Жестокое обращение с детьми: социально- правовые и психолого-педагогические аспекты Драганова Оксана Александровна – к.психол.н., зав.кафедрой психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Вопросы совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: нормативное регулирование. Осуществление функций.
Advertisements

Буллинг. Причины и последствия школьного насилия.
Совещание с руководителями муниципальных органов опеки и попечительства и руководителями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Школьный буллинг Педсовет по теме «Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций»
ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 31 Беркова Елена Николаевна.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса как аспект управленческой деятельности Кониченко Е.Б., к.ю.н.
О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ.
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Законодательные и концептуальные основы деятельности сельской школы Абрамов Владимир Викторович, старший государственный инспектор отдела государственного.
Драганова Оксана Александровна – зав.кафедрой психологии и педагогики ЛИРО, к.психол.н. МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Нормативно-правовая база по профилактике суицидального поведения школьников.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Организация службы медиации в образовательной среде.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Выполнила: педагог-психолог Рыбак Л.И. 1. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению.
Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ.
Транксрипт:

Жестокое обращение с детьми: социально- правовые и психолого-педагогические аспекты Драганова Оксана Александровна – к.психол.н., зав.кафедрой психологии и педагогики ЛИРО

Цель и актуальность семинара План первоочередных мероприятий на 2014 год по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на годы, утверждён распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г р, Минобрнауки России.

г. ВК -843/07 Методические рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей ( законных представителей ) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ - инфекции и жестокого обращения с детьми.

Нормативно - правовая база Конвенция о правах ребёнка Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » Национальная стратегия действий в интересах детей на годы от 1 июня 2012 г. 761 Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на годы от 26 октября 2012 г. N 500- р Федеральный закон от 24 июля 1998 г ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации » Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 « О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки » Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 436 « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию » ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 ( зарегистрирован Минюстом России г )

Статья 42. Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальным законодательством, Закон « Об образовании в РФ »

подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами - психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия Совершенствование механизма широкого информирования населения о возможностях получения социальной, психологической и иных видах помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Стратегия действий в интересах детей 2012 – 2017

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования П.9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью Личностные результаты

БУЛЛИНГ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Драганова Оксана Александровна – к.психол.н., зав.кафедрой психологии и педагогики ЛИРО

Школьное насилие вид насилия, при котором имеет место применение силы ( принуждения ) между детьми, учителями по отношению к ученику или учениками по отношению к учителю Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого

Школьное насилие Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения и пр. Избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Эмоциональноенасилие Физическое насилие насилие

Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений Хэйзинг Буллинг Моббинг

( от англ. hazing - издевательство ) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений ХэйзингХэйзинг

подавление коллективом одиночек, « белых ворон », недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. Моббинг

– длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и ( или ) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку ( другим детям ). (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян ) Буллинг (школьный)

три существенных признака буллинга - неравенство сил, - повторяемость и - неадекватно высокая чувствительность жертвы

Типы буллинга Прямой - физический ( избиения, подзатыльники, тычки, щипки и т. п.) и вербальный ( унижение непристойными словами, обзывания, клички ) Косвенный ( социальная депривация, бойкоты жертве, сплетни, интриги )

- намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации ( Интернет ) КибербуллингКибербуллинг

Буллинг - структура Инициатор ( преследователь ) Помощник инициатора Защитник жертвы Жертва Наблюдатель ( зритель )

участники буллинга Ученик (Агрессор) – Ученик (Жертва) Взрослый (Агрессор) – Ученик (Жертва) Ученик (Агрессор) – Взрослый (Жертва)

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор) - испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников; - импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам; - если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; - дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием; - дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие: – физические недостатки; – особенности поведения; – особенности внешности; - неразвитые социальные навыки; – страх перед школой; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни; – низкий интеллект и трудности в обучении.

Наблюдатели ( зрители ) Самое худшее в буллинге - его влияние на тех детей, которые в нем активно не участвуют, на свидетелей Буллинг заразителен В нем дети вынуждены выбирать между силой и слабостью ( жертвы часто выглядят смешно и жалко ), не очень хочется ассоциироваться со слабыми Он быстро приводит к аннулированию личной ответственности, он провоцирует просто делать, как все Страдание жертв повторяется снова и снова, и чувства сострадания раз от разу притупляются

Последствия школьного насилия Падение самооценки у жертвы насилия Нарушение социальных связей, отверженность Низкий статус в группе, проблемы в учебе и поведении Повышение риска развития нервно - психических и поведенческих расстройств ( невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, возможно формирование посттравматического синдрома ) Нарушения в развитии идентичности у подростков Длительный стресс, чувство безнадежности и безысходности Аутоагрессивное поведение

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга. 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с социально- психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура) Сбор проводится по следующим направлениям : от самого пострадавшего ; от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее : реальность самого буллинга ; условия осуществления ( место, время ); его длительность ; основные проявления буллинга ; его характер ( физический, психологический, смешанный ); интенсивность издевательств ; их цель ; число участников ; их роли ; мотивацию каждого из них ; при каких условиях издевательства не осуществляются ; события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями ; концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.; динамику всего происходящего. 26

Как решить проблему на уровне школы ? Целесообразно установить в школе единую систему правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика ( Н., школьное самоуправление ) Повышение квалификации и подготовка педагогов по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т. д. Усиление в школе социально - психологической службы : в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных педагогов - психологов

Перспективы работы Обеспечение межведомственного взаимодействия структур, отвечающих за профилактику жестокого обращения с детьми проведение курсов ПК « Школьные службы примирения : психолого - педагогические и юридические аспекты » май - июнь 2014 года ; проведение курсов ПК « Совершенствование профессиональной деятельности специалистов, выполняющих функции по опеке и попечительству » сентябрь - октябрь 2014 проведение курсов ПК « Психолого - педагогические и социальные аспекты сопровождения семьи в условиях реализации ФГОС » проведение семинаров по работе с трудными детьми, профилактике ПАВ, конфликтологии и медиативным подходам в разрешении спорных ситуаций ;

Перспективы работы реализация тренинговых программ по обучению навыкам конструктивного общения, разрешения конфликтных ситуаций, формированию духовно - нравственных основ ; Межрегиональная конференция с международным участием « СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ » 16 мая 2014 г. Конкурс психолого - педагогических программ для работы с несовершеннолетними и их семьями ; Издание методических рекомендаций и учебно - методических пособий ( например, по Школьным службам примирения )

Подростки –самое точное из « социальных « социальных зеркал », зеркал », и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем лечить.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Контактная информация : Тел.: 8-(4742)