Использование метода устной истории в рамках проектного обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Большие и маленькие истории новейшей истории. Под патронатом Института исследований тоталитарного режима Реакция на «большую историю» при помощи семейной.
Advertisements

Интервью Интервью – это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Биография в истории места Как проводить биографическое исследование? Биография в истории места.
Роль дидактической системы учителя истории в развитии творческих способностей учащихся Быстрова Людмила Владимировна Учитель истории 1 категории МОУ СОШ.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Найм персонала магазина Где найти и как выбрать нужного сотрудника? Методы и приемы отбора эффективных работников.
§ 10 Многообразие современного мира. Современное человечество– это 6 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, около двухсот государств; это многообразие.
Конкурсная - игровая программа по избирательному праву.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Семинар «Экономическое и бизнес-образование» 2 ноября 2009 год.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МОУ СОШ 69 1 – а класс.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Транксрипт:

Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Основные дидактические постулаты Должны ли студенты только воспроизводить историческую фактографию? Должна ли история культивировать историческое сознание? Возможно ли объективное познание прошлого, или история исключительно субъективное переживание? Осознают ли ученики, что прошлое всегда «каким-то» образом предствалено? Использование метода устной истории в рамках проектного обучения 2

Использование метода устной истории в школьной практике Одна из возможностей подвести студентов к самостоятельному размышлению об истории – это проектное обучение с использованием метода устной истории (живой истории) в педагогической практике. Устную историю можно определить как метод, при помощи которого исследователь ( в нашем случае ученик) получает новые знания на основании устного сообщения (свидетельства) лиц, которые были участниками или свидетелями конкретного исторического события и их личные переживания (отношение, позиция) могут обогатить знания ученика относительно определенного исторического периода или процесса. 3 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Использование метода устной истории в школьной практике Устная история относится к методам, которые использую различные гуманитарные науки, и эта интердисциплинарность особенно подходит для внедрения метода устной истории в школьную практику. Ученики таким образом в непринужденной и естественной форме получают определенный личный взгляд на историю. Они осознают, что рядом с «большой историей» (политическая история) имеет место и социальная история, представленная в каждодневной жизни «обыкновенных людей». 4 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Возможные цели для использования метода устной истории в школьной практике Встреча с родственниками для обсуждения определенной исторической темы. В непринужденной форме мотивирует студентов изучать новейшею историю (новые знания кроме обязательной информации, которую студент получит в школе). Знакомит студентов с проблематикой новейшей истории и теми ее аспектами, которые не обязательно предусматривает учебный план (напр., с второстепенными темами учебного плана). 5 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Возможные цели для использования метода устной истории в школьной практике Могут познакомиться с региональной спецификой истории (напр., революция в столице могла проходить по-другому, чем в провинции). Проект может быть реализован как в рамках стандартного обучения, так и, например, в рамках исторического семинара или самостоятельной работы студентов в их свободное время. Студенты понимают разницу между коллективной и индивидуальной памятью. 6 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Возможные цели для использования метода устной истории в школьной практике Встречи с современниками. Проект показывает студентам и другие формы обучения, поиска информации помимо привычного обучения по школьной программе (посещение музея, архива, специализированного учреждения). Проект имеет целый ряд межпредметных связей (в первую очередь речь идет о общественных науках и медиальном воспитании), при его реализацией можно освоить много практических навыков (работа с аудио-, и видеотехникой). 7 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Школьный проект «От тоталитаризма к демократии» Проект «От тоталитаризма к демократии», старается в интересной форме рассматривать процессы трансформации в нашей стране после 1989 года. Понятные на первый взгляд факты, которые казались непоколебимыми, могут вступать в конфронтацию с новыми фактами или личным опытом, которые придают новую окраску, или корректируют взгляд на данное событие. Темы, которые все еще теплятся в сознании общества, ведется полемика об их интерпретации, и поэтому они все еще живы, как в рамках «большой» истории, так и «семейной памяти». 8 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Пример структуры интервью с очевидцем Идентификация современника: анонимно. Он должен дать согласие на публикацию: пол, возраст, происхождение, образование, ориентировочное место проживания, ни в коем случае не публиковать личные данные. Стиль жизни в конце 80-х лет – мода, ретро. Атмосфера 1989 года. Взгляд на Гражданский форум ( Občanské Forum) и Вацлава Гавла. Размышления о роли дисидентского движения и его места в обществе до ноября 1989 года Распад Варшавского договора, вывод войск СССР с территории республики 9 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Следующие возможные вопросы Свободные выборы и появление партий Начало действия рыночной экономики или прямое сравнение: рыночная или планированная экономика Законодательные изменения Отход от коммунистического прошлого Реабилитация невинно осужденных Отношение людей к бывшим членам КПЧ - люстрация Возвращение имущества - реституция 10 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Следующие возможные вопросы Отношения между чезами и словаками Возможность или невозможность дальнейшего существования федерации Приватизация государственного имущества частными предпринимателями Изменение стиля жизни 11 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Современник (особенно старшего возраста) воспринимает свой рассказ как подведение итогов своей жизни и непрерывно отходит от темы. Современник рассказывает о своих впечатлениях с точки зрения ретроспективной оценки ситуации, то есть, оценивает ее с позиции сегодняшнего дня (проецирование). Интервьюер недостаточно знаком с актуальной жизненной ситуацией (личной, социальной) современника. 12 Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над биографическим интервью Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Современник не согласен разговаривать, если беседа записывается. Разочарование современника в себе самом из-за своей сегодняшней экономической или социальной ситуации Заверение современника (интервьюируемого), что аудиозапись будет переписана, и что он будет иметь возможность сделать правки в транскрипте. 13 Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над биографическим интервью Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Потеря бдительность с очень «любезными» современниками – часто за этим стоит желание «засветиться» любой ценой. Ученик должен тщательно познакомить современника с философией школьного проекта (каким образом будут представлены отдельные этапы). Ученик должен ставить открытые вопросы (задавать по одному вопросу, а не группу вопросов), чтобы современник не отвечал односложными ответами ДА, НЕТ, вопросы должны создавать логические рамки. 14 Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над биографическим интервью Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Ученик должен начинать интервью «потихоньку», в начале выбирать темы «полегче», должен расположить к себе интервьюируемого (этот аспект, разумеется, не распространяется на членов семьи) Ученик должен хорошо подготовить звукозаписывающую технику Современник принимает решение (когда угодно) о невозможности публикации 15 Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над биографическим интервью Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Ученик должен следить за длительностью разговора, учитывая свою сосредоточенность и усталость современника; в целом, предлагается вести беседу не более 90 минут на качество интервью может повлиять разница в возрасте между учащимся и очевидцем (проблема языка) Опасения интервьюируемого, что ему уже не так хорошо служит память, или, что он не умеет хорошо высказываться Для интервью необходимо выбрать спокойное место (чтобы не быть потревоженными третьим лицом. 16 Самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над биографическим интервью Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

День проекта Очень важным элементом, который эффективно дополняет использование метода «живой» истории в школьной практике, является День проекта. В рамках изучения истории предлагается форма педагогики- переживания, когда учащиеся посредством реконструкции исторических событий вынуждены принимать решения в игровой форме. 17 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения

Секции Стиль жизни в конце 80-х годов – мода, ретро Предвыборная кампания: первые независимые выборы в 1990 Андеграунд – альтернативная культура, отличная от официальной, в конце 80-х - в начале 90-х в ЧССР, ЧСФР (панк, металл и т.д.) Реституция: возвращение имущества в частную собственность Приватизация: изменение структуры собственности Комиссия по люстрации Организованная преступность Художественная секция 18 Использование метода устной истории в рамках проектного обучения