Алексей Николаевич Калягин проректор по лечебной работе и последипломному образованию ИГМУ, д.м.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый подход к профессиональной подготовке медицинского персонала в сфере медицинской реабилитации населения и санаторно - курортного лечения О. А. Петрова,
Advertisements

Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Л.К. МОШЕТОВА Ректор, академик РАН Российская медицинская академия последипломного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГБОУ СПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С ЛЕЧЕБНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С Федеральным законом РФ 273-ФЗ.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Совершенствование медицинского образования и кадрового обеспечения здравоохранения Директор Департамента образования и развития кадровых ресурсов В.А.Егоров.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург Экспериментальная.
Характеристика и структура национальной системы образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Транксрипт:

Алексей Николаевич Калягин проректор по лечебной работе и последипломному образованию ИГМУ, д.м.н.

Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Распоряжение Правительства РФ от г р « Об утверждении государственной программы Российской федерации «Развитие образования на гг.». Распоряжение Правительства Российской Федерации от г р «Об утверждении «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г p «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации».

К. Брюллов, 1830 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ Поддерживает профессиональный уровень и повышает квалификацию специалиста. Обеспечивает профессиональную переподготовку. Формирует специалиста. Обеспечивает допуск к профессиональной деятельности. Реализует кадровую составляющую государственных программ. Образовательные программы имеют модульный тип построения. Отличается многообразием форм и видов обучения. Система динамична, корреспондируется с задачами практического здравоохранения. Способствует внедрению научных достижений в практику.

НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ Послевузовское образование Дополнительное образование ВУЗ Интернатура Ординатура Интернатура Ординатура Проф.переподготовка Усовершенствование (ОУ, ТУ) Стажировка Проф.переподготовка Усовершенствование (ОУ, ТУ) Стажировка Приказы Минздравсоцразвития РФ 210, 415, 705 от 2009 года Додипломное образование

Глава 2. Система образования ст. 10 Структура системы образования 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат ; 3) высшее образование – специалитет, магистратура ; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

АККРЕДИТАЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (федеральные государственные образовательные стандарты III-го поколения, 5 – 6 лет, диплом ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Послевузовское образование = подготовка кадров высшей квалификации (ФГТ, ФГОС, 1 – 5 лет) Послевузовское образование = подготовка кадров высшей квалификации (ФГТ, ФГОС, 1 – 5 лет) АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ АМБУЛАТОРНО- ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИЗИ- РОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИЗИ- РОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ г. 273-ФЗ « ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Ст. 76. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Отсутствие концепции и модели системы непрерывного профессионального образования. Сохраняющееся несоответствие качества подготовки специалиста современным требованиям здравоохранения и общества. Отсутствие информационной образовательной среды, позволяющей выстраивать индивидуальные образовательные траектории с учетом интересов работодателя и врача. Отсутствие профессиональных стандартов врачебной деятельности. Недостаточно эффективная подготовка научно-педагогических кадров. Несовершенство номенклатуры специальностей специалистов с высшим профессиональным образованием, отсутствие уровней сложности специальности. Отсутствие стандартизированных технологий оценки качества профессионального образования и профессиональных компетенций.

ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новая информационно-образовательная среда Получение и совершенствование медицинского образования Потребности общества Модернизация и инновационное развитие здравоохранения Мировые тенденции

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЗАДАЧА : ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ Разработка ФГОС нового поколения (интернатура, ординатура, аспирантура) Уровневая система подготовки врачей Направление на опережающий характер непрерывного профессионального образования Новая модель системы Построение индивидуальных траекторий обучения Гибкость системы дополнительного профессионального образования Ранжирование уровней сложности специальности Оптимизация номенклатуры специальностей специалистов Взаимодействие с рынком труда и работодателями

ЗАДАЧА: МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Модернизация основных и дополнительных программ профессионального образования с учетом уровня и сложности, обеспечивающих гибкость и индивидуализацию процесса обучения. Интегральное развитие фундаментального и прикладного образовательных компонентов в содержании образовательных программ. Развитие принципов открытости, научности, интерактивности, практикоориентированности и самостоятельности. Развитие системы формирования и развития профессиональных компетенций. Координация деятельности по проектированию основных и дополнительных профессиональных программ.

ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗАДАЧА: ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Создание единой информационной профессиональной научно-образова- тельной среды Формирование единого банка электронных образовательных ресурсов Развитие системы сетевого взаимодействия по предоставлению образовательных услуг

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization Широкое применение современных информационных технологий, дистанционного доступа к ресурсам и услугам с помощью мультимедийных технологий или электронного обучения (e-Learning), позволяет существенно повысить эффективность компетентностно-ориентированного подхода, повысить качество и доступность образования людей в информационном обществе… «….Широкое применение современных информационных технологий, дистанционного доступа к ресурсам и услугам с помощью мультимедийных технологий или электронного обучения (e-Learning), позволяет существенно повысить эффективность компетентностно-ориентированного подхода, повысить качество и доступность образования людей в информационном обществе…» ЮНЕСКО

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАДАЧА: РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Развитие симуляционных технологий по формированию общих и специальных профессиональных компетенций. Введение в образовательный процесс виртуальных интерактивных программ с моделированием клинических ситуаций. Широкое внедрение в образовательный процесс экспериментальных лабораторий по клиническим направлениям подготовки. Формирование целевых индикаторов профес- сиональной компетентности специалистов различного уровня образования. Введение объективно-структурированного клинического экзамена ( ОСКЭ) в рамках Государственной аттестации выпускников.

Клинические базы Клинические базы Парк симуляц. оборудования Эксперимент. лаборатории Методическое сопровождение Потребность в обучении Исходные компетенции Целевые компетенции Новые компетенции Учебный процесс Ресурсы Технологии и методы обучения, контроль Технологии и методы обучения, контроль Педагогические кадры ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Внедрение и развитие информацион- ных технологий Формирование модели подготовки врача Модернизация содержания и технологий непрерывного проф-го образования Формирование инновационной системы непрерывного проф-го образования Повышение качества подготовки научно- педагогичес- ких кадров Повышение конкурентно- способности Развитие технологий проф-х компетенций

КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в профессиональной области РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ – усвоенные знания, умения, навыки, приобретенные профессиональные компетенции ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 23 апреля 2009 г. 210н О НОМЕНКЛАТУРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ И ПОСЛЕВУЗОВСКИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЗ 323, ст. 14. Полномочия Федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья 5.Утверждение номенклатуры … специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование. ФЗ 323, ст. 76. Профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медицинскими и фармацевтическими работниками. … могут принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, порядков и стандартов оказания медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, принимать участие в их аттестации. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование образование 9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования. 10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований … к результатам освоения образовательных программ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН « ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОТ г. 323-ФЗ СТАТЬЯ 37. ПОРЯДКИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ полный переход медицинских учреждений на оказание медицинской помощи в соответствие с установленными порядками и стандартами ( 2013 год ) СТАТЬЯ 77. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Введение обязательной клинической практики в процессе подготовки медицинских кадров СТАТЬЯ 69. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего медицинское образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Аккредитация осуществляется по окончании освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского медицинского образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. вступает в действие с 1 января 2016 года

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. (п.3 ст. 82) Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. (п.5 ст. 76) Федеральный закон РФ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К О М П Е Т Е Н Ц И И (готовность и способность к определенному виду профессиональной деятельности) ФГОС Квалификационные характеристики профессий и должностей ФГТ (ФГОС) Требования к образовательным программам ДПО

