СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Князева И. В., доктор экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая среда бизнеса. Опорные вопросы 1. Стихийные и регулятивные факторы внутренней и внешней сред бизнеса. 2. Конкуренция и конкурентные среды.
Advertisements

Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Капиталы перемещаются в отрасли, которые базируются на создании знания: увеличение доли интеллектуального капитала в создании добавленной стоимости товара;
К.э.н., доцент Якубанис Наталья Вячеславовна Стратегические альянсы в бизнесе.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Министерство образования Республики Беларусь Государственный институт управления и социальных технологий БГУ Кафедра «Маркетинг» КОНКУРСНАЯ РАБОТА Тема.
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Стратегический менеджмент. Тема 2. Анализ отрасли и конкурентной ситуации.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Механизм формирования инновационного климата в регионе « ЭКОПРОМ »
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Транксрипт:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ Князева И. В., доктор экономических наук, профессор Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС Москва, 2014

« В системе государственного регулирования в России были необходимы новые инструменты для защиты конкуренции и развития рыночной экономики. Уровень монополизации в стране влияет не только на экономическую сторону жизни, но и на политическую систему. Уровень свободы и справедливости в обществе зависит, в том числе от уровня монополизма и от его влияния на политическую жизнь и на политическую власть. Игорь Юрьевич Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы 2

Особенности конкуренции на современном этапе экономического развития 1. степень рыночной конкуренции определяется поведением компаний, а не рыночной долей 2. отсутствие линейной зависимости между структурой рынка и уровнем конкуренции 3. конкуренция сосредотачивается на опыте взаимодействия, создания бизнес - систем и совместного создания уникальной ценности для потребителей и компаний 4. интенсификация конкуренции

4. компании не могут создавать ценность автономно, и ценность больше не содержится исключительно в товарах или услугах, а в комплексном удовлетворении потребительских ожиданий 5. доминанта инновационного процесса смещается к среде взаимодействия систем компаний и сообщества потребителей 6. чистое конкурентное равновесие невозможно : переход от статической к динамической модели конкуренции 7. источник прибыли инновационная деятельность компаний

8. классические признаки монополии исчезают 9. усложнение структуры олигопольного рынка : межотраслевые, многоуровневые, гибкие бизнес - системы, формирующиеся вокруг крупных компаний - лидеров 10. Тренд на формирование олигопольных рынков, как реакция на инновации, брендинг, глобализацию

Факторы, влияющие на интенсификацию конкуренции Глобализация экономических процессов Технологические изменения и инновационность экономики Возрастание ценности нематериальных активов Переход к экономике, основанной на знаниях и инновациях Трансформация потребительского поведения Изменение структуры рынка Усиление прозрачности и публичности поведения рыночных агентов

Факторы, влияющие на интенсификацию конкуренции на олигопольных рынках Глобализация экономических процессов Технологические изменения и инновационность экономики Трансформация потребительского поведения Изменение структуры рынка Усиление прозрачности и публичности поведения рыночных агентов 7

Технологические изменения и инновационность экономики Эффективность и инновационность - решающий фактор в конкурентном соперничестве Инновационная экономика масштаба. Сетевой эффект. Необходимость преобразования в глобального игрока в ряде сегментов рынка с целью поддержания конкурентных позиций на региональных рынках Стремительность технологических изменений, возрастающий уровень риска и неопределенности Возрастание ценности нематериальных активов. Увеличение инвестиций в НИОКР и внедрение интеллектуальных технологий и методов организации. Интенсификация конкуренции за интеллектуальный капитал Внедрение передовых ИТ означают неизбежность непрерывной реструктуризации для успеха в конкурентном соперничестве Новое содержание эффективности : через достижение временного монопольного инновационного преимущества. Институционализация инноваций 8

Трансформация потребительского поведения Рост самосознания и консолидация потребителей Спрос на дифференцированную продукцию, отвечающую постоянно развивающимся новым потребностям Возрастающая значимость превосходящего бренда как метода создания уникальной стратегической ценности в условиях господства потребителей Сокращение жизненного цикла продукции, требование режима реального времени 9

Изменение структуры рынка Формирование многоуровневой, гибкой, постоянно развивающейся структуры современного олигополистического рынка ( бизнес - системы, координируемые ведущими компаниями сообщества высокоспециализированного бизнеса ) обуславливают многоуровневость конкурентных процессов и их направленности Нивелирование конкурентного преимущества доступа к дешевым и многочисленным сырьевым и трудовым ресурсам ( эффективность и инновационность - решающий фактор в конкурентном соперничестве ) 10

Особенности монополии на современном этапе экономического развития Монополии - необходимы для обеспечения высоко рискованной инновационной предпринимательской активности Компании добиваются монополии не за счет ограничения конкуренции, а благодаря создания инновационного продукта и сервисов Монопольная прибыль - нормальная прибыль в рамках инвестиционного цикла долгосрочных инвестиций.

