Р ЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Ц ЕЛЬ УРОКА : - обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, - закрепить знания по решению разных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Закономерности наследования признаков Составила Коршунова О.В. учитель биологии.
Advertisements

9 класс. Урок – обобщение. Учитель Хабибуллина Г.Н. Наследственность. Изменчивость.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Решение задач по генетике с использованием 1 и 2 законов Менделя Лекция 8 Julia Kjahrenova 1.
Цели урока: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач; Повторить тему: «Кровь»; Раскрыть.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Пименов А.В. Задачи: o Вывести 3 закон Менделя. o Научиться решать задачи на 3 закон Менделя. Задачи: o Вывести.
«Повторение и обобщение «Основы генетики»» Тема:.
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Законы Грегора Менделя. Задачи урока: -Познакомиться с опытами Г.Менделя -Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения,
Моногибридное скрещивание Задачи Словарь Человек и генетика Третий закон Менделя Второй закон Менделя.
Тема урока: Законы Менделя Учитель биологии Осинцева Т.М.
Генеалогический метод генетики человека. Составление и анализ родословных Практическая работа.
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Тема урока: Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМО МУ, И Я НАУЧУСЬ»
Транксрипт:

Р ЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Ц ЕЛЬ УРОКА : - обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, - закрепить знания по решению разных типов генетических задач, - отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, - продолжать учиться работать в группах

В ОПРОСЫ 1.Что изучает наука генетика? (Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организма) 2. Кто является основоположником науки генетики? (Г. Мендель) 3. Какое скрещивание называется моногибридным? (Скрещивание организмов, отличающихся одной парой альтернативных признаков) 4. Какое скрещивание называют дигибридным? (Дигибридное скрещивание-скрещивание по двум парам альтернативных признаков) 5.Как читается закон Моргана? ( Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуется совместно) 6. Какие хромосомы называю половыми? (Половые хромосомы- хромосомы,по которым мужской и женский организм отличаются друг от друга) 7. В какой момент определяется пол организма? (Пол организма определяется в момент оплодотворения)

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща. Б. Васильев

П РАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Распределение ролей Умение слышать и слушать Активность Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками Конфиденциальность Право быть ведущим.

Вот тебе два дела,- сделай хоть одно из них, Или то, что сам ты знаешь, передай другим. Или то, чего не знаешь, от других возьми А. Анвари

«М ОНОГИБРИДНОЕ И АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ » 1. В консультацию обратилась женщина, планирующая родить ребенка. У нее резус – отрицательный, а у мужа – положительный. Определите, возможно ли рождение резус-положительного ребенка, если мать мужа была резус- отрицательная

О ТВЕТ : Решение: Ген – признак: A - Rh+; a- Rh- Р aa X Aa G a A a F1 генотип 50% Aa: 50% aa Фенотип 50% Rh+: 50% Rh- Ответ: У таких родителей равная вероятность рождения ребёнка с положительным ( 50%) и отрицательным(50%) резусом.

«М ОНОГИБРИДНОЕ И АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ » 2. Фермер собрал семена львиного зева с растений, имевших белые и красные цветки. Растения он выращивал на двух соседних клумбах. Какой цвет фермер должен указать на пакетиках с семенами, если известно, что признаку окраски цветков львиного зева присуще явление неполного доминирования?

О ТВЕТ : Ген – признак: A –белые цветки; a- красные цветки Р AА x аа G A а F1 генотип 100% Aa: фенотип 100% Аа Ответ: фермер должен указать на пакетиках с семенами розовые цветки.

«М ОНОГИБРИДНОЕ И АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ » Розовая мечта. 3. Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

О ТВЕТ : Ген – признак: A –карие глаза ; a- голубые глаза Р AА x аа G A а F1 генотип 100% Aa: фенотип 100% Аа Ответ: мечта девушки не выполнима, т.к. у ее родителей и родственников всегда имели только карие глаза, а значит по цвету глаз она гомозиготна по доминантному признаку.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » В брак вступают кареглазый мужчина – правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой. Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша? (в %)

О ТВЕТ : Ген- признак: A – Карие глаза; а - голубые глаза. B – Праворукость; b- леворукость. Р aaBb X AaBb G aB ab AB Ab aB ab F1 Aabb Кареглазый, леворукий Ответ: 25% вероятности, что ребёнок будет левшой.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » Задача 2. Молодой человек светловолосый и голубоглазый хочет жениться. У него две девушки: Анна и Светлана. Анна - темноволосая и кареглазая. Ее отец светловолосый и голубоглазый, а мать темноволосая, кареглазая. Светлана - светловолосая и голубоглазая. Ее родители оба темноволосые и кареглазые. Определите, на какой девушке нужно жениться юноше, чтобы у них родился ребенок, похожий на отца

О ТВЕТ : Решение. Ген- признак А - тёмные волосы; а - светлые волосы; В - карие глаза; b – голубые глаза I. Р АаBb Х ааbb G AB, ab, Ab, aB ab F1 генотипы 25% AaBb: 25%aabb: 25% Aabb: 25%aaBb Фенотипы тёмные, карие: светлые, голубые: темные, голубые: светлые, карие Ответ: от Анны вероятность рождения ребенка, похожего на отца = 25% II. Р aаbb Х ааbb G ab ab F1 генотипы 100% aabb Фенотипы 100% светлые, голубые. Ответ: от Светланы все дети будут похожи на отца. Вывод: юноше нужно жениться на Светлане, чтобы дети были похожи на него.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » 3. Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери- голубые, у обоих - рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей. Какими могут быть глаза и волосы у детей этих супругов?

О ТВЕТ : Решение. Ген- признак А - карие глаза; а – голубые глаза; В – не рыжие волосы; b – рыжие волосы Р Аавв Х ааВb G Aв, aв ab аВ F1 генотипы 25% AaBb: 25% Аавв: 25% aaBb: 25% аавв Фенотипы карие, не рыжие: карие,рыжие: голубые, не рыжие: голубые, рыжие. Ответ: генотипы родителей женщины: аавв - мама, ААвв- папа; мужчины: ааВВ- папа, Аавв - мама.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ » Жалоба. Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?

О ТВЕТ : Их упреки не справедливы, т.к. у мужчин половые хромосомы несут не только У, но и Х- хромосому. И при оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом несущий Х- хромосому, рождаются девочки.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ » 2. Жертва рекламы. Рекламный ролик зубной пасты компании «Колгейт» красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Почему?

О ТВЕТ : Решение. Компании «Колгейт» обратилась в медико-генетическую консультацию и получила ответ, что признак темные зубы сцепленны с полом и передается этот признак по наследству и никакая зубная паста не поможет.

«Р ЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ » В консультацию обратились супруги, имеющие взрослого сына. Муж рано облысел. У жены густые волосы, но ее отец лысый. Справка: ген раннего облысения - доминантный (в Y хромосоме). Определите, какова вероятность раннего облысения сына этих супругов.

О ТВЕТ : Решение: Ген-признак: Y A – раннее облысение у мужчин; А –густые волосы, а- редкие волосы. Р ХАХа Х ХАYA G XA Xa XA YA F1 генотипы 25% XAXA: 25% XAXa: 25%XAYA: 25% XaYA Фенотипы 50% девочки с густыми волосами: 50% мальчики с ранним облысением. Ответ: все сыновья этой супружеской пары являются носителем гена раннего облысения.

Г РУППