П.А.Минакир ИНТЕГРАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Advertisements

АТЭС Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Территориальная организация экономики Дальнего Востока на перспективу Д.э.н., проф. Леонов С.Н. ИЭИ ДВО РАН, Хабаровск.
Анализ стратегии социально- экономического развития Приморского края Сибирёва Елена Викторовна.
Новый взгляд на экономическую географию Вопросы региональной интеграции.
АТЭС Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество Авторы: Бегма В., Летницкая Л., 10 «Э» класс Учитель: Кургузов В.А., география.
НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В АЗИАТСКО- ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН Заусаев В.К., Быстрицкий С.П., Фролова Н.С., Горяинов В.А. (ДальНИИ.
В экономической сфере государства ставили перед собой определённые задачи, а именно: 1. стимулирование притока прямых иностранных инвестиций;2. повышение.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
LOGO Анализ строительной отрасли в АТР Команда «Нано Зодчие» г.о. Спасск-Дальний МБОУ СОШ 3.
Международная экономическая интеграция. процесс сближения национальных экономических и политических структур различных стран и формирование на этой основе.
Выполнили студенты Группы Т-115 Рыжова Ксеньья, Низаметдинов Имиль, Масанов Алексей.
Заседание Координационного совета отделений РСПП в Дальневосточном федеральном округе «Деловой климат Дальневосточного федерального округа» ДОКЛАД 29 марта.
В.Л.Ларин В.Л.Ларин Тихоокеанская Россия в энергетических проекциях XXI века: векторы трансформации и развития.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
НИС развивающихся стран Ван Вэйдун Ли Бинь Лю Сыцзя.
Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Презентация к уроку по географии (11 класс) по теме: Центры экономической мощи Азии. Особенности сельского хозяйства
Undercover НИС is… …группа стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, испытавших прорыв в социально-экономическом развитии; …группа стран Юго-Восточной.
Транксрипт:

П.А.Минакир ИНТЕГРАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Задачи и ресурсы Программная задача социально-экономического развития Дальнего Востока – 1) создание достойных условий для жизни и труда граждан; 2) снятие инфраструктурных ограничений (энергетика, коммунальная и приграничная инфраструктура, транспорт, логистика, телекоммуникации). Важнейшая проблема – 1) как развитие инфраструктуры и производства влияет на условия жизни? 2) инфраструктура – условие экономического развития или развитие производственного потенциала – условие развития инфраструктуры? Ресурсы для развития инфраструктуры – госбюджет (мягкие ограничения); ресурсы для развития производственного комплекса региона - труд, капитал, технологии, емкость рынка (преимущественно жесткие ограничения).

Темпы роста, %

Задачи и ресурсы-2 Единственным решением проблемы дефицита ресурсов являлся и является их импорт (по каналам межрегионального или межстранового обмена). Наиболее существенен межстрановой импорт (в 2006 г. он дал 50% совокупных инвестиций, 18%совокупной реализации продукции). Но если основной вклад в решение проблемы емкости рынка вносят страны СВА, то их доля в решении проблемы капитала составляет только 3,5%.

Динамика ВВП/ВРП и экспорта (2006 к 1992)

Доля экспорта ДВ, %

Структура экспорта ДВ, %

Прямые иностранные инвестиции

Индекс предельной капиталоотдачи, ДВ=1

Государственные инвестиционные намерения в программах ДВиЗ

Вызов первый - интеграционный К 2010 г. России может противостоять в СВА организованная интеграционная группировка, для которой Россия будет «третьей страной» и сможет получать лишь ту часть агломерационных и интеграционных эффектов, которую выделит ей интегрированный партнер – «Большая тройка СВА».

Интеграционные клубы Региональные группировки Члены интеграционных клубовДата соглашения NAFTA США, Канада, Мексика 1994 ASEAN Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам,Лаос, Мьянма, Камбоджа 1967 PARTA Австралия, Новая Зеландия, Океания 1981 NEA3 Япония, КНР, Республика Корея - Asian Currency Union ASEAN + NEA3 2005

Интеграционные клубы-2 Встраивание России в первые три группировки почти не возможно, да и не целесообразно. Группировка «СВА» в силу своей географии и незавершенности формирования институциональной структуры наиболее реальна направлением для России. Осознавая объективные ограничения формирования интеграционного клуба внутри СВА, Япония и Китай активно заключают двусторонние торговые и инвестиционные соглашения со странами NAFTA, ASEAN, PARTA, что потенциально ведет к формированию новых «интеграционных клубов». Россия также заключила двусторонние соглашения с США, Канадой, Австралией, Индией, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Монголией. Объективно вместо встраивания в СВА-3 Россия идет «параллельным курсом», проигрывая в активности Японии и Китаю.

Вызов второй - ресурсный «Провинциальным монополистом» для СВА ДВ является лишь в области энергетических, лесных и рыбных ресурсов. В современной экономике локальная монополия на ресурсных рынках легко преодолевается благодаря возможности транспортировки практически любого количества грузов на любые расстояния.

Вызов третий - инфраструктупный Выгоды от создания «ресурсопроводящего» инфраструктурного каркаса получат: страны Северо-восточной Азии, которые выступят монопсонией по отношению к ДВ; транснациональные российские сырьевые корпорации; федеральный бюджет РФ. Проблемы получат: Дальний Восток в связи с: –углублением региональной «голландской болезни» и распространением ее на область сотрудничества с АТР и СВА.; –проблематичностью конструирования нормативного мультипликатора типа «инфраструктукрная рента – региональный рост»; –невыгодной для региона структурой канализации инфраструктурной ренты (каналы использования

Вызов третий - 2 (инфраструктурной ренты: 1) корпоративные бюджеты в РФ; 2) федеральный бюджет; 3) корпоративные бюджеты в СВА; 4) региональные бюджеты на ДВ; 5) совокупный спрос на ДВ). РФ в связи с: - проблематичностью обеспечения равноправного участия России в интеграционных группировках Северо-восточной Азии и АТР.

Вызов четвертый - мотивационный Распределение доходов китайских приграничных провинций и городов прямо заинтересовывает их в развитии сотрудничества с Россией. Мотив для российских муниципалитетов и субъектов – меньше активности ради минимизации проблем и забот.

Вызов пятый - конкурентоспособность Увеличение сырьевого экспорта предполагает конкурентоспособность перерабатывающего комплекса Но реально конкурентоспособны лишь сырьевые необработанные продукты При неизбежном существенном повышении издержек за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий конкурентоспособность отраслей глубокой переработки будет окончательно подорвана Результат – закрепление функции «сборщика урожая»

Возможность первая. Концепция Необходимо дополнить концепцию транснациональных транспортно- энергетических коридоров концепцией формирования промышленно-сервисных дуг в южной части ДВ. Географически такие «дуги» опираются на мощные промышленно-логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка и являются осью размещения локальных свободных экономических зон

Возможность вторая. Институты Создание справедливой, то есть стимулирующей, системы распределения доходов от приграничного сотрудничества. Создание в центрах «промышленно-транспортной дуги» «институциональных ловушек»

Возможность третья. Геополитика Россия должна быть «встроена» в «большую тройку» СВА, стать участником процесса формирования зоны свободной торговли и последующих этапов экономической интеграции в Восточной Азии.

Возможность третья. Геополитика-2 Это означает: 1) включение ДВ (южной зоны) в «общий рынок» СВА, то есть формирование особого экономического режима в этом регионе 2) выделение южной зоны ДВ как самостоятельного региона – федерального округа