Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Беловолова Елена Александровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Деятельностный подход – основа реализации программы ФГОС ООО по географии Беловолова.
Advertisements

В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Деятельностный подход в процессе обучения географии.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ и НОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕНИЯ : ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Беловолова Е. А., кандидат пед. наук, доцент кафедры методики.
Особенности деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Формирование универсальных учебных действий в обучении географии Беловолова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ

Принципиальные преобразования в социокультурной среде (глобализация), ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА Изменилась не только сумма знаний, необходимых человеку, изменились способы получения знаний (информационное общество) Требуется компетентная личность! креативный готовый принимать решения способный к поиску, преобразованию, анализу и использованию информации умеющий работать в коллективе готовый к повышению квалификации, самообразованию

От школы требуется новый образовательный результат ! От школы требуется новый образовательный результат ! НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Оценивать поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, анализировать, преобразовывать и представлять информацию Формулировать свою позицию, понимать других, работать в команде Ставить перед собой цель, планировать, организовать рабочее место, оценивать результат ОСНОВЫ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА Действовать в соответствии с нравственными и гражданскими нормами Поиск информации, исследование Личностные действия Оценочные действия Организационные действия Познавательные действия Коммуникативные действия + Исследовательские действия УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изменение целей (Для чего учить?) Традиционныйвзгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные знания ФЕД.ГОС.ОБР.СТАНДАРТ (2009 гг.) «Смена образовательной парадигмы (цели). развитие Вместо передачи суммы знаний – развитие личности личности учащегося на основе освоения способов деятельности на основе освоения способов деятельности» Направленность целей на достижение гарантированного результата

Предметные результаты: основа научной картины мира; опыт получения, преобразования и применения предметных знаний и умений. Метапредметные Результаты: способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные Результаты: система ценностных ориентаций; интересы; мотивы; социальные компетенции. ФГОС (2009 г.) ФГОС (2009 г.) новый образовательный результат

Умения и способы деятельности – главный результат, остающийся после школы. ФГОС (2008 г.) – УУД: Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности; Познавательные – поиск информации; установление связей и отношений; преобразование. Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся; Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности. Рефлексивная деятельность - организовывать свою деятельность, делать выбор в мире ценностей и поступков; Познавательная деятельность - мыслить и работать с информацией; Информационно- коммуникативная деятельность общаться, взаимодействовать с людьми. ГОС ( гг.) – ОУУ: Создание условий, инициирующих учебное действие

Понимание специфики формирования УД Понимание специфики формирования УД Деятельность реализуется через действия (умение характеризуется набором действий) НО! Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников.

Составить географическую характеристику Провести отбор признаков Установить причинно-следственные связи Выделить из них существенные Объяснить особенности территории

Составить прогноз географического явления Сбор и анализ данных Построение модели Соотнесение с теоретическими знаниями Выдвижение гипотезы о тенденциях развития объекта Поиск фактов и аргументов для их обоснования Анализ предложений

Предметное содержание взаимодействует с процессуальным Умение Отношение к деятельности Предметные знания Мыслительные операции, набор действий Знания о действиях, их алгоритме Географические знания служат элементами действий

Новые знания – продукт деятельности ученика Используя карту строения земной коры в атласе, приведите примеры территорий материков, в основании которых расположены древние платформы, щиты, складчатые области, границы столкновения двух литосферных плит. Используя учебник, составьте небольшой рассказ «Литосфера – твердая оболочка Земли», применяя следующие термины: оболочка, мощность, материки, океаны, горные породы, минералы, земная кора. Используя физическую карту полушарий в атласе составьте описание Уральских гор по следующему плану. Используя различные источники знаний, докажите тезис: Австралия – единственный материк, где нет действующих вулканов и оледенения. Закономерности Представления ПСС Умения и действия

В предметном содержании отрабатываются универсальные действия Используя карту строения земной коры в атласе, приведите примеры территорий материков, в основании которых расположены древние платформы, щиты, складчатые области, границы столкновения двух литосферных плит. Используя учебник, составьте небольшой рассказ «Литосфера – твердая оболочка Земли», применяя следующие термины: оболочка, мощность, материки, океаны, горные породы, минералы, земная кора. Используя физическую карту полушарий в атласе составьте описание Уральских гор по следующему плану. Используя различные источники знаний, докажите тезис: Австралия – единственный материк, где нет действующих вулканов и оледенения. Выявлять и устанавливать закономерности Обобщать и структурировать знания, строить речевое высказывание Отбирать необходимые источники, анализировать, устанавливать ПСС Определять цель и план действий, отбирать источники, извлекать информацию из источников, составлять описание по логической схеме

