1 Развитие направления реструктуризации просроченных кредитов физических лиц как инструмента восстановления качества активов розничного банка Интеллектуальная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллектуальная реструктуризация НАША РАБОТА – ВАША УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ МЕЖБАНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОВЕРИЕ.
Advertisements

Управление дефолтностью кредитных портфелей сегмента mass market.
Программный продукт «АРМ КО» для автоматизации розничного обслуживания физических лиц в банке.
Стандартизация продуктов и процессов на уровне банковской системы, как тренд развития розничного бизнеса Саблин М.Т., 2014.
Образовательный кредит с государственной поддержкой.
1 Опыт построения скоринговых моделей, основанных на использовании информации о социальных сетях. Руководитель департамента розничного кредитования Раев.
Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края»
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Докладчик: Галимов Ильшат Анварович Руководитель Департамента восстановления качества активов РББ Бизнес-единицы Коллекторский бизнес ФК «УРАЛСИБ» Технология.
ОАО «АРИЖК», 2012 г. Активная реструктуризация ипотечных жилищных кредитов.
Кредитная программа для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, без обеспечения.
Образовательный кредит 2012 год. Образовательный кредит 2 - это кредит, предоставляемый абитуриентам и студентам образовательных учреждений на оплату.
Equifax Confidential and Proprietary Снижение кредитных рисков с помощью Бюро кредитных историй IX Национальная конференция по микрофинансированию 19 ноября.
Кредиты Программное обеспечение (бэк офис) учета банковских операций по кредитам.
28 марта 2008 года, Конференция «Ипотечное кредитование в России» Актуальные вопросы информационного обеспечения деятельности ипотечных банков и кредитных.
Алексей Козырев, заместитель генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Розничное кредитование сегодня: эффективное управление рисками.
«Основные подходы к формированию стандартов качества кредитов малому и среднему бизнесу» Докладчик: Девятериков Артур Борисович Начальник Управления продаж.
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ВЫДАЧИ КРЕДИТОВ FIS Decision Maker.
Предприниматель Заявка на получение кредита Банки-партнеры Фонда: -Сбербанк России; - Россельхозбанк; - Крайинвестбанк; - и другие.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА НА ТЕМУ: «Совершенствование управления просроченной задолженностью физических лиц в коммерческом банке.
Транксрипт:

1 Развитие направления реструктуризации просроченных кредитов физических лиц как инструмента восстановления качества активов розничного банка Интеллектуальная реструктуризация

2 Практика Банка УРАЛСИБ – внедрение системы реструктуризации До внедрения централизова нной модели После внедрения централизов анной модели Консультация должника осуществлялась только при личной явке в ТП* Заявление можно оформить только в ТП От должника требовался большой пакет документов (6- 10 документов); Консультация должника осуществляется по федеральному номеру Заявление м/б подано не толь ко в ТП, но и при выездах к должникам, через интернет От должника требуется только заявление и паспорт Решение о реструктуризации принималось на Кредитном комитете на основании решения рабочей группы; Реструктуризация возможна только при сроках просроченной задолженности менее 6 месяцев; Решение о реструктуризации принимается единолично руководителем централизованного подразделения; Реструктуризация возможна при любых сроках ПЗ*; Разработаны варианты реструктуризации для ПА со сроками ПЗ более 6 месяцев в месяц поступает около 100 заявлений на реструктуризацию от клиентов срок рассмотрения заявления на реструктуризацию – не более 30-и дней уровень дефолтности - около 80% в месяц поступает около 900 заявлений на реструктуризацию от клиентов (в период проведения Акций - около заявлений) срок рассмотрения заявления на реструктуризацию – не более 3-х рабочих дней уровень дефолтности - не более 20% Обращение за реструктуризацией Принятие решения Статистические данные До и после внедрения централизованной модели реструктуризации просроченной кредитной задолженности физических лиц Результат 80 ПШЕ*; 20% новых просроченных кредитов уходят в сегмент 60+; Уровень потерь по кредитам 60 + составляет 32%; 14 ПШЕ*; 10% новых просроченных кредитов уходят в сегмент 60+; Уровень потерь по кредитам 60 + не превышает 28%; *ТП - Точка продаж *ПЗ - Просроченная задолженность *ПШЕ - Производственная штатная единица

