Проектирование системы оценивания планируемых результатов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Advertisements

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Система о ценк и достижения планируемых результатов Планируемые результаты и … Достижение планируемых результатов Оценка Оценка достижения… Система оценки….
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
«Система оценки планируемых результатов основного общего образования» Копотева Г.Л.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Секция 2. Реализация междисциплинарных программ через индивидуальные образовательные проекты Роль межпредметного школьного методического объединения в.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения в условиях реализации ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Транксрипт:

Проектирование системы оценивания планируемых результатов

Система оценивания планируемых результатов освоения ООП инструмент реализации требований Стандарта - это инструмент реализации требований Стандарта Направлен на обеспечение качества образования Предполагает вовлеченность в оценочную деятельность педагогов и обучающихся ПООП,

Функции системы оценивания планируемых результатов: ориентация образовательного процесса: На достижение планируемых результатов На обеспечение эффективной обратной связи (возможность управления образовательным процессом) ПООП,

Направления и цели оценочной деятельности 1.Оценка образовательных достижений обучающихся (цель - итоговая оценка) 2. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров (цель – аккредитация ОУ и аттестация педкадров) ПООП,

Оценка образовательных достижений учащихся 1. Что оценивать? 2. Кто оценивает? 3. Где накапливать оценки и отметки?

6 В соответствии с ФГОС ООО основной объект системы оценки образовательных достижений учащихся - планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО: предметные, метапредметные, личностные 1.ЧТО оценивать?

7 действия, прежде всего успешные: -предметные -универсальные учебные (метапредметные), УУД отношения ( к жизненным ценностям, обучению, ситуациям и поступкам и т.д.) 1.ЧТО оценивать?

Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО ( блок «Выпускник научится») Результаты промежуточной аттестации С помощью чего? Внутришкольного мониторинг а индивидуальных образовательных достижений Что показывает?Что показывает? Динамику формирования способностей к решению учебно- практических и учебно- познавательных задач и навыков формирования проектной деятельности (с.11 ПООП ?) ПерсонифицированнаяПерсонифицированная информация ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКАВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА Результаты итоговой аттестации Кто проводит?Кто проводит? Внешние структуры по отношению к ОУ Что показывает?Что показывает? Уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП Определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений ПерсонифицированнаяПерсонифицированная информация ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКАВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА

Результаты освоения ООП, не подлежащие итоговой оценке Ценностные ориентации обучающегося Индивидуальные личностные характеристики и другие личностные результаты Оценка личностных результатов проводится с помощью мониторинга на основе неперсонифоцированных (анонимных) процедур

Подходы к оценке результатов образования Комплексный подход Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию, для оценки достижения планируемых результатов к представлению и интерпретации результатов измерений Оценка индивидуальных достижений на основе «метода сложения»: фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и его превышение ( с учетом ЗоныБлРазв) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ

Компетенции образовательного учреждения Описание организации и содержания Описание организации и содержания: а)промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности; б)итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в)оценки проектной деятельности обучающихся. Адаптация инструментария Адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне для: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б)промежуточной аттестации (внутришкольный мониторинг); в)итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию. Адаптация (разработка) инструментария Адаптация (разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам вариативной части учебного плана. Адаптация или разработка модели и инструментария Адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики. Адаптация или разработка модели и инструментария Адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целях организации системы внутришкольного контроля.

Особенности оценки личностных результатов Оценка личностных результатов – оценка достижений, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования УУД Формирование личностных УУД происходит в ходе урочной и внеурочной деятельности (семья и школа) Что является объектом оценки личностных результатов? Основной объект оценки личностных УУД – сформированность : -Основ гражданской идентичности личности -Готовности к переходу к самообразованию и выбору профиля -Социальных компетенций

О чем свидетельствует достижение личностных результатов? Достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно- образовательной деятельности ОУ и образовательных систем разного уровня Личностные результаты оцениваются в ходе внешнего мониторинга специалистами в сфере психологической диагностики развития личности детей и подростков, не работающими в данном ОУ Особенности оценки личностных результатов

В каком случае возможна ограниченная оценка отдельных личностных результатов? В текущем образовательном процессе (внутренний мониторинг) возможно оценивать отдельные личностные результаты: 1)Соблюдение норм и правил поведения, принятых в ОУ 2)Участие в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности 3)Прилежание и ответственность за результаты обучения 4)Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории 5)Ценностно-смысловые установки, формируемые средствами различных предметов Особенности оценки личностных результатов