Деятельностное содержание (на уровне учебных действий) Тема урока Тип урока Базовое содержание УДТребования к подготовке уч-ся Вид контроля Планетар- ные формы рельефа Земли Изучение нового Происхождение материков и впадин океанов. Эпохи складчатости. Формирование и развитие материковой коры. Карта строения земной коры Анализировать схемы, иллюстрирующие образование материковой океанической коры; определять по карте …; сопоставлять карту строения земной коры с … Объяснять по картам закономерности размещения форм рельефа; Находить в различных источниках и анализировать информацию для объяснения размещения планетарных форм рельефа; Приводить примеры влияния тектонического строения территории на характер ее освоения. Текущий Планирование учебного процесса с учетом специфики УД

Поэтапное обучение учебным действиям (Т.П. Герасимова) Создание ориентировочной основы действий Создание исполнительской основы действий Создание творческой основы действий На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации.

Учет принципа преемственности в развитии УД ФГОС Компетенции - Общекультурные - Общепрофессиональные - Предметные ФГОС Результаты - Личностные - Метапредметные - Предметные Начальная школа Основная школа Старшая школа Профессиональное обучение

ОУ, СЛУЖАЩИЕ ОСНОВОЙ (начальная ступень) ДОМИНИРУЮЩИЕ ОУ (основная ступень) ОУ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ НА БАЗЕ (основная и старшая ступени) УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ Выделение главной мысли, существенных признаков, составление плана Реферирование, работа со справочными источниками информации и др. УМЕНИЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОСЫ Выделение главной мысли, формулирование вопросительных предложений Сбор и анализ информации, тезирование, участвовать в дискуссии, беседе и др. ПЛАНИРОВАТЬ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Определение цели действия, анализ условий, отбор средств, определение последовательности Выбирать наиболее рациональные способы решения учебных задач, самоконтроля

5- 6 класс7 класс8 класс 9 класс10 класс Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; Формулиро- вать вопросы. Объяснять ; работать со справочным и источникам и информаци и составлять схемы; проводить сравнения. Доказывать; тезировать; формулироват ь выводы; проводить отбор необходимых источников информации. Оценивать выполнение задания; планировать учебные действия; составлять сложный план, классификацио нные схемы; исп-ть разные виды моделирования. Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать В дискуссии, формулировать собственную позицию. УУД задают целевые ориентиры ступеням образования Программа формирования и развития УУД

Проектирование технологии обучения на принципа обучения деятельности Учебная деятельность – основа современного урока географии Учебная деятельность – основа современного урока географии Обновление способов работы со знаниями!

Освоение УД происходит в ходе систематического решения задач Мотивация Учебная цель Учебная задача Учебная задача Учебная задача Контроль и самоконтроль Учебные действия Познавательные действия Коммуникативные действия Регулятивные действия Личностные действия Решение учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в действие

Познавательные действия (Интеллектуальные) Из других источников информации подобрать описания к иллюстрациям «Города стран Южной Африки» (рис. 93) Используя схему ПК и материал параграфа, составить подобную схему, отображающую природные особенности Океании Используя текст п.38 и карту атласа, заполните пропуски в предлагаемом тексте «Причины суровости природы Антарктиды» В параграфе «Особенности природы Северной Америки» выделите необходимые сведения для отображения их на контурной карте. Условные знаки придумайте самостоятельно Проанализируйте рис. 111 «Схема ПТК Амазонии»

Понять другихДоговориться Коммуникативные действия Донести свое Найдите ответы на обобщающие вопросы по южным материкам (работа выполняется в парах). Ответьте на уточняющие вопросы друг другу. Составь 2-3 вопроса для одноклассников по теме «Северная Европа. Швеция и Норвегия». Составь устный отзыв на ответы учащихся. Подготовьте сообщение о Дании по следующему плану. Подготовься к конференции на тему «Экологические проблемы Северной Америки». Объясни правила определения географического положения материка по картам атласа своим родителям

Регулятивные действия (организационные умения) Действия по плануОценка результата Цель и план Сравните южные материки. С какого действия необходимо начать сравнение? Какие источники знаний необходимы для сравнения? Тебе необходимо подготовить интересное сообщение о Мексике для одноклассников. Составь план своих действий по подготовке материалов. Используя карты атласа и учебник, составь картографическую модель Канады. Самостоятельно определи цель своей практической работы. Используя карты атласа, спланируй маршрут заочного путешествия по странам Центральной Азии. Сформулируй цель путешествия, проведи отбор иллюстраций и фото, отражающих особенности маршрута. Подготовься к презентации маршрута. Оцени результат своей деятельности.

