Стр. 1 Ассоциация региональных социологических центров «Группа «7/89» Компания OMI Russia Исследовательская группа ЦИРКОН Территориальная и социально-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Общественный запрос на организованные.
Advertisements

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Стр. 1 АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) При поддержке Московского Центра Карнеги Экономический кризис и проблемы.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Межрегиональный индекс кризисного сознания (МИКС) Презентация результатов исследования ноябрь 2008.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Тенденции потребления в России ГфК-Русь Генеральный.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ ПЕРМЯКОВ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июнь 2009 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июль 2008 г.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНДЕКС КРИЗИСНОГО СОЗНАНИЯ (МИКС) Результаты третьей волны проекта (МИКС-3) 19 ноября 2009 года Независимый пресс-центр.
Межрегиональный индекс кризисного сознания (МИКС) Презентация результатов исследования ноябрь 2008.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
1 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Исследовательская группа ЦИРКОН Результаты социологического исследования По инициативе.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Настоящие исследования для профессионалов и вдумчивых потребителей Отчет о результатах исследования Сентябрь 2012.
Экономический кризис в сознании волгоградцев и москвичей Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского проекта Ассоциации.
Финансовая культура: испытание кризисом Исследование ФОМ для ММВБ Проект «Человек и деньги»
Транксрипт:

Стр. 1 Ассоциация региональных социологических центров «Группа «7/89» Компания OMI Russia Исследовательская группа ЦИРКОН Территориальная и социально- демографическая дифференциация кризисных настроений Презентация результатов всероссийских и региональных опросов населения (ноябрь 2008 – январь 2009) Конференция ОИРОМ и ГУ-ВШЭ 11 февраля 2009 г.

Стр. 2 Источники данных Исследовательская Группа ЦИРКОН Выборочный опрос населения РФ по репрезентативной выборке. Всероссийский омнибус «КВАРТА-4». Объем выборочной совокупности 1604 респондентов. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства. Время опроса - с 4 по 14 декабря 2008 г. Компания OMI Russia Онлайн-опрос по методике МИКС среди представителей т.н. «среднего класса» (вторая половина января 2009 г). Общее число опрошенных – 1012 человек. Ассоциация региональных соц. центров - Группа «7/89» Выборочные опросы населения в 14 регионах по выборкам, репрезентирующим областные центры (или весь регион) – Проект «Межрегиональный индекс кризисного сознания» (МИКС). Время проведения исследования: 15 ноября-15 декабря 2008 года. Общее число опрошенных – 9115 человек.

Стр. 3 Кризисные настроения населения российских городов

Стр. 4 Информированность о кризисе Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89

Стр. 5 Информированность о кризисе Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Среднее по выборке значение, 20.7% Доли выбравших ответ «Знаю о кризисной ситуации в деталях и подробностях» в различных группах населения

Стр. 6 Информированность о кризисе Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.В целом доля респондентов, заявляющих о своей информированности о кризисе очень высока, но в основном по признанию самих же респондентов их осведомленность является поверхностной. 2.Дифференциация информированности заметна как в межрегиональном, так и в социально-демографическом аспектах. Более всего «знают» о кризисе в крупных «информационных» центрах – Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, менее всего из обследуемых городов – в Красноярске, Костроме. 3.Чаще заявляют о своей детальной информированности о кризисе высокодоходные группы респондентов, занятые в финансовой и информационной сферах, а также респонденты, являющиеся руководителями разного уровня. Реже всего - низкодоходные респонденты, неквалифицированные рабочие, студенты и учащиеся.

Стр. 7 Влияние кризиса Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Распределения ответов на вопрос «Каким образом кризис повлиял на Ваше материальное благополучие и благополучие Вашей семьи?»

