Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» г. Магнитогорска Логиновой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Advertisements

Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Словосочетание- это сочетание главного и зависимого слова ГЛАВНОЕ СЛОВО-ТО,ОТ КОТОРОГО ЗАДАЕТСЯ ?
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Девятое октября. Классная работа Словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания. Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ повторение изученного автор : Пискарева Н. Н., учитель гимназии 70 г. Бишкека.
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Работу подготовила учитель МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского.
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Урок русского языка в 8 классе. Учитель – Шейкина И. Ф.
СловосочетаниеСловосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
Словосочетание. Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически Словосочетание состоит из главного.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Главное слово + зависимое слово Вопрос? Зеленый лес Какой? Прилаг.Существ. Прил.+сущ. Предм. и его признак Связь - согласование.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ Гынгазова Елена Владимировна, МОУ СОШ 23 г. Томск.
Транксрипт:

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 33 с углубленным изучением английского языка со 2-го класса» г. Магнитогорска Логиновой Т.В.

СТРОЕНИЕ СЛОВОСО- ЧЕТАНИЙ enter ПРИЗНАКИ СЛОВОСО- ЧЕТАНИЙ ВИДЫ СЛОВОСО- ЧЕТАНИЙ ЦЕЛЬНЫЕ СЛОВОСО- ЧЕТАНИЯ РАЗБОР СЛОВОСО- ЧЕТАНИЯ грамматиче- ское значение примечание

Главное СВЯЗЬ Зависимое Смысловая Грамматическая иди к морю х куда? вопрос предлогокончание СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (со + чета = «2» ) Работать на компьютере х на чем?

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ Красные и желтые цветы Словосочетанием НЕ является ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Стал он кликать золотую рыбку. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ Работали они спустя рукава. ПРИЗНАКИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ТОЛЬКО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ИМЕЕТ СИСТЕМУ ФОРМ ОДНО СЛОВО ЗАВИСИТ ОТ ДРУГОГО СЛОВО С ПРЕДЛОГОМ По дороге; вследствие дождя СЛОВА, НЕ СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ Мы расположились на поляне. СОСТАВНЫЕ ФОРМЫ Двадцать второй; более вкусный, будет учиться

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ЗНАЧЕНИЕСОСТАВПРИМЕРЫ определительное дополнительное обстоятельствен- ное главное слово обозначает действие или признак, зависимое – предмет, по отношению к которому совершается действие или проявляется этот признак, и отвечает на вопросы косвенных падежей. зависимое слово обозначает признак предмета и отвечает на вопросы определений «какой?, чей?, который?» главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак и отвечает на вопросы обстоятельств седьмая печать, мамины перчатки, мой друг, девушка с голубыми глазами прочитать главу, вдали от берега, писать письмо, поговорить о наболевшем рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать ? ? ?

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ По типу главного слова По способу связи

Виды словосочетаний по типу главного слова БЕРЕЗОВЫЙ ЛИСТ (ПРИЛ.+ СУЩ.) ЛУЧ СОЛНЦА (СУЩ. + СУЩ.) ПЯТЫЙ ПОДЪЕЗД (ЧИСЛ. + СУЩ.) СВОЕЙ ДОРОГОЙ (МЕСТ. + СУЩ.) какой? Х Х Х Х Х Х Х Х чего? РАНЕНЫЙ СОЛДАТ (ПРИЧ. + СУЩ.) СПУСК ВНИЗ (СУЩ.+НАРЕЧ.) ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЙ (НАР.+ ПРИЛ.) ДОСТОЙНЫЙ ПОХВАЛЫ (ПРИЛ.+СУЩ.) Х Х Х Х Х Х Х Х какой? куда? насколько? чего? ВЫПОЛНИТЬ ПОРУЧЕНИЕ (ГЛАГ. + СУЩ.) ПРОСИТЬ ПОМОЧЬ (ГЛАГ. + ГЛАГ. В Н.Ф.) ГРОМКО СМЕЯТЬСЯ (НАР. + ГЛАГ.) ИДТИ НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ (ГЛАГ.+ ДЕЕПРИЧ.) Х Х Х Х Х Х как? что? о чем? как? Х Х ПО-СВОЕМУ ИНТЕРЕСНО (НАР.+ НАР.) НЕДАЛЕКО ОТ ДОМА (НАР.+ СУЩ.) Х Х Х Х как? от чего?