смена экономических парадигм развития рынков модернизируются критерии конкурентного регулирования модернизируются нормы и стандарты конкурентного регулирования меняются механизмы и методы конкурентного регулирования

Ключевые тенденции антимонопольного регулирования на современном этапе 1. Усиливается либерализация антимонопольного регулирования : преобладает применения принципа « разумного подхода » (rule of reason) над принципом « закон по существу » (per se ) 2. Перераспределяются усилия конкурентных ведомств, фокусируясь на наиболее серьезных нарушениях конкурентного законодательства 3. Повышается значимость мер, направленных на стимулирование желаемого поведения участников рынка – через поведенческие методы регулирования

4. Снижается значимость мер по регулированию экономической концентрации рыночными процессами 5.Актуализируются вопросы, связанные с адвокатированием конкуренции (публичный ивент), возрастает роль превентивного сдерживания антиконкурентных действий (предостережения, предупреждения) по сравнению с мерами антимонопольного реагирования (постфактум) 6.Формируются новые нормы и изъятия к ним в отношении регулирования инновационных рынков 7.Формируются новые подходы к регулированию деятельности «патентных монополий»

Принципиальные положения, на которых строится новая система антимонопольного регулирования Отход от доминирования модели « структура - поведение - результат » и структурного подхода для оценки допустимости антимонопольного вмешательства в деятельность субъектов рынка Доля рынка – « отправная точка » для анализа конкурентных последствий слияний, полезный фоновый индикатор при принятии решения АМО.

Отказ от абсолютизации и факта противоправности при стремлении компании к наращиванию рыночного преимущества На инновационных рынках может носить переходный или кратковременный характер ; Достижение конкурентного преимущества с наращиванием РД может являться следствием добросовестного конкурентного поведения : эффективных маркетинговых ( торговых ) практик, инновационного мышления, рациональных стратегических инициатив.

Отказ от методов и норм, направленных на сдерживание проконкурентного поведения участников рынка, при включении механизмов антимонопольного контроля. Наиболее актуально при формировании бизнес-систем, формирующих единую цепочку ценности (ВИС и вертикальные соглашения)и обеспечивающих повышение эффективности.

5. Переход к гибкой системе антимонопольного регулирования, обеспечивающей субъектам рынка широкие возможности в выборе, реализации и изменении бизнес- стратегии : в условиях формирования новых легитимных деловых практик быстрой адаптации к динамично меняющимся условиям на рынке создания инновационных продуктов. 6.Обеспечение сбалансированного осуществления госполитик стимулирования инноваций и антимонопольного регулирования для развития конкуренции, основанной на повышении ценности для потребителя. Источником приращения ценности становятся нематериальные активы и ключевые компетенции компании.

7. Признание переходного характера монополистического положения на инновационных рынках. Формирование особых механизмов регулирования патентных монополий. Разрешительное регулирование в области коллективных разработок (НИОКР).

Направления трансформации содержательных аспектов регулирования конкурентных отношений Антимонопольное законодательство должно использовать более сфокусированный, рыночно - ориентированный подход к разработке правоприменительных механизмов Для динамично развивающихся рынков высоких технологий должны использоваться меры воздействия на поведение, а не разукрупнение, иначе издержки коррекции изъянов рынка превышают антиконкурентный ущерб потребителям На смену базовой альтернативы структурные или поведенческие методы регулирования, приходит выбор между экономическими методами, направленными на стимулирование желаемого поведения, и командными (наказывающими) методами. Тенденция в ЕС к отходу от критерия структуры (form-based ) в пользу эффективности (effects-based) при анализе поведения продавцов на рынке На современном этапе модернизация антимонопольной политики должна строится не столько на выработке новых основополагающих принципов (substantive rules), сколько оптимизации правоприменительных механизмов (remedies) Наиболее эффективный подход: приоритет на сдерживании, а не наказании. Решения, приоритетом которых является стимулирование желаемого поведения, способствуют согласованию конкурентной и промышленной политики. Необходимо снижение экономического бремени государственного регулирования. Адвокатирование – ключевая, низкозатратная и высокоэффективная альтернатива инструментам принуждения. 20

Спектр негативных последствий для общества от реализации антимонопольной политики Политика прямого вмешательства или свободного рынка одинаково препятствуют развитию конкурентоспособной экономики Антимонопольная политика, основанная на принципе разукрупнения, нередко приводит к снижению благосостояния общества Традиционные институты антимонопольного регулирования не обеспечивают адекватности государственного вмешательства в отрасли, характеризуемые быстрыми технологическими или организационными изменениями. 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!