Расширение участия работодателя и общества в оценке качества проф. образования и сертификации проф.квалификаций Расширение участия работодателя и общества в оценке качества проф. образования и сертификации проф.квалификаций Формирование единой системы для оценки качества системы образования различ- Н ных уровней и сложности Формирование единой системы для оценки качества системы образования различ- Н ных уровней и сложности Разработка инновационной версии бально-рейтинговой организации обучения в системе непрерывного проф.образования Разработка инновационной версии бально-рейтинговой организации обучения в системе непрерывного проф.образования ЗАДАЧА: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Работодатель и общество Индикаторы и квалиметрия Инновации в организации обучения

Первичная медико-санитарная помощь и профилактика заболеваний. Медицинская помощь детям и матерям: -интенсивная терапия новорожденных с экстремально низкой массой тела; -пренатальная диагностика аномалий развития плода; -аудиологический скрининг новорожденных; - психолого-медико-педагогическая помощь детям, пострадавшим от насилия; -офтальмология (ретинопатия недоношенных); -ревматология в детском возрасте. Специализированная высокотехнологичная медицинская помощь. Медицинская помощь больным с сосудистыми заболеваниями. Медицинская помощь пострадавшим при ДТП. Формирование здорового образа жизни: -медицинская помощь по отказу от потребления табака и лечение курящего человека; -профилактика зависимости от алкоголя и других ПАВ. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения. Развитие мед.реабилитации и сан.-курортного лечения, в т.ч. детям. Распоряжение Правительства РФ 2511-р от г. «Об утверждении гос. программы «Развитие здравоохранения Российской Федерации»» ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОГРАММ

ЗАДАЧА: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие системы и обеспечение качества подготовки педагогических кадров. Развитие системы и обеспечение качества подготовки педагогических кадров. Формирование современной психолого- педагогической компетентности. Формирование современной психолого- педагогической компетентности. Внедрение современных технологий подготовки педагогических кадров. Внедрение современных технологий подготовки педагогических кадров.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Создание современных педагогических, личностно-ориентированных Создание современных педагогических, личностно-ориентированных на результаты, практикоориентированных технологий. на результаты, практикоориентированных технологий. Внедрение информационных систем, информационно-образовательных Внедрение информационных систем, информационно-образовательных технологий, формирование электронных образовательных ресурсов для научно-педагогических кадров. Отличительные особенности инновационной образовательной системы: Открытость, мобильность, альтернативность Концептуальность, системность, комплексность Социальная целесообразность Реальность и эффективность инновационной образовательной модели Создание инновационных моделей профессиональных медицинских образовательных программ для научно-педагогических кадров. Создание инновационных моделей профессиональных медицинских образовательных программ для научно-педагогических кадров.

АКЦЕНТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИИ АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ЦЕЛЬ МОТИВАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ Информац-но пассивные Информац-но активные Личные потребности Самостоят. поиск знаний, нужных сейчас Приобретение знаний впрок Внешние причины Междисцип- линарное модульное Предметное Обучаемый Обучающий

Интеграция науки и образования делает результаты научных исследований быстро востребованными, естественным образом обеспечивая трансфер фундаментальной науки в образовательный процесс и практику. Интеграция науки и образования делает результаты научных исследований быстро востребованными, естественным образом обеспечивая трансфер фундаментальной науки в образовательный процесс и практику. «Об утверждении «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от г р) I. 1 Стратегия реализуется в соответствии со следующими принципами: I. 1 Стратегия реализуется в соответствии со следующими принципами: - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение; - интеграция исследовательских и образовательных проектов …; - интеграция исследовательских и образовательных проектов …; IV. 9 Формирование научно-образовательных медицинских кластеров Планируется обеспечить дальнейшее формирование научно-образовательных кластеров, объединяющих научно- исследовательские лаборатории, факультеты и кафедры ведущих вузов страны, клиники научно-исследовательских центров и вузов. Планируется обеспечить дальнейшее формирование научно-образовательных кластеров, объединяющих научно- исследовательские лаборатории, факультеты и кафедры ведущих вузов страны, клиники научно-исследовательских центров и вузов.

Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!