У ЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим – меньше болеем!»
А ВТОРЫ ПРОЕКТА : Ермолина Людмила Николаевна учитель-логопед Мальцева Анастасия Юрьевна инструктор по физическому воспитанию Черткова Валентина Ивановна медицинская сестра МБДОУ «Сивинский детский сад 2», Сивинский район.
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сенситивным периодов психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального психического и физического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирование здоровья.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в логопедический пункт (так как в сельской местности нет специализированных групп компенсирующей направленности), недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, формирование внимания к ощущениям в акте дыхания, использование нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
В связи с этим учитель- логопед, инструктор по физическому воспитанию и медицинская сестра детского сада в последние годы ввели в свою практику использование здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.
П РОБЛЕМА : У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НАБЛЮДАЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ, ЧТО ЗАТРУДНЯЕТ ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИОННО - РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПОВЫШАЕТ РИСК ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания при помощи вовлечения всех участников педагогического процесса в работу клуба «Правильно дышим – меньше болеем!»
З АДАЧИ : Расширение знаний педагогов, родителей и детей о дыхании и создание доверительных отношений в процессе совместной деятельности; Проведение мастер-классов по ознакомлению педагогов, родителей и детей с различными видами упражнений для развития правильного дыхания и обучение их доступным средствам развивающим дыхание; Изготовление нестандартного оборудования и картотек дыхательных гимнастик, направленных на развитие речевого дыхания, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, совершенствование функций дыхания в процессе выполнения физических упражнений; Создание взаимосвязи педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста через открытие клуба по формированию правильного дыхания «Правильно дышим – меньше болеем!», и разработка его программы; Пропагандирование знаний и навыков по формированию правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов района.
Т ЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ : Суть всех дыхательных игр и упражнений речевого и физиологического дыхания заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма детей с речевой патологией. Рассматривая физиологическое дыхание, как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент формирования устной речи, удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Х ОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : 1 этап – подготовительный. Создание рабочей группы по реализации проекта (ноябрь 2012г.). Ответственный: Ермолина Л.Н.; Изучение литературы и различных методик по данной теме (декабрь 2012г.). Ответственный: рабочая группа; Анкетирование родителей «Что вы знаете о пользе правильного дыхания» (декабрь 2012г.). Ответственный: Мальцева А.Ю. Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, степени сформированности практических умений и навыков (декабрь 2012г.). Ответственный: Ермолина Л.Н., Мальцева А.Ю.; Мониторинг заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (декабрь 2012г.). Ответственный: Черткова В.И.
О ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Создана рабочая группа по реализации проекта, определены направления работы; Изучены литературные источники и интернет ссылки по данной теме; Проведено анкетирование родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР; Проведены мониторинговые обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ. Проведение мастер-классов: «Парадоксальная дыхательная гимнастика» (по А.Н.Стрельниковой). Цель: познакомить родителей, педагогов и детей с нетрадиционной методикой оздоровления по системе А.Н.Стрельниковой и обучить их приемам ее проведения. Апрель 2013г. Ответственный: Черткова В.И. «Выработка воздушной струи, как необходимый и значимый аспект для постановки звуков». Цель: обучение родителей и детей формированию правильного речевого дыхания. Май 2013г. Ответственный: Ермолина Л.Н. «Выработка у детей старшего дошкольного возраста способности к ритмическому дыханию в сочетании с физическими и эмоциональными нагрузками на организм в многочисленных игровых ситуациях». Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями дыхания старших дошкольников во время выполнения физических упражнений. Сентябрь 2013г. Ответственный: Мальцева А.Ю.
Разработка программы работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» с различными методами развития правильного дыхания (январь, февраль 2013г.). Ответственный: рабочая группа. Проведение заседаний клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» с привлечением всех участников педагогического процесса (1 раз в квартал). Ответственный: рабочая группа. Проведение совместных родителей с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР физкультурно-оздоровительно-речевых досугов: - «Путешествие в страну «Правильнодыши»; - «Фея Правильнодыши в царстве Снежной Королевы»; - «Фея Правильнодыши в гостях у Мойдодыра»; - «Фея Правильнодыши спешит на помощь Дюймовочке». Раз в квартал. Ответственный: рабочая группа. Проведение конкурса по изготовлению нестандартного оборудования педагогами и родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР на развитие правильного дыхания и оформление выставки работ «Очумелые ручки спешат на помощь фее Правильнодыши!» (январь 2014г.). Ответственный: рабочая группа.
О ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : Педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста ознакомлены с различными комплексами дыхательных гимнастик; Разработана программа клуба «Правильно дышим – меньше болеем!»; Налажена совместная работа педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста с ОНР по развитию правильного речевого дыхания на заседаниях клуба «Правильно дышим – меньше болеем!»; Сделано родителями и применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР нестандартное оборудование на развитие правильного дыхания.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Обобщение опыта работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» по досуговой деятельности на районном методическом объединении учителей- логопедов (декабрь 2013г.). Ответственный: Ермолина Л.Н.; Публикация на сайте ДОУ фотовыставки «Очумелые ручки спешат на помощь фее Правильнодыши!» с представлением конкурсных работ с приложением инструкции по их изготовлению (ноябрь 2013г.). Ответственный: Мальцева А.Ю. Создание на электронном носителе сборника конспектов совместных родителей с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР физкультурно- оздоровительно-речевых досугов (м арт – апрель 2014г.). Ответственный: рабочая группа.
Оформление страницы с комплексами дыхательных гимнастик для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на сайте детского сада (1 раз в квартал). Ответственный: рабочая группа. Обобщение опыта работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» по формированию правильного дыхания на зональном и краевом уровне (по завершению проекта). Ответственный: рабочая группа. Определение эффективности проекта (мониторинги) (май 2014г.) Ответственный: рабочая группа.
О ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : По результатам мониторинга – понизился уровень заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с ОНР; Обобщён опыт работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» на зональном и краевом уровне; Оформлена страница с комплексами дыхательных гимнастик для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на сайте детского сада; Используется сделанное родителями нестандартное оборудование в НОД и режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ : Сборник конспектов совместных родителей с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР физкультурно-оздоровительно-речевых досугов на электронном носителе; Программа клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» на электронном носителе.
А ПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА : Работа по проекту оздоровительно-речевого клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» проводится на базе МБДОУ «Сивинский детский сад 2». Охватывает группу детей старшего дошкольного возраста с ОНР, их родителей, педагогов ДОУ. Проект реализовывается в период с ноября 2012 по май 2014 года.