Стр. 8 Влияние кризиса Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Стр. 8 Среднее по выборке значение, 43.9% Доли выбравших ответ «Кризис повлиял негативно» в различных группах населения

Стр. 9 Влияние кризиса Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Отрасли экономики и категории занятых, в наибольшей степени затронутые задержками заработной платы (доли ответов «Задержки уже происходят» в группах респондентов)

Стр. 10 Влияние кризиса Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.На момент проведения исследования доля людей, по их утверждениям, ощутивших влияние кризиса, была равна доле тех, кто влияния кризиса не заметил (около 40%). В южных городах России (Ростов-на- Дону, Воронеж, Волгоград) влияние кризиса ощущается сильнее, чем в северных (Санкт-Петербург, Архангельск). 2.В наибольшей степени затронутыми кризисом оказались категории населения, выглядящие наименее защищенными, – неквалифицированные рабочие, люди, которым хватает доходов только на продукты или не хватает даже на них, занятые в сельском и коммунальном хозяйстве. К отраслям, работники которых чаще всего говорят о наличии задержек по заработной плате, относятся строительство, транспорт, промышленность и коммунальное хозяйство. Реже всего о негативных проявлениях кризиса говорят работники госсектора и финансовой сферы, респонденты из высокодоходных групп населения, а также студенты. Таким образом можно сказать, что оценка респондентами «влияния кризиса» очень часто отражает их текущее материальное положение, и для многих депрессивных групп «кризис» является перманентным состоянием. 3.На фоне высокого уровня декларируемой «затронутости кризисом» самооценки материального положения за последний год заметного негативного изменения в целом по всей выборке не обнаружили.

Стр. 11 Влияние медиасреды на кризисные настроения Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89

Стр. 12 Влияние кризиса и медиасреда Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.Заметной корреляции уровня субъективно ощущаемой «затронутости кризисом» с социально-экономическим положением региона и уровнем политической лояльности не обнаружено. Вместе с тем налицо корреляция уровня информированности о кризисе и уровня «затронутости» со степенью развитости медиасреды в регионе. 2.На основе представленной информации, а также других косвенных данных, можно сказать, что декларируемое населением «ощущение кризиса» и связанные с этим ожидания в настоящее время существенным образом определяется характером информационного поля в регионе и уровнем включенности в него респондентов.

Стр. 13 Негативные явления на предприятиях Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89

Стр. 14 Негативные явления на предприятии Источник: Всероссийский опрос, декабрь 2008 г., ЦИРКОН 42% работников отметили негативные явления на предприятии, но только 23% оценили положение дел на своем предприятии как тяжелое. Таким образом около половины отметивших те или иные случаи увольнений и/или сокращений считают при этом положение дел на предприятии нормальным (или даже хорошим).

Стр. 15 Негативные явления на предприятиях Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.Каждый четвертый респондент утверждает, что уже столкнулся с задержками зарплат, их уменьшением или сокращением штатов (закономерно меньше – с неполной занятостью или закрытием предприятия). И довольно многие (до трети от всех респондентов) ожидают встречи с кризисными ситуациями в ближайшем будущем. 2.Около половины отметивших случаи увольнений и/или сокращений считают при этом положение дел на предприятии нормальным (или даже хорошим). Такой результат позволяет предположить, что далеко не все увольнения/сокращения в восприятии работников связываются с кризисом и воспринимаются как следствие неблагоприятной конъюнктуры.

Стр. 16 Оценка перспектив Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ КРИЗИС БУДЕТ УСИЛИВАТЬСЯ, ОСЛАБЛЯТЬСЯ, ИЛИ НЕЯСНОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ БУДЕТ СОХРАНЯТЬСЯ?

Стр. 17 Оценка перспектив \ «Кризис будет усиливаться» Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Стр. 17 Среднее по выборке значение, 40.8% Доли выбравших ответ «Кризис будет усиливаться» в различных группах населения

Стр. 18 Оценка перспектив Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89

Стр. 19 Оценка перспектив Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89

Стр. 20 Оценка перспектив Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.Почти 40% респондентов считают, что кризис в ближайшее время будет усиливаться; почти столько же опрошенных ожидают сохранения неопределенности; к оптимистам («Кризис будет ослабляться») можно отнести лишь каждого десятого респондента. В целом уровень распространенности негативных ожиданий существенно превышает уровень фиксации негативных явлений в настоящем. 2.Чем более информированным считает себя респондент, тем с большей вероятностью он склоняется к прогнозу о дальнейшем усилении кризиса. Чаще всего пессимистичные настроения проявляются среди работников госуправления, финансовой сферы, сферы связи и IT. 3.Преобладающий среди населения способ оценки будущего уровня жизни может быть в общем виде описан следующей формулой: «в ближайшем будущем мое положение будет ухудшаться, у большинства населения ситуация будет еще хуже, но через пять лет ситуация в стране нормализуется».

