Красноярский Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Институт Специальной Педагогики Методы сурдопсихологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Advertisements

Алгоритм проведения психологического обследования.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Вводят какой-либо элемент в контролируемые условия и измеряют эффект его влияния на мысли или действия испытуемого Выбирают группу, обладающую определенными.
Индивидуализация и дифференциация. Индивидуальный подход включает… Индивидуализация – это Дифференциация – это Типы гомогенных классов (школ) Индивидуализация.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Единый государствен ный экзамен. ЕГЭ (единый государственный экзамен) это совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Учитель истории Батракова О.В.. Результаты формирования исследовательских умений учащихся: ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения Г.К. Лихтенберг.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Транксрипт:

Красноярский Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Институт Специальной Педагогики Методы сурдопсихологии

Содержание Виды методов Наблюдение Эксперимент Виды эксперимента Анализ продуктов деятельности Метод тестов Анкетирование и беседа Метод сбора данных Вывод

Виды методов Основные психологический эксперимент наблюдение Вспомогательные анализа продуктов деятельности метод тестов анкетирование и беседа метод сбора данных Методы

Наблюдение (пассивный метод) Этот метод имеет большое значение, поскольку из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован. Предметом наблюдения могут быть: внешние компоненты деятельности движения, перемещения; речевые акты, своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). Нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность. Для того чтобы этого не произошло, можно использовать : 1.регистрирующую аппаратуру (кино-, видеосъемку); 2.сделать присутствие наблюдателя привычным (при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста) или объяснить его какой-то приемлемой целью (подросткам или взрослым). Чтобы получить достаточный для выводов и обобщений материал, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в различных видах деятельности в игре, на уроках. Это позволит сопоставлять частные проявления наблюдаемых свойств с общей ситуацией психического развития ребенка.

Эксперимент (активный метод) Включает несколько этапов: 1.постановку цели, куда входит конкретизация гипотезы исследования; 2.планирование; 3.собственно проведение эксперимента; 4.анализ полученных результатов, включая проверку статистических гипотез; 5.формулирование выводов. Важные моменты которые следует учитывать при организации метода с детьми имеющими нарушения слуха: Необходимо обеспечить адекватное понимание инструкции (можно использовать жестовую речь, наглядность) Большое внимание надо уделять подбору сравниваемых групп испытуемых (время и степень нарушения слуха, причины потери слуха, данные об остаточном слухе, уровень развития словесной речи, виды речи, которыми он владеет, успеваемость и т.д) При сравнении особенностей психического развития глухих и нормально слышащих детей группы подбираются по принципу возрастного соответствия

Виды эксперимента 1. Лабораторный эксперимент- при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных. 2. Естественный эксперимент- разработанный А. Ф.Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения, преднамеренности ответов, часто возникающих при лабораторном эксперименте) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения). 3. Психологический обучающий эксперимент- помощью этого вида эксперимента выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Основной методический принцип обучающего эксперимента заключается в отработке поэтапной, строго дозируемой помощи, которая оказывается ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется по таким направлениям, как степень информативности, т. е. переход от общих указаний к более конкретным и подробным, и время оказания

Анализ продуктов деятельности При изучении особенностей психического развития глухих детей, на первое место по значению и частоте применения можно поставить именно этот метод. Он позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношение на конечном и промежуточном этапах деятельности. Для этого необходимо знать условия, в которых протекала деятельность: являются ли полученные результаты случайными или типичными для данного ребенка подвергая анализу не единичные, а многие продукты деятельности. Важно выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. Изучению подвергаются разные результаты различных видов деятельности: рисунки поделки аппликации сочинения.

Метод тестов Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов и их последующего сравнения. Для тестирования глухих создаются: шкалы действия невербальные тесты. Шкалы действия сводятся к операциям с предметами, одна из наиболее известных шкала действия Артура которая включала такие известные тесты как: лабиринты Портеуса и кубики Коса. Невербальные тесты часто не требуют словесного общения экспериментатора с испытуемым, инструкции к ним даются в форме показа или жестами без участия устной или письменной речи. («Нарисуй человека»)

Анкетирование и беседа Возможности использования этих методов при изучении лиц с нарушениями слуха достаточно ограниченна, поскольку они связаны с получением информации на основе словесного устного или письменного общения. Однако у детей, имеющих нарушения слуха, метод беседы позволяет судить об уровне развития устной речи и о ее особенностях. С возрастом и повышением уровня развития речи становится возможным и более широкое использование метода беседы.

Метод сбора данных Включает следующие показатели: Характеристика семьи ребенка (состав семьи, возраст, образование, здоровье (наличие хронических болезней), есть ли в семье и среди родственников лица с нарушенным слухом. Сведения о беременности матери. Сведения о всех болезнях, перенесенных ребенком (сведения о том, когда впервые был поставлен диагноз о нарушении слуха у ребенка; показатели его первой аудиограммы; отмечалось ли дальнейшее снижение слуха ) Данные о психофизическом развитии ребенка Данные об общем и специальном воспитании и обучении ребенка (когда началось специализированное воспитание и обучение сурдопедагогами)

Вывод При оптимальном сочетании методов психологического изучения детей и взрослых с нарушениями слуха удается получить данные, позволяющие охарактеризовать специфические закономерности их психического развития.