Каковы ограничения оценки личностных достижений обучающихся? Любое использование данных о достижении личностных результатов возможно только в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О персональных данных». В соответствии с требованиями Стандарта в текущем учебном процессе оценка достижений личностных результатов должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся. Рекомендации –см. пособие «Оценка динамики образовательных достижений в основной школе» изд-во «Просвещение» Особенности оценки личностных результатов

Особенности оценки метапредметных результатов Что является объектом оценки метапредметных результатов? -Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению и пр. -способность к сотрудничеству и коммуникации - способность к использованию ИКТ в обучении - способность к самоорганизации

В ходе каких процедур проводится оценка достижения метапредметных результатов? Основная процедура итоговой оценки – защита итогового индивидуального проекта Тематические проверочные работы по предметам (дополнительный источник данных о достижении отдельных метапредметных результатов) В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки (оценка достижения некоторых коммуникативных и регулятивных действий) В рамках внутришкольного мониторинга (промежуточная аттестация) с использованием разработанных ОУ: программ, систем оценки, оценочного инструментария Особенности оценки метапредметных результатов

Какие материалы составляют систему внутришкольного мониторинга образовательных достижений? Это материалы: -стартовой диагностики - выполнения учебных исследований и учебных проектов -промежуточных и итоговых комплексных работ - выборочных учебно-практических и учебно-познавательных задач -защиты итогового индивидуального проекта Особенности оценки метапредметных результатов

Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов. Цель - продемонстрировать: - достижения в освоении содержания, методов, видов деятельности в избранных областях - способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и пр.) Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося! Его невыполнение равносильно получению неудовлетворительной оценки по предмету. ОУ разрабатывает план, программу подготовки проекта, включающие рубрики: -Организация проектной деятельности -Содержание и направленность проекта -Защита проекта -Критерии оценки проектной деятельности Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта

Результат (продукт) проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Это может быть: а ) письменная работа (эссе, реферат, аналитические/ обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.) б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО ит.п.) в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие г) отчетные материалы по социальному проекту (тексты и/или мультимедийные продукты) Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта

Материалы для защиты проекта (обязательные): 1)Выносимый на защиту продукт проектной деятельности ( в одной из описанных выше форм) 2)Краткая пояснительная записка к проекту (с указанием исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода работы и полученных результатов, списка использованных источников) 3)Краткий отзыв руководителя (краткая характеристика работы обучающегося: инициативность, самостоятельность, ответственность, исполнительская дисциплина, а также может быть отмечена новизна подхода и/или результата, актуальность и практическая значимость полученных результатов ) Общее требование ко всем проектам: соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на источники. Плагиат к защите не допускается! Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта

Критерии оценки проектной работы: 1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (познавательные УУД) 2.Сформированность предметных знаний и способов действий 3.Сформированность регулятивных действий 4.Сформированность коммуникативных действий Уровни сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный ( отличие в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта) Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки индивидуального проекта

Положительная динамика образовательных достижений – важнейшее основание для определения эффективности учебного процесса, работы учителя или ОУ Составляющие внутришкольного мониторинга: материалы стартовой диагностики, текущей и промежуточной диагностики учебных и личностных достижений Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведется каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов (таблиц образовательных результатов), классных журналов, дневников обучающихся (бумажных или электронных) Особенности оценки метапредметных результатов Система внутришкольного мониторинга как инструмент динамики образовательных достижений

Особенности оценки предметных результатов Что является объектом оценки предметных результатов? Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием соответствующих способов действий (в т.ч. УУД) Как проводится оценка достижения предметных результатов? С учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта (см. след. слайд) Какие материалы составляют систему накопительной оценки? Стартовая диагностика; тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты

УРОВЕНЬОЦЕНКА/ОТМЕТКАКРИТЕРИИ Высокий уровень Отлично/5 Усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, кругозор, широта или избирательность)интересов Отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированность ю интересов к данной предметной области Повышенный уровень Хорошо/4То же Базовый уровень достижений Удовлетворительно/3 Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач Пониженный уровень Неудовлетворительно/ 2 Отсутствие систематической базовой подготовки, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено Низкий уровень Плохо/1Наличие только фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно

27 2. Кто оценивает? На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки», и если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Ученик имеет право обсуждать и доказывать эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ УЧЕНИК) : 1.Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы) 2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3.Задание выполнено или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) Ответ на эти вопросы – самооценка ученика без отметки. Для определения балльной отметки + новые ??: Как мы различаем отметки и оценки? Какую себе поставишь отметку? и т.д. 1.Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы) 2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью) 3.Задание выполнено или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки) 4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс) Ответ на эти вопросы – самооценка ученика без отметки. Для определения балльной отметки + новые ??: Как мы различаем отметки и оценки? Какую себе поставишь отметку? и т.д.

