Формирование ценностных ориентаций обучающихся в процессе реализации проекта «Читающее поколение». Елфимова Т.А. Преподаватель истории и Обществознания МБОУ гимназия 18
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский
Проблемы: Уменьшение количества читающих детей Переключение детей на электронные «заменители» книг Моральные ценности не становятся основой нравственных поступков. Пассивность и нежелание брать на себя ответственность в социальной деятельности.
Цель проекта создание условий, способствующих воспитанию «Homo Legens – Человека Читающего».
Задачи проекта: 1.Формирование у учащихся потребности в чтении книг. 2. Развитие инициативы и творческих способностей участников проекта через организацию социально значимой деятельности. 3. Привлечение внимания родителей к проблемам замены книги на электронные поисковые системы и Интернет- зависимость. 4.Развитие таких гражданских качеств личности, как долг, ответственность, совесть, активность, гражданское сознание, чувство патриотизма и интернационализма, адекватное отношение к делам государства и делам собственным, чувство личной свободы, политическая культура, единство гражданского сознания и поведения.
Основные направления проекта Проект «Читающее поколение» социологическоетворческое исследовательское Практическо- ориентированное
Социологическое направление Цель: выявить условия, при которых формируется потребность к чтению 1 ) Разработка анкет и проведение опроса первоклассников и их родителей 2) Тестирование 5-х классов на выявление уровня сформированности навыка чтения (методика Л.А. Ясюковой) 3) Тестирование 10-х классов на выявление признаков Интернет-зависимости (опросник Я. Кимберли) 4) Выявление читательских предпочтений выпускников гимназии.
Результаты социологического исследования
Результаты исследования Количество учащихся 9-10 кл. (%), склонных к Интернет-зависимости % затраченного времени в сети
Читательское древо семьи
«Дедушке нравится книга «Туманность Андромеды» И. Ефремова, потому что люди в этой книге совсем другие: более высококультурные, развиты эмоционально и технически.» «Мой папа постоянно перечитывает книги Валентина Пикуля, а мама любовные романы Сидни Шелдон» « В нашей семье очень много журналов «Роман- газета», когда я стал выяснять откуда они, то оказалось, что мои прабабушка и прадедушка выписывали этот журнал и постоянно читали.»
Исследовательское направление «Особенности психологического влияния Интернет на детей периода ранней юности» - проект ученицы 10 В класса Сусловой Евгении. Результат: 1. Рекомендации для детей и родителей «Как не стать Интернет- зависимым». 2. Классный час в 10 В классе. 3. Выступление на родительском собрании в 1 В классе е место в городской научно- практической конференции.
Родительское собрание на тему: «Интернет: друг или враг?»
Исследовательское направление «Чтение как средство формирования нравственных ценностей личности» – проект ученицы 11 Э класса Стародумовой Дарьи. Результат: 1.Составление буклета «Я – человек читающий» 2.Проведение классного часа в 11 Э, 6 В классах. 3.3 – место в городской научно- практической конференции.
Творческое направление Подготовка и проведение праздника для первоклашек «Человек Читающий» по произведениям Д.Н. Мамина- Сибиряка.
Творческое направление Участие в городском конкурсе «Тень каравеллы», посвященном произведениям В.П. Крапивина. 1 место среди городских команд
Творческое направление Составление книги «Отечественная война 1812 года – события, герои, подвиги» (участники 6 Г класс) «Утро 7 сентября 1812г.» рисунок Пономарева Дмитрия 6Г класс, 13 лет.
Практико-ориентированное направление Создание тактильной книги «Муха-Цокатуха» для слабовидящих детей.
Городская акция «Особым детям – особые книги»
Ценности, формируемые в ходе реализации проекта: Любовь к «малой Родине» Ответственность Забота о младших Ценностное отношение к Природе, Справедливости, Дружбе, Знаниям. Самореализация Социальная активность
Спасибо за внимание!