сравнительно-историческая системно-структурная когнитивно-дискурсивная (также: антропоцентрическая, функциональная, когнитивно- коммуникативная)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Риторическая компетенция как ведущее средство образования Цель определить место и роль риторической компетенции в процессе оптимизации результатов педагогической.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Методы лингвистического анализа. Текст – исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Бахтин Михаил Михайлович Эстетика словесного творчества. М., 1979:
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка Из опыта работы МО школы 238 Дзенс И.О., учитель, к.ф.н.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Ю. Троицкий ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА КАК БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям,
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1 Лекция «Политическая культура и политическое сознание»
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Транксрипт:

сравнительно-историческая системно-структурная когнитивно-дискурсивная (также: антропоцентрическая, функциональная, когнитивно- коммуникативная)

антропоцентризм экспансионизм функционализм экспланаторность Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца ХХ века. М.: РГГУ, С

Когнитивно-коммуникативный подход: ДИСКУРС КАК КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНОЕ СОБЫТИЕ

И СХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ : существование непреложной действительности автономность субъекта

o объективно явленный (существующий вне нашего сознания) мир во всей совокупности реального и идеального, принявшего вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права etc. o противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможности»

способность к отражению непреложной действительности (ориентация в мире) способность творить в своем сознании многообразные мнимые миры (фантастические, возможные, невозможные, иррациональные и смешанные) -

КОНЦЕПТЫ Основа базисного и мнимых ментальных миров - КОНЦЕПТЫ : идеальные образования, нечеткие виртуальные множества, формируемые сознанием посредством механизмов обобщения (отождествления) и анализа (дифференциации) предметного мира Никитин М. В. О тождествах с когнитивных позиций // Материалы конференции «Англистика в ХХI веке». СПб

Между концептами и средствами их объективации в языке НЕТ изоморфизма. Язык отражает структуру сознания (а не структуру мира). Структура языка стоит ближе к структуре сознания, чем мира. Структура языка обусловлена не миром, «а телеологией языка, его коммуникативным назначением – служить трансляцией значений от говорящего к слушающим» (М.В.Никитин, 2003, с. 238).

Дискурс = речемыслительная деятельность (т. е. процесс объективации содержания сознания в языке): «…. сложный процесс создания речевого высказывания – от самых его истоков в мыслительной деятельности человека до завершения стадий оформления мысли в слове и передачи ее в целом тексте» Кубрякова Е. С. и др. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., с.

«… текст – это ленивый механизм, требующий, чтобы читатель выполнял часть работы за него» (У. Эко)

Рецепция текста = взаимодействие коммуникативного и когнитивного компонентов речемышления : ТЕКСТ ТЕКСТ (коммуникативный компонент) ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ ( ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ (когнитивный компонент)

«… текст есть некое синтактико- семантико- прагматическое устройство, чья предвидимая интерпретация есть часть самого процесса его создания» (У.Эко)

grrrrrt grrrrrrrrrrt scht t-t-t-t-t-t-t-t-t-t scht tzngrmm t-t-t-t-t-t-t-t-t-t scht grrrrrrrrrrrrrrrrrrrr t-tt t schtzngrmm t-t-t-t grrmmmmm t-t-t-t sch tzngrmm grrmmmmm schtzn t-t-t-t schtzngrmm tssssssssssssssssssss grrt

Подлинная сущность текста всегда разыгрывается на рубеже двух сознаний, двух субъектов. [... ] второе сознание, сознание воспринимающего, никак нельзя элиминировать или нейтрализовать. (М.М.Бахтин)

«…становящийся текст как формально- семантическая структура, ставший текст как формально-семантическая структура, становящийся личностно- актуальный смысл-образ текста и ставший личностно-актуальный смысл- образ текста» (Филиппов В. С. Текст: на все четыре стороны // Чествуя филолога (К 75-летию Ф. А. Литвина. – Орел, – С )

Поструктурализм:ДИСКУРС КАК ДИСКУРСНАЯ ФОРМАЦИЯ

И СХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ : лингвистический детерминизм децентрация субъекта

Реальности социально конституируются. Реальности учреждаются через язык. Нет неотъемлемых истин

o Субъект складывается из разных идентичностей, формируемых в дискурсе. o «Неважно, кто говорит, но важно то, откуда он это говорит» (М.Фуко).