- это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово Главное слово: существительное Зависимое слово: причастие, прилагательное, местоимение, порядковое числительное При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово ПЕРВЫЙ СНЕГ ПЕРВОМУ СНЕГУ МОЙ ДРУГ С МОИМ ДРУГОМ КИПЯЩИЙ БУЛЬОН КИПЯЩЕГО БУЛЬОНА -такой способ связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без него. Главное слово: глагол, причастие, деепричастие, существительное, прилагательное, числительное Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное При изменении формы главного слова зависимое НЕ изменяется РУБИТЬ ДРОВА РУБИЛИ ДРОВА ВЕРЯ В ДРУЖБУ ВЕРЯЩИЙ В ДРУЖБУ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ ПОЛНЫЙ ВОДЫ прил. глаг. деепр. прич. сущ. Х Х Х Х Х -такой способ связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно Главное слово: глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное Зависимое слово: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение МНОГО ЧИТАТЬ КОФЕ ПО-ТУРЕЦКИ ВЕСЬМА ПОЛЕЗНЫЙ ИДТИ НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ ЕГО СЛОВА СТАРАЯСЬ ЗАСНУТЬ прил. глаг. деепр. мест.. сущ. Х Х Х Х Х нар. сущ. глаг. нар. гл. деепр. Х

ЦЕЛЬНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИ СВЯЗАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ЗНАЧЕНИЕСОСТАВПРИМЕРЫ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТИМОСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ПРИЗНАК ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДЛОГ ИЗ СО ЗНАЧЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДЛОГ С СО ЗНАЧЕНИЕМ СОВМЕСТИМОСТИ ФОРМЫ ТИПА «С ГЛАЗАМИ», «С ЛИЦОМ», «С НОСОМ»,«РОСТА»… Мы получили два письма. В тот же момент сотни машин и тысячи людей бросились в район посадки гостей. Х Одна из машин на полном ходу слетела с трека. Х Жили мы с мамой в маленьком домике на берегу Волги. Х Нетрудно догадаться, что толстяк с багровой физиономией … был Никанор Иванович Босой. Х

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Порядок разбора: 1. Вычленить словосочетание из предложения. 2. Указать главное и зависимое слово. 3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами связи соединены. 4. Определить вид словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное). 5. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Храню к Уралу благодарность За хлеб, за слово, за металл… М.Львов Х что? глаг. сущ. (глагольное; управление) храню благодарность

В конструкциях с управление часто допускаются следующие ошибки: употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии – установить причины аварии; оплатить за проезд – оплатить проезд; беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность – характерная для них особенность; неправильный выбор предлога: скучаю за тобой – скучаю по тебе. Примеры управления Примеры управления Синонимичные словосочетания Практические советы Практические советы

альтернатива чемужаждать чеготалант к чему аннотация чего, на чтоизбегать кого, чеготенденция чего, к чему абонемент на чтоневерие во что иммунитет к чему-либо абонент чегооскорбиться чем жалоба на кого-либо акцент на что/на чемобижаться на кого, что тревожиться за кого- либо аналогичный чему/с чем пренебречь кем, чем директор чего-либо благодаря кому, чемупреобладать над чемзаведующий чем-либо взаимосвязь чего/между чем приемлемый для кого, чего характеристика кого-либо вопреки чему претендовать на чтоотталкиваться от чего- либо дисгармонировать с чем пример чего, чемуотноситься к кому-либо дискутировать о чем разочароваться в ком, чем исходить из чего-либо

обращать внимание на что- либо, на кого-либо идентичный чему- либо сходный с чем- либо оплатить что-либозаплатить за что- либо обращать внимание на что- либо уделять внимание чему-либо отчитаться в чем- либо сделать отчет о чем-либо опираться на что- либо базироваться на чем-либо отзыв о чем-либорецензия на что- либо основываться на чем-либо обосновывать чем- либо превосходство над кем-либо преимущество перед кем-либо полный чего-либонаполненный чем- либо рассказать о чем- либо указать на что-либопримириться с чем- либо смириться перед чем-либо свойственный кому-либо характерный для кого-либо превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо точка зрения на что-либо высказывание по чему-либо различать что и чтоотличать что от чего уверенность в чем- либо вера во что-либорассердиться на что-либо рассержен чем- либо упрекать в чем- либо порицать за что- либо руководить кем- либо курировать кого- либо

Как найти в тексте словосочетания определенного вида? 1.Чтобы найти в тексте словосочетание со связью «согласование,» нужно выделить слово, отвечающее на вопрос «какой?», затем отыскать слово, от которого найденное зависит. 2.Поиск словосочетания со связью «управление» - это поиск слова, отвечающего на падежный вопрос, а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного. 3.Чтобы найти словосочетание со связью «примыкание», нужно выделить в предложении неизменяемое слово, а затем установить, к какому слову оно относится. 1.При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж. 2.При управлении одно требование главного к зависимому - падеж. 3.При примыкании никто ничего потребовать не может. Подсказка 1: Подсказка 2:

В презентации были использованы следующие материалы: Технологический прием «Листание» (автор Г.О.Авацатуров) - или Идеи Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др; науч. ред. Н.М.Шанский.,М., Просвещение, 2008 Современный русский язык /Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Теленкова М.А.- М.: Айрис-пресс, 2004 Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 класс/Сост. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В. – Челябинск, «Взгляд», 2002 Культура письменной речи указующий перст -смыкание рук Идеи ЮУРГУ - 9&id_cat= &id_cat=1509