«Формирование ключевых образовательных (предметных) компетенций в условиях реализации ФГОС» Выступление учителя истории и обществознания МБОУ Одинцовский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документы круглого стола Создание условий для личностного и профессионального самоопределения в процессе обучения как фактор социализации детей-инвалидов.
Advertisements

Семинар «Реализация компетентностного подхода в преподавании учебных дисциплин и внеурочной деятельности»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Введение ФГОС в начальной школе. Цели ФГОС начального общего образования второго поколения Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Методико педагогический семинар октябрь 2012 год Требования к уроку с позиции компетентностного обучения Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. Компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности(результативности)
Лекция 2 «Методология учебного проектирования». Дидактика Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
« С урока начинается учебно - воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль,
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Образовательные стандарты нового поколения ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ © Патрина Е.А., 2009 г.
Транксрипт:

«Формирование ключевых образовательных (предметных) компетенций в условиях реализации ФГОС» Выступление учителя истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годына Г.В.

Компетентностный подход в образовании разрабатывали Ф.Н. Алипханова, Т.Г. Везиров, Г.М Гаджиев, Л.B. Львов, Г.К. Селевко, A.B. Хуторской и др. Главная цель этого подхода в педагогике – привить учащимся ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни в социуме и реализации своих возможностей.

Ключевые компетенции Ключевые компетенции - «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Ключевые компетенции представляют собой универсальные ментальные средства, способы, методы, приёмы достижения значимых для человека целей. Они носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности.

Совет Европы определил 5 ключевых компетенции 1. Способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 5. Способность учиться на протяжении жизни как основа непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной

Классификация компетенций А.В. Хуторского 1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно- смысловая компетенция); 2. Знания и умения в определённой сфере (учебно- познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции); 3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция); 4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Дифференциация компетенций – ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); – общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); – предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

Элементарные ключевые компетенции (И.С. Сергеев и В.И. Блинов) – информационная; – коммуникативная; – кооперативная; – проблемная. информация коммуникация, общение (обмен информацией) сотрудничество, кооперация в процессе ролевого общения решение проблем, возникающих в процессе общения, невозможное без самосовершенствования.

Роль учителя в формировании ключевых компетенций: 1. Создать условия для индивидуального развития каждого ученика; 2. Уметь организовать обучение компетенциям; 3. Определять критерии оценки уровня овладения компетенциями; 4. Выделять некий перечень, ядро знаний и умений предмета обучения; 5. Формирует способность самостоятельно определять цель и достигать её при любых ситуациях; 6. Создавать условия, максимально приближенных к реальным для приобретения опыта;

7. Формируемые компетенции должны быть актуальны для школьников, приближать их к ожидаемым результатам. 8. Образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного процесса. Следовательно, он должен пронизывать разные стороны жизни ребёнка (учебную, внеучебную, сферу дополнительного образования и т.д)

Что нового? Несмотря на кажущуюся новизну, компетентностный подход не содержит ничего революционного. Цели ключевых компетенций сводятся к базовым постулатам педагогики: научить учиться, признать субъектность, равность ученика учителю, в том числе в определении цели и траектории образования, использовать практико-ориентированные ситуации и активные методы обучения.

Три основные группы компетентностей: – компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; – компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; – компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения – компетенции здоровьесбережения компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире, компетенции интеграции – компетенции гражданственности, компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы – компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей; – компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение;

Компетенции, относящиеся к деятельности человека – компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения; – компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования 1-й этап – целеполагание на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать

Три уровня реализации данного этапа традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем, - уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель, - уровень, наиболее соответствующий компетентностному подходу, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.

2-й этап - самостоятельная продуктивная деятельность Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником

На данном этапе происходит 1) Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория, практика, воспитание 2) Выбор формы организации учебно- познавательной деятельности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные методы обучения - методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т.д.); - метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар); - методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; - модернизированные традиционные методы обучения; - методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

3-й этап – рефлексия Алгоритм рефлексии учащимися: 1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства. 2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом (проведи самоконтроль). 3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку)

Что даёт компетентностный подход? - Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся. - Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем, - Подготовку учащихся к успеху в жизни. - Повышает степень мотивации учения. - Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов.

Учитель должен уметь: - Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным. - Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни. - Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста. - Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике. - Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно- исследовательских методов.

- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха». - Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств. - Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой. - Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Учитель должен понимать: - Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям, - Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно,

Рекомендации учителям для формирования компетенций - Нельзя подавлять интуицию обучаемого, часто бывают ситуации, когда учащийся высказывает догадку, предположение и получает порицание учителя. Учащегося необходимо поощрять за попытку использовать интуицию. - Необходимо формировать у обучаемых уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на не успех.

- Опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор). - Необходимо стимулировать стремление у учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности

- Использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение. - Необходимо шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания. - Вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.

Методики и технологии - технология саморозвивающего обучения Г. Селевко, - дальтон-план, - коллективный способ обучения (А. Ривин, В. Дьяченко), - игровые технологии, методика Марии Монтессори, - технология модульного и модульно- развивающего обучения, - проектные технологии, - развивающее обучение,

- технология уровневой дифференциации М. Гузика, - адаптивная система обучения А. Границкой, - технологии проблемного обучения, - суггестивная технология, - продуктивное образование, - семестрово-блочно-зачетная система С. Подмазина, - личностно ориентированное развивающее обучение (И. Якиманская), - школа "диалога культур" (С. Курганов) и некоторые другие.