Регулятивные действия (Оценочные умения) ОбъяснятьСамоопределяться Оценивать отдельные поступки и явления в т.ч. неоднозначные с разных точек зрения нравственных, гражданских… сравнивать с оценками других и объяснять отличия Попробуй дать оценку вклада отечественных путешественников и землепроходцев. Составь список поступков, которые утверждают их нравственные принципы.

Важное условие освоения УУД – Важное условие освоения УУД – организация деятельности учащихся с аппаратом учебника Методический аппарат учебников географии издательского центра «Вентана-Граф» Информационная функция (фундаментальное ядро) Процессуальная функция Ценностная функция

Виды работ с учебником, направленные на формирование и развитие УУД ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ чтение и пересказ выборочное чтение выделение главной мысли цитирование конспектирование тезирование комментированное чтение ЛОГИКО- СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ деление текста на смысловые блоки составление плана (простого и сложного) изложение текста по плану нахождение в тексте ключевых слов и терминов составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц аннотирование и рецензирование текста составление логико-структурных схем самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами в учебнике ПОИСК ОБЪЯСНЕНИЙ нахождение в тексте слов-связок (ПСС); выделение в тексте причин и следствий; постановка вопросов к тексту; нахождение ответов на вопросы, на которые есть прямые ответы и ответы, которые следуют из контекста; постановка вопросов, требующих ответа из контекста. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ составление опорных конспектов моделирование текста на контурной карте нанесение на контурную карту объектов номенклатуры рисование на основе текста написание стихотворений подбор из дополнительных источников описаний к иллюстрациям подготовка аргументов и контраргументов подготовка к дискуссии, деловой игре, беседе и др.

Реализация педагогических технологий деятельностного типа Традиционная парадигма Развивающая парадигма технология поэтапного формирования приемов учебной работы технология ЛОК (ЛОС) модульного обучения дифференцированного обучения технология формирования учебной деятельности игровая технология технология коммуникативно- диалоговой деятельности проектно-исследовательской деятельности технология работы с кейсом информационно- коммуникационные технологии

Технология формирования учебной деятельности школьника Технология формирования УД предполагает, что учитель разрабатывает систему учебных задач, основанную на организации своей деятельности и деятельности учащихся, проводит диагностирующую проверку результатов усвоения с помощью тестов. С учетом принципа обучения деятельности!

Применение системы учебных задач Приемы формулирования краткие требования инструкции и планы действий качественные и количественные сведения Составьте схему; Обозначьте на контурной карте Используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику страны по следующему плану Какому расстоянию на местности соответствует 1 см на плане; Установите закономерности размещения полезных ископаемых Продуктивная познавательная задача – ситуация затруднения, побуждающая ученика к действию, при котором необходимо применить несколько взаимосвязанных операций, привлекая разные умения и знания.

Организация практической деятельности Алгоритм проведения наблюденийУУД 1. Определение цели наблюдения. Выбор объекта наблюдения. Выбор способов достижения цели наблюдения. Выбор способа регистрации оформления полученной информации. Регулятивные действия Фиксирование состояний объектов и явлений, их регистрация. Обработка и интерпретация полученной информации. Познавательные, коммуникативные действия Формулирование выводов и оформление отчета. Познавательные, регулятивные действия

Организация практической деятельности Этапы учебной деятельностиПриемы работы с географической картой Мотивационно-ценностный этапСоставление описаний территорий, представление карты Ориентационно-деятельностный этап Приемы ориентирования, представление карты Исполнительный этап Составление характеристик территорий, картографические и картоаналитические приемы Творческий этап Картографические, и картоаналитические приемы, картографическое моделирование Оценочно-рефлексивный этап Сравнение эталона и результатов картографического моделирования, оценивание и самооценивание результатов применения картографического метода

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности эвристическая беседа проблемный диалог дискуссия диспут деловая игра Может ли образоваться равнина на месте горной страны? Где холоднее: на северном или южном полюсе? Почему Северо-Атлантическое течение считается теплым, а Канарское – холодным?

Технология проектно-исследовательской деятельности Триада: Замысел – реализация - продукт Моделирование размещения материков и океанов через миллионы лет; Оценивание возможностей хозяйственного освоения рек; Практическое использование ресурсов Арктики и Антарктики; Составление путеводителя путешествия

Информация Предметные знания и умения,УД Универсальные учебные действия Компетенции Внимание учителя к деятельности ученика

Благодарю за внимание!