ОЦЕНКА – это качественная характеристика результатов действий («оригинально», «здесь неточно, все правильно…» и т.д. ОТМЕТКА –это фиксация результатов оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения, получал и представлял результат.

Сколько ставить отметок? По числу решенных задач: за каждую задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится по возможности отдельная отметка (по теме, разделу, курсу, за курс основной школы в целом)

Качественные оценки могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и доработанной); 6-балльной, 10-балльной, 100-балльной, и т.д. По каким критериям оценивать ?

БАЛЛЬНЫЕ ШКАЛЫ («Школа 2100») Уровни успешности 5 -балльная шкала 6 -балльная шкала 10-балльная шкала 100% Не достигнут необходимый уровень «2» - ниже нормы00 –не приступал 1 – приступил, но не решил 0-49% Необходимый уровень (Базовый уровень) «3» - нормально % «4» - хорошо % Повышенный уровень «4+» - близко к отлично % «5» - отлично % Максимальный уровень (Повышенный уровень) «5+» частично- успешное решение 59Отдельная шкала: 50-69% «5 и5» - превосходно 610Отдельная шкала: %

Формы и методы оценки планируемых результатов см Личностныенеперсонифицированные мониторинговые исследования; участие в выставках, конкурсах, соревнованиях. Метапредметные1)специально сконструированные диагностические задачи, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД; 2)учебные и учебно­практические задачи, входящие в программное содержание учебных предметов; 3)комплексные задания на межпредметной основе. Предметныетестовые задания, творческая работа, выставки, конкурсы, соревнования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО и ее разработка является КОМПЕТЕНЦИЕЙ образовательного учреждения

Действия учителя… Анализ содержания программ и четкое определение тех результатов, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела, темы. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами (личностными, метапредметными, предметными) для каждого содержательного блока программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.

3. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»

Ё «Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Особенности оценки метапредметных результатов Портфель достижений как инструмент динамики образовательных достижений

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности Особенности оценки метапредметных результатов Портфель достижений как инструмент динамики образовательных достижений

Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает ОУ Отбор работ для портфеля достижений ведется самим учеником совместно с классным руководителем и при участии семьи Включение в портфель каких-либо материалов без согласия ученика не допускается ! Особенности оценки метапредметных результатов Портфель достижений как инструмент динамики образовательных достижений

Как обеспечить комплексную оценку? ОБЩАЯ характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Нужно уметь сводить все данные диагностик в таблицы образовательных результатов – для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Таблицы образовательных результатов (ТОР) Как составляются таблицы результатов? Из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик Какие бывают ТОРы? Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов В каком виде могут существовать ТОРы? По выбору учителя либо в электронном, либо бумажном виде

Таблицы образовательных результатов (ТОР) продолжение Где размещаются ТОРы? «Рабочий журнал учителя» (бумажный или электронный вариант) БЛОКНОТ ДЛЯ РАБОЧИХ ЗАПИСЕЙ «Дневник школьника» (бумажный или электронный вариант) ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА Как заполняются ТОРы? В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи

Когда заполняютсяТОРы? При минимальном уровне использования системы оценки Обязательно (минимум) -За метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год). -- За предметные контрольные (практические, творческие) работы (один раз в четверть). При максимальном уровне использования системы оценки По желанию и возможностям учителя (максимум) За любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

ФИО ученика «Приводить примеры взаимосвязей между....» Задание 1 «Объяснять значение….явления » Задание 2 «Приводить примеры ….» Задание 3 Выводы 1. ………534 Все умения освоены хорошо, кроме умения «….». Необходима индивидуальная коррекция …... ВыводыНапример: Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично» Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение (норма и ниже нормы). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

Программа учебного предмета (компонент ООП) ФГОС ООО, п )пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2)общая характеристика учебного предмета, курса; 3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5)содержание учебного предмета, курса; 6)тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7)описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8)планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся – п/ п Тема урока. (страницы учебника, тетради) Решаемые проблемы Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Понятия Предметные результаты УУД Личност ные результа ты Название раздела (количество часов)