Дискурс – это нечеткое множество рассеянных высказываний, образующих когнитивно-тематическое про- странство, в котором те или иные значения признаются как истинные (дискурс – это зона формирования значений).

Неориторический подход: ДИСКУРС КАК ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА

первоначально наука об ораторском искусстве (др.-греч. ητωρική «ораторское искусство» от ήτωρ «оратор»), впоследствии теория аргументации. НОВАЯ РИТОРИКА наука о природе человеческого общения, его типах, возможностях и средствах («металингвистика», по М.Бахтину).

И СХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ : любая речь риторична отказ от прескрипций (правил) наличие закономерностей в коммуникативном поведении людей

языковойкоддискурсивныекомпетенции ДИСКУРС – это система компетенций: креативной (субъектно-авторской), референтной (объектно- геройной) и рецептивной (адресатно-читательской)» Тюпа В.И. Актуальность новой риторики для современной гуманитарной науки // Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. СПб., С

o inventio (изобретение) o dicpositio (разделение, композиция) o elocutio (языковые/стилисти- ческие приемы) o референтная ДК o креативная ДК o рецептивная ДК Неориторика Классическая риторика

Референтная: предметно-тематические конвенции (включая традиционные концепты картины мира) Креативная: текстообразующие конвенции выражения субъекта и формы высказывания как целого Рецептивная: смыслополагающие конвенции «идеального адресата»

Als der sechzehnjährige Karl Roßmann, der von seinen armen Eltern nach Amerika geschickt worden war, weil ihn ein Dienstmädchen verführt und ein Kind von ihm bekommen hatte, in dem schon langsam gewordenen Schiff in den Hafen von New York ein - fuhr, erblickt er die schon längst beobachtete Statue der Freiheitsgöttin wie in einem plötzlich stärker gewordenen Sonnenlicht. Ihr Arm mit dem Schwert ragte wie neuerdings empor, und um ihre Gestalt wehten die freien Lüfte. F.Kafka. Der Heizer (Amerika)

Когда шестнадцатилетний Карл Россман, отправленный опечаленными родителями в Америку из - за того, что некая служанка соблазнила юношу и родила от него ребенка, медленно вплывал на корабле в нью - йоркскую гавань, статуя Свободы, которую он завидел еще издали, внезапно предстала перед ним как бы залитая ярким солнцем. Ее рука с мечом была по - прежнему поднята, фигуру ее овевал вольный ветер. (Перевод В.Белоножко)

ТЕКСТ И/ИЛИ ДИСКУРС

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДИСКУРСА: DIMEAN Ein diskurslinguistisches Mehrebenenmodell

Transtextuelle Ebene (Wissen) Akteure (handelnde Personen) Intratextuelle Ebene (Texte) Warnke, Ingo H./Spitzmüller, Jürgen (2008): Methoden und Methodologie der Diskurslinguis-tik – Grundlagen und Verfahren einer Sprachwissenschaft jenseits textueller Grenzen. In: Me-thoden der Diskurslinguistik. Sprachwissenschaftliche Zugänge zur transtextuellen Ebene, hg. v. Ingo H.Warnke u. Jürgen Spitzmüller, Berlin/New York: de Gruyter, S. 3–54 (Linguistik – Impulse & Tendenzen; 31).

Intratextuelle Ebene Textorientierte Analyse Propositionsorientierte Analyse Wortorientierte Analyse

Akteure ( Diskursregeln, Diskursprägung) Interaktions- rollen Autor Antizipierte Adressaten Diskurs- positionen Soziale Stratifizierung/Macht Diskursgemeinschaften Ideology Brokers Voice Diskursvertikalität Medialität Medium Kommunikationsformen Kommunikationabereiche Textmuster

Trans- textuelle Ebene Diskurs- orientierte Analyse Intertextualtät Schemata (Frames/Scripts) Diskurssemantische Grundfiguren Topoi Sozialsymbolik Indexikalische Ordnung Historizität Ideologien/Mentalitäten Allgemeine gesellschaftliche und politische Debatten