Технология развития критического мышления на уроках биологии Низовцева Наталья Алексеевна, учитель биологии МОУ «Шипицынская СОШ» Котласский район, Архангельская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это.
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Педагогическая мастерская. Тема: Технология критического мышления.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления на уроках биологии Низовцева Наталья Алексеевна, учитель биологии МОУ «Шипицынская СОШ» Котласский район, Архангельская область Наукоград 2014

Историческая справка Американские педагоги Дж. Стал, К. Мередит, Ч. Темнл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Она является относительно новой для России (с ней впервые некоторые педагоги познакомились около 15 лет назад). Наукоград 2014

Х АРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Лев Толстой Наукоград 2014

Основные цели занятий с применением ТРКМ развитие критического мышления; развитие творческого потенциала будущего исследователя; развитие умений сотрудничать и работать в группе; развитие умений самостоятельно систематизировать информацию; развитие умения решать учебные проблемы. Наукоград 2014

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии: информационные учебные тексты; повествовательные тексты; проблемные тексты. Наукоград 2014

Три фазы (этапа) ТРКМ 1.Вызов. 2.Осмысление. 3. Рефлексия. Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре. Наукоград 2014

СТАДИЯ ВЫЗОВА Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах. Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся.Возможные приемы и методы. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая), таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Наукоград 2014

Стадия осмысления Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Наукоград 2014

Стадия рефлексии Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах – группах. Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы. Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Наукоград 2014

Основные задачи фаз ТРКМ ТРКМ Стадия вызова Стадия рефлексии Стадия осмысления Актуализация имеющихся знаний Структурирование процесса изучения Пробуждение интереса к теме Получение новой информации Соотнесение новой информации с собственными знаниями Целостное осмысление и обобщение полученной информации Анализ всего процесса изучения нового материала Определение направлений для дальнейшего изучения темы Наукоград 2014

Приемы ТРКМ Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ) Прием «толстые» и «тонкие» вопросы Прием «Синквейн» Прием «Кластер» Прием «Концептуальное колесо» Прием «Верите ли вы?» Стратегия «Зигзаг» Прием «Рефлексивные вопросы» Кроссворд Прием «INSERT» Игра «Знаете ли вы, что…» Прием «Закончи предложение» Прием «Взаимоопрос» Наукоград 2014

Стратегия «Знаю Хочу узнать Узнал» Разработана в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Ога. Цель: развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. 3 что мы знаемX что мы хотим узнать У что мы узнали, и что нам осталось узнать Наукоград 2014

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы. Данный прием может использоваться на любой фазе урока. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «Толстые» вопросы«Тонкие» вопросы Объясните, почему...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? На что похоже? Кто? Что? Когда? Может...? Будет...? Мог ли...? Было ли? Согласны ли вы? Верно ли? Наукоград 2014

По теме «Биосинтез белка» Тонкие вопросы: Где находится ДНК в клетке? Где в клетке собираются белки? Что является посредником при переносе информации от ДНК к рибосоме? Как называется процесс образования и-РНК? Толстые вопросы: Какими свойствами обладает генетический код? В чем различие процессов транскрипции и трансляции? Предположите, что будет, если во время транскрипции будет изменена последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК? Наукоград 2014

Прием «синквейн» Используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...). 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. Наукоград 2014

Синквейн по теме «Клетка» Клетка Живая растительная Защищает, движется, передает Главная часть живого организма Единица Наукоград 2014

«Кластер» Является приемом графической систематизации материала. Автор данного приема американец Гудлат. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. (Описание задач фаз ТРКМ в данном разделе представлено как раз с помощью кластера). Данный прием можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. А можно начать на стадии вызова и после осмысления информации продолжить и обобщить знания с помощью кластера на стадии рефлексии. Наукоград 2014

Вещества и структуры, участвующие в биосинтезе белка ДНК и-РНК АТФ т-РНК Рибосо мы АК Фермен ты Наукоград 2014

Прием «INSERT» Представляет собой особую маркировку текста при его прочтении. I interactive самоактивизирующая N noting маркирующая S system система Е (for) effective для эффективного R reading and чтения и Т thinking размышления Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям: Наукоград 2014

Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника». «V» уже знал «+» новое «» думал иначе «?» не понял, есть вопрос Наукоград 2014

ПРИЕМ «Верите ли вы, что…» 1. … сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево? 2. …в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерии? 3. … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца? 4. … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов? 5. … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой? 6. … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны? 7. … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия? Наукоград 2014

Прием «Лекция со стопами» Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Наукоград 2014

Приемы ТРКМ Прием «Рефлексивные вопросы» Кроссворд Игра «Знаете ли вы, что…» Прием «Закончи предложение» Прием «Взаимоопрос» Наукоград 2014

Литература Загашен И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», Загашен И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке XXI века: методические материалы для учителя. Под общей редакцией Крыловой О. Н. СПб.: Аграф, Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, Фонтанова А. Технология, которая позволяет нам стать другими // Газета «Первое сентября» от 16 января 2001 г. Халперн Д. Психология развития критического мышления. СПб.: Питер, Наукоград 2014

Спасибо за внимание! Наукоград 2014