3 Практика Банка УРАЛСИБ - Варианты реструктуризации Legal – collection Soft/ Hard – collection этапы/ варианты Middle – collection График Мировое соглашение Индивидуальный график Индивидуальный график Пролонгация/ отсрочка оплаты ОД Рефинансирование Мировое соглашение NPV+14% Порядок гашения Изменение очередности Изменение очередности NPV-6%NPV-3% Снижение неустойки Приостановление начисления Мировое соглашение Неустойка Пени Снижение неустойки NPV+4% NPV 0% NPV+12%NPV+14% В ОАО«УРАЛСИБ» разработаны и применяются варианты реструктуризации, как NPV положительные для Банка (до + 15 %), нейтральные (0%), так и NPV негативные (до -6%). NPV+3%NPV+4% NPV+9% NPV-3%NPV+16%

4 Практика Банка УРАЛСИБ – Плюсы для бизнеса Внедрение и использование централизованной ТМ и ФМ по организации процессов реструктуризации просроченной задолженности физических лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, позволило: Повысить: Скорость и количество продаж Качество продаж Снизить: Себестоимость продукта Уровень дефолтности Снижение резерва Снижение издержек на взыскание на последующих этапах Увеличение объема рабочего портфеля и %-го дохода

5 Рабочая группа АРБ Состав Участников РГ АРБ:

6 Исследование зрелости процесса реструктуризации на рынке В начале 2 кв г. ОАО «УРАЛСИБ» проведено пробное исследование зрелости процесса реструктуризации кредитной задолженности по ФЛ в 20 крупнейших Банков России*. Исследование проводилось посредством анализа полноты данных (о процедуре и инструментах реструктуризации) на официальных web-ресурсах Банков и прямого обзвона федеральных контактных центров Банков. По итогам анализа составлена шкала рейтинга зрелости процесса реструктуризации в разрезе групп Банков: * - Данное исследование было продолжено на площадке АРБ, которым на сайте был размещен опросник для Банков результаты которого приведены в Приложении 2.

7 Анализ проблемы Время ПЗ S1 (поле компромиссов кредитора) 0(возникно вение ПЗ) 90 дней (суд) -30 дней (возникновени е проблем с платежами) Не Клиент Проактивные Должники Пассивные Должники Клиент (должник) S1 S2 S3S3 S 2 (поле компромиссов должника ) S 3 ( «окно компромиссов» ) Полем приемлемых решений для Банка и Должника является «окно компромиссов». Компромисс возможен, когда окна компромиссов кредитора (S1) и должника (S2) пересекаются, компромиссное решение лежит в области пересечений (S3). Для реструктуризации окно компромиссных решений характеризуется приемлемыми параметрами реструктуризации (ставка процента, срок). С возникновением проблемной задолженности и увеличением сроков задолженности окно компромиссов сужается до определенной минимальной величины. С целью расширения окна компромиссов необходимо проводить постоянное исследование заинтересованности клиентов Банка, имеющих просроченную кредитную задолженность в заключении с Банком соглашения по реструктуризации просроченной задолженности.

8 Итоги анализа На рынке представлены варианты 1, 2, 3, 4, которые обеспечивают уровень NPV как минимум не ниже изначально заложенного при выдаче кредита. Т.е. Банк, оценивая варианты реструктуризации, не учитывает текущее качество кредита, которое отличается от первоначального (Например, есть прямая зависимость между количеством дней просрочки и вероятностью возврата: чем длительнее просрочка, тем вероятность возврата ниже. Более того, при некоторых вариантах реструктуризации (например, выдача нового кредита для гашения долга по текущему), плановая норма прибыли Банка получается даже больше изначально заложенной). Варианты 5, 6, 7, которые являются для Банка NPV негативными в сравнении с изначально заложенной нормой прибыли, как правило, на рынке не представлены, так как позиция Банка заключается во взыскании всей суммы долга, заложенной в договоре. Такая позиция в большинстве случаев приводит к судебным разбирательствам, в результате которых Банк не получает полную сумму долга, на которую изначально рассчитывал, и досье закрывается после получения от Пристава листа о невозможности взыскания. (При этом, Банк потерял время и дополнительные ресурсы на судебное и исполнительное производство, а общество потеряло платежеспособного налогоплательщика и потребителя. Вместе с тем, вопрос можно было решить не прибегая к принудительным мерам взыскания, используя варианты 5-7, которые, хотя и являются NPV негативными для Банка, в сравнении с прогнозом потерь по конкретному клиенту (статистика Банка), минимизируют потери Банка).

9 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Организация пилотного проекта МНЦР 1.Январь – февраль Регистрация и начало деятельности Межбанковского Национального Центра Реструктуризации (МНЦР) 2.Март-август 2014 года. Проведение МНЦР пилотного проекта по применение положений Стандарта банковской деятельности при реструктуризации задолженности физических лиц под контролем РГ АРБ по проблемам розничного кредитования. В настоящее время предварительное согласие об участии в пилотном проекте МНЦР получены от: 1)ОАО АКБ Связьбанк (Москва); 2)ОАО Газпромбанк (Москва); 3)Московский территориальный банк ОАО Сбербанк России (Москва); 4)ОАО АКБ «Башкомснаббанк» (Уфа); 5)ОАО ИнвестКапиталБанк (Уфа) 6)ОАО АИЖК (Москва); 7)ОАО НБКИ (Москва); 8)ОАО Банк «Открытие» (Москва); 9)ОАО «МИнБ» (Москва); 10)ОАО «Челинбанк» (Челябинск); 11)ОАО «Кредит Урал Банк». 3.Сентябрь 2014 года. Отчет МНЦР и РГ АРБ по проблемам розничного кредитования по результатам проведения пилотного проекта по применению положений Стандарта банковской деятельности при реструктуризации задолженности физических лиц на Координационном Комитете АРБ. Утверждение отчета Координационным Комитетом АРБ. 4.Сентябрь 2014 года. Отчет Координационного Комитета АРБ на Совете АРБ по результатам проведения пилотного проекта по применению положений Стандарта банковской деятельности при реструктуризации задолженности физических лиц. Утверждение отчета. Формирование и утверждение предложений Совета АРБ в адрес Центрального Банка России о включении вопроса о соблюдении банками Стандарта банковской деятельности при реструктуризации задолженности физических лиц в зону проверок при осуществлении ЦБ РФ функций банковского регулирования и банковского надзора. Предлагаемое решение МНЦР ДОВЕРИЕ

10 Предлагаемое решение Схема работы МНЦР ДОВЕРИЕ

11 Предлагаемое решение ИТ платформа АБС Специализированный Call-центр Настройка скриптов разговора, маршрутизация звонков, работа в режиме потока задач. Система принятия решений о реструктуризации FIS Strategy Manager Настройка бизнес- правил(сегментация, фильтрация, скоринг, fraud и др. FIS BPM Настройка бизнес- процессов (очередь процессов, автоматический переход от задачи к задаче. Рабочие места Андеррайтеров (на основе полученных скоринговых расчетов и ответов из БКИ принимают решение) ФРОНТ- ОФИС CRM Реестры клиентов Назначение задач специалистам Отчетность+ пакет документов (договор/заключение/график платежей и др.) Источники данных для автоматических проверок на мошенничество + кросс-дефолты : ОКБ НБКИ МБКИ Экфифакс ФМС ОКБ ФССП Спарк Юрикон Арбитражный суд и др. Вся информация о клиенте Автоматические рассылки SMS IVR-центр МНЦР ДОВЕРИЕ

12 Предлагаемое решение Плюсы для бизнеса Показатели эффективности ( на примере одного из Банков ): 1) Уровень дефолтности не более 20%; 2) На практике применения реструктуризации увеличивает восстановление (NPL to PL) на 20% - 45%. 3) Текущие издержки в пересчете на одну заявку рублей; 4) Предлагаемый тариф для аутсорсера рублей. Что будет, если не проводить реструктуризацию?: 1)Реструктуризация является стратегией, применяемой к должникам как альтернатива судебному взысканию. Соответственно, если не применять реструктуризацию, то необходимо переходить к стратегии судебного взыскания; 2)Вероятность взыскания снизится с 73,5%(для досудебного сегмента 60+) до 27,1% (для судебного взыскания 180+); 3)Восстановление будет близким к нулю, так как при переходе к судебным мероприятиям взыскания весь кредит выходит на просрочку, то есть восстановление первоначального графика невозможно. МНЦР ДОВЕРИЕ

13 Название задачи 1 месяц2 месяц3 месяц4 месяц 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед Направить список документов для аккредитации МНЦР в Вашем Банке Заключить соглашение о конфиденциальности в удобном для Банка формате Предоставить информацию для исследования текущего процесса реструктуризации и продуктовой линейки Банка (реестр информации прилагается) Согласовать настройки для оценки параметров клиента и возможные варианты реструктуризации Подписать договор об оказании услуг по реструктуризации (образец прилагается) Ориентировочный срок для старта пилотирования Пилотная работа с пулом Банков участников проекта Подведение итогов пилотного проекта и корректировка настроек для оценки параметров клиента и возможных вариантов реструктуризации Тиражирование скорректированной схемы на остальной портфель кредитов Банка Предлагаемое решение Реализация МНЦР ДОВЕРИЕ