализующего СОПП Ресурсы повышения квалификации работников муниципального района. Отчёт Методическое оснащение вариативной системы повышения квалификации работников образования. Отчет.

Рамки Проекта Образовательные учреждения и инфраструктура трёх муниципальных районов : 7 СОШ, 3 информационно- методических центра; Апробация методического обеспечения ведётся в рамках основной общеобразовательной школы; Стартовый состав команды от СОШ: 3-4 предметника, руководитель; ГОАУ ЯО ИРО: рабочая группа Проекта, кафедра естественно- математических дисциплин; Семинары 1 года: установочный, 3 запускающих в каждом МР, инновационный семинар орг-деятельностного типа, 3 завершающих семинара; Предполагается развертывание собственных программ продвижения СОПП в МР и отдельных СОШ; Всего за Проект: в МР – 18 семинаров, 1 ОДИ, 2 Конференции, консультационная работа; Длительность Проекта - 3 года.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА N п/п Источники и объемы финансирования Направления расходов (по годам) Средства регионального бюджета на обеспечение деятельности ИРО как РИП 600 тыс 200 тыс ФОТ на оплату разработок, средства на проведение семинаров для участников РИП 200 тыс ФОТ на оплату разработок, средства на проведение семинаров для участников РИП, конференции 200 тыс ФОТ на оплату разработок, средства на проведение семинаров для участников РИП, конференции тиражирование материалов проекта Средства ИРО на сопровождение деятельности РИП 150 тыс Транспортные расходы, командировочные расходы, экспертиза материалов 50 тыс Средства соисполнителей проекта 150 тыс Материальное поощрение участников проекта, организационные расходы 50 тыс

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА – С.К. БЕРЕЖНАЯ, К.П.Н., ПРОРЕКТОР ГОАУ ЯО ИРО НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА - В.В. ЮДИН, Д.П.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПТХ ЯГПУ ИМ К.Д.УШИНСКОГО Приглашаем к сотрудничеству! Резюме Проект предоставляет методологическую базу и инструментарий для введения ФГОС посредством: Образцов реализации в среднем звене общеобразовательной школы СОПП; Реальной практики использования образовательной среды школы и потенциала муниципального района для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; адекватной системы управляющих воздействий, системы персонифицированного повышения квалификации педагогических работников (в системе ОУ – ММС – ИРО).

Цели Проекта Конкретная цель: создание целостной системы педагогических, методических и организационно-управленческих средств обеспечения воспитания школьников в соответствии с требованиями ФГОС в образовательном пространстве муниципального района. Проект создаст условия для достижения стратегической цели: воспроизводство в подведомственных образовательных организациях современного педагогического процесса, отвечающего социально- экономическим запросам региона.

Риски Процесс передачи-освоения методик реализации СОПП ИРО (КЕМД) – СОШ будет недостаточно эффективным. Непринятие педагогами (методистами) опорных площадок позиций субъектно-ориентированного образования в силу его личной трудоёмкости. В СОШ, включенных в Проект, не достигнута критическая масса нового опыта и, как следствие, нет полного перехода педагогического процесса на ФГОС. Затруднения прорастания опыта СОПП из-за трудности изменения нормативно-правовой сферы.

Система средств Проекта Р Р Есть строгое технологическое соответствие основных и сопутствующих факторов достижения образовательного результата. В воспитании человека с личностными качествами, образованностью, отвечающими ФГОС, опираемся на общепедагогическую технологию (ОПТх) субъектно-ориентированного типа педагогического процесса. Педагогический процесс субъектно- ориентированного уровня – реализация полноценной образовательной деятельности

Уровни образовательного результата Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализо ванной) Опыт деятельност и (интеллекту альной) Опыт отношения к действитель- ности (мотивы) I. Ознакоми- тельный Знания-знакомстваНесформированна я деятельность, неуверенные действия Ассоциации(ассо циативное мышление) Бытовые потребности II. Формальный Знания- копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоя- тельное мышление Личная убеждённость в целесообразности деятельности IV. Творческий Знания - транс- формации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность саморазвития V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Рефлексия Нацеленност ь на само- реализацию

Общепедагогическая технология РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученикапедагога Ключевой элемент содержания образования определенно го уровня Стороны активности ПДе Методы обуч ения Интер- прета ция учебн ого содер жани я Контроль по ключев ому ЭСО Напряжен ность Отношение к учению ОПТх имеет единую для всех типов структуру, но разное наполнение !! ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22-ю элементами (Лабораторный вариант)

МТДЛ основания Проекта ОснованиеАвторыЧто используется Законы педагогики (1,2,5)Загвязинский В.И., Краевский В.В. 1-целостность образ. результата; 2- деятельность обучающегося как основной фактор результата; 5 – ориентация на социальный заказ Результат – освоенные способы Де, социальный опыт Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Структура опыта, компетенция как 4-х компонентная структура (Юдин В.В.) Теория учебной деятельности Давыдов В.В., Шамова Т.И. Структура, уровни, ключевые характеристики Де ученика (для инструментария) Уровневый характер результата, деятельности, методов Беспалько В.П., Шамова Т.И., Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Уровневая метамодель педагогического процесса (Юдин В.В.) Типы ПП и их технологическое описание Скаткин М.Н. Юдин В.В. Реперные точки оценки ПП (Инструмен- тарий). Позиционирование ФГОС Функции образования как социальной системы Скаткин М.Н., Громыко А.В. ФГОС – лишь фиксация социального заказа

Составляющие образовательной среды Материальные: визуализированная среда, инфраструктура, планировка помещений, средства обучения, помещения (расположение, рекреации, интерьеры, средства наглядности), компьютеры с доступом в интернет, программные средства. Информационные ресурсы (библиотека, сетевые ресурсы), дидактико-методические материалы для организации деятельности обучающихся. Нематериальные: управление - система организации персонала, организационная культура, методическая работа, психологический климат, доступность свободных образовательных ресурсов (открытость библиотеки, интернета, лабораторий, мобильность организационных форм их использования), устремления участников образовательного процесса, форма одежды учащихся (как она устанавливается в данной ОО) Инфраструктура для организации самостоятельной деятельности обучающихся, степень открытости ОО для общества,

Идеи Проекта 1.Образовательный результат понимается в соответствии с системно-деятельностным подходом как освоенные способы деятельности, целостный опыт или компетенции 2.Есть строгое технологическое соответствие основных элементов педагогического процесса одного уровня или типа 3.Образовательный результат, востребованный ФГОС, формируется в процессе субъектно-ориентированного типа педагогического процесса (СОПП) и соответствующей общепедагогической технологией (ОПТх) 4.Для достижения результата задействованы ресурсы среды, инфраструктуры школы и управления, между которыми существует четкое технологическое соответствие 5.Диссеминация опыта возможна при условии персонифицированного повышения квалификации педагогических кадров