Стр. 21 Настроения «среднего класса»

Стр. 22 Влияние кризиса Источник: МИКС, январь 2009 г., Группа «7/89» и OMI Russia Негативно, 55% Никак не повлиял, 15% « Средний класс » Негативно, 44% Никак не повлиял, 44% Городское население Улучшилось, 21% Осталось таким же, 47% Ухудшилось, 29% Улучшилось, 34% Осталось таким же, 28% Ухудшилось, 36% КАКИМ ОБРАЗОМ КРИЗИС ПОВЛИЯЛ НА ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ? КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВАШЕ НЫНЕШНЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (ВАШЕЙ СЕМЬИ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ, КАКИМ ОНО БЫЛО ГОД НАЗАД?

Стр. 23 Оценка перспектив Источник: МИКС, январь 2009 г., Группа «7/89» и OMI Russia А КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В БЛИЖАЙШИЕ 12 МЕСЯЦЕВ ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЛУЧШИТСЯ, УХУДШИТСЯ ИЛИ ОСТАНЕТСЯ ПРИМЕРНО ТАКИМ ЖЕ, КАК СЕЙЧАС? А КАККРИЗИСМОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ? Ухудшится, 36% Останется таким же, 32% Улучшится, 16% « Средний класс » Городское население Улучшится, 37% Ухудшится, 25% Останется таким же, 26% Никак не повлияет, 20% Негативно, 61%В чем-то позитивно, в чем-то нет, 17% « Средний класс » Городское население Никак не повлияет, 9% В чем-то позитивно, в чем-то нет, 31% Негативно,55%

Стр. 24 Локус контроля (ответственности) Источник: МИКС, январь 2009 г., OMI Russia КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОТ ЧЕГО В БОЛЬШЕЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ВАШЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ОТ ВАС САМИХ - ВАШИХ СОБСТВЕННЫХ УСИЛИЙ, КВАЛИФИКАЦИИ, ТРУДОЛЮБИЯ - ИЛИ НЕ ЗАВИСЯЩИХ ОТ ВАС ПРИЧИН (ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ, МИРЕ, СЛУЧАЙНОГО СТЕЧЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ) От внешних обстоятельств, 47% От меня самого, 24% В равной мере от внешних обстоятельств и от меня самого, 27% От внешних обстоятельств, 24% От меня самого, 37% В равной мере от внешних обстоятельств и от меня самого, 38% Средний класс Городское население

Стр. 25 Стратегии поведения населения в случае ухудшения финансового положения Источник: Всероссийский опрос, декабрь 2008 г., ЦИРКОН + Онлайн-опрос OMI Russia, январь 2009 г. Пассивные стратегии Активные стратегии Среди представителей «среднего класса» стратегию «постараюсь найти новые или дополнительные источники дохода» выбирают 77%, «буду тратить сбережения» – 14%.

Стр. 26 Кризисные настроения «среднего класса» Источник: МИКС, ноябрь-декабрь 2008 г., Группа 7/89 Выводы 1.Судя по ответам респондентов, т.н. «средний класс» материально пострадал от кризиса даже чуть меньше, чем остальное население (высока доля тех, кто улучшил свое положение за прошедший год), хотя заявивших о «влиянии кризиса» среди него больше. Очевидно, это говорит о том, что влияние кризиса на средний класс проявляется не только через материальные потери, но и через психологические (потеря перспектив, угроза будущим достижениям и т.п.) 2.Тем не менее, представители среднего класса более оптимистично оценивают как перспективы собственного материального положения, так и дальнейшее течение кризиса. 3.Главное – представители среднего класса чаще настроены на решение своих проблем собственными силами, не ожидая помощи от других (внутренний локус ответственности). Они чаще предпочитают активные стратегии поведения в случае ухудшения материального положения.

Стр. 27 Дополнительная информация Более подробная информация может быть получена в: Объединенном маркетинговом агентстве «Маркетдэйта» - московском представительстве Группы «7/89» Телефон: Сайт: Компании OMI Russia Office/Fax: Сайт: Исследовательской группе ЦИРКОН Тел , Сайт: