Презентация по предмету: юридическая психология на тему: психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Красноярске Кафедра социальной работы ВЫПУСКНАЯ.
Advertisements

Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Региональная программа Ульяновской области «Протяни руку будущему!»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Работу выполнил: Студент группы ПВу-3 Григорьев Евгений ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КРИМИНОЛОГИЯ НА ТЕМУ: «РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»
Выполнила работу: Надолинская Н. Проверил: Помянтовский А.Н.
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Несовершеннолетние правонарушители Выполнила студентка 2 курса ГОУВПО ТГПИ Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Проект.
Классификация осуждённых к лишению свободы на отдельные категории производится по нескольким соображениям: * Различные категории осуждённых требуют к.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Тема 8. Пенитенциарная психология. 1.Психология осужденного. 2.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных. 3.Социально-психологическая характеристика.
Содержание: Воинская обязанность Правовая основа воинской обязанности Воинская обязанность граждан предусматривает… Воинский учет Не состоят на воинском.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Лекция 14 1.Понятие и теории наказания 2.Функции и признаки наказания 3.Цели наказания 4.Альтернативы наказанию ПЛАН ЛЕКЦИИ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Презентация по предмету: юридическая психология на тему: психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации

Структура презентации: 1. Цели презентации 2. Изучение личности осужденного 3. Особенности психологии осужденных 4. Предмет и задачиисправительной (пенитенциарной) психологии 5. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации. 6. Социальнаяреадаптация освобожденного 7. Выводы

Цели презентации : Обзор понятия и основные периоды, психических состояний осужденного Обзор понятия и основные периоды, психических состояний осужденного Определение понятие и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии Определение понятие и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии Рассмотреть проблемы наказания и исправления преступников Рассмотреть проблемы наказания и исправления преступников Сделать выводы Сделать выводы

Изучение личности осужденного Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор.

Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты; частые межличностные конфликты; недоброжелательность окружения; недоброжелательность окружения; грубость обращения; грубость обращения; скудные бытовые условия; скудные бытовые условия; криминальная субкультура; криминальная субкультура; постоянное давление со стороны персонала; постоянное давление со стороны персонала; криминализированных групповых лидеров. криминализированных групповых лидеров.

Неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Наказание по уголовному закону, являясь карой за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства. Такова догма права. А какова правда жизни? А какова правда жизни? Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка.

Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации. Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации. Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и на другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников Исправить и воспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную перестройку, изменить его личностную направленность. Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние – самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения – раскаяние.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше 5 лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывающих длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый 3 из них нуждается в помощи психотерапевта. В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.

Особенности психологии осужденных Проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, освобождения); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях. Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случаях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следствием полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь.

Изменение психических состояний связано с определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые три- четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Психология осужденного в начальной стадии пребывания в ИТУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражительности по отношению к возникающим ситуациям.

Период связан с ценностной переориентацией осужденного, принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, выработкой стратегии и тактики поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы». Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы». «Законы» эти просты и жестоки, санкции их примитивны и однообразны – увечье, побои, а иногда и лишение жизни.

Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.

Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. Процесс перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения. В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.

Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лишения многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям. Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.

В России на каждого осужденного составят психологическое досье и прогноз поведения Федеральная служба исполнения наказаний РФ начинает разрабатывать программу индивидуального прогнозирования поведения осужденных. На каждого арестанта профессиональные психологи составят подробное досье и дадут свой прогноз, чего можно ждать от осужденного, а соответственно, какой вид ограничения свободы к нему можно применить. Отдельные прогнозы будут даны тем преступникам, кого суд оставит на свободе - условно осужденным и приговоренным к обязательным работам.

Предмет и задачи исправительной (пенитенциарной) психологии Исправительная (пенитенциарная от лат. "poenitentiarius" покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Среди осужденных (заключенных) – люди, потерявшие ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями – психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией. Эти люди остро нуждаются в медико- реабилитационном и психотерапевтическом режиме.

Основной « грех тюрьмы» – отрыв человека от его социального лона, разрушение социальных связей личности, подавление ее способности к свободному целеполаганию, разрушение ее возможности человеческой самореализации.

Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи: исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению исследование с психологических позиции самого процесса исправления изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ).

по оказанию социальной помощи и поддержке осужденных, создающая предпосылки для их исправления в период отбывания наказания Работа по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания представляет собой комплексную деятельность: оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы Работой по ресоциализации осужденных на профессиональной основе занимаются начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники социальной защиты, которые работают по установленным методикам и программам.

Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными. К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. В первую очередь от работников ИУ требуется: особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость. Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности - главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения.

Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации Деятельность исправительных учреждений направлена на решение 2 основных задач – исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного – формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.

Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, ИУ должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и, по существу, делает человека неспособным к последующей жизни на свободе. В этих условиях возникает почти необратимый процесс регресса личности.

В России начнется формирование системы реабилитационных центров для бывших осужденных Об этом сообщил ИТАР-ТАСС директор Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Калинин. По его словам, ежегодно из российских тюрем освобождаются более трехсот тысяч человек и очень многие после выхода на свободу не могут устроить свою жизнь. Как сказал глава ФСИН, в ряде регионов уже есть реабилитационные центры для бывших осужденных и опыт их работы положительный. По статистике, те, кто проходят через такие центры, в 5-6 раз реже совершают преступления повторно.

Краткая характеристика уголовно- исполнительной системы Российской Федерации По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 864 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек; в 755 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек; в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось - 131,4 тыс. человек; в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось - 131,4 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,8 тыс. человек; в 7 тюрьмах отбывало наказание 2,8 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних 5,9 тыс. человек. в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних 5,9 тыс. человек. В учреждениях содержится 69,1 тыс. женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 846 детей. В учреждениях содержится 69,1 тыс. женщин, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 846 детей.

Численность лиц, находящихся в местах лишения свободы

Уголовная политика США и России В ныне существующей уголовной политике США и России обнаруживается несомненное сходство, и в первую очередь это огромное количество так называемого тюремного населения. США и Россия – самые «тюремные» страны мира. В 140-миллионной России в тюрьмах содержится около 900 тысяч заключенных, в 300- миллионных США – их 2 миллиона. В относительных величинах это примерно 600 заключенных на 100 тысяч гражданского населения. В Западной Европе такое соотношение составит менее 100 человек на 100 тысяч, в Южной Америке – более 100. США и Россия – самые «тюремные» страны мира. В 140-миллионной России в тюрьмах содержится около 900 тысяч заключенных, в 300- миллионных США – их 2 миллиона. В относительных величинах это примерно 600 заключенных на 100 тысяч гражданского населения. В Западной Европе такое соотношение составит менее 100 человек на 100 тысяч, в Южной Америке – более 100.

США и Россия – самые «тюремные» страны мира.

Данные об относительном количестве заключенных по некоторым странам:

Социальная реадаптация освобожденного Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных жизненных условиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения – ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.

Проведенный ВНИИ МВД опрос осужденных показал следующее, на вопрос: С какими трудностями вы опасаетесь столкнуться после освобождения? Опрошенные ответили 12,5% с предвзятым отношением по месту работы; 11,3% по месту жительства; 19,6% указали на сложность включения в нормальную жизнь. Показатели интенсивности рецидива преступлений, наибольшая вероятность «срыва» – совершение повторного преступления – приходится на первый год после освобождения. Этот год должен быть годом социальной реабилитации освобожденного с соответствующим социально-правовым его обеспечением, созданием условий для начала его новой жизни.

Нужны, конечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица социальным ожиданиям. Но социальный контроль должен сопровождаться содействием патронажных органов упрочению положительных связей реабилитируемого лица с социальной средой. Проблемы заключённых, освободившихся и их родных касаются не только их самих, но и всего нашего общества, всех общественных институтов. Проблемы заключённых, освободившихся и их родных касаются не только их самих, но и всего нашего общества, всех общественных институтов. Нельзя отгородиться от тех, кто находится "по ту сторону решетки", забыть о них, вычеркнуть их из жизни. Нельзя переложить эту заботу на плечи государства. Эта беда касается всех, все в ответе за них и за то, какими они вернутся в общество. Нельзя отгородиться от тех, кто находится "по ту сторону решетки", забыть о них, вычеркнуть их из жизни. Нельзя переложить эту заботу на плечи государства. Эта беда касается всех, все в ответе за них и за то, какими они вернутся в общество. Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений социума.

Выводы Психология осужденного – психологические состояния, которые развиваются в местах лишения свободы. Психология осужденного – психологические состояния, которые развиваются в местах лишения свободы. Большую роль играет исправительная психология, которая изучает психологические основы ресоциализации – восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания. Большую роль играет исправительная психология, которая изучает психологические основы ресоциализации – восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности – основная задача исправительных учреждений. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности – основная задача исправительных учреждений.

Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности. Перед работниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности. Пенитенциарное воздействие – воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения – лишь условие для принятия ею своих решений. Пенитенциарное воздействие – воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения – лишь условие для принятия ею своих решений. Нетрудоустроенность, отсутствие жилья и элементарных средств существования у категории граждан, которые освободились, а также отсутствие заинтересованных организаций способных помочь им решить их проблемы, усугубляют ситуацию и вынуждают освободившихся идти на совершение новых преступлений. Нетрудоустроенность, отсутствие жилья и элементарных средств существования у категории граждан, которые освободились, а также отсутствие заинтересованных организаций способных помочь им решить их проблемы, усугубляют ситуацию и вынуждают освободившихся идти на совершение новых преступлений. Ситуацию можно изменить создав реабилитационные центры для освободившихся из мест лишения свободы.

С п а с и б о з а в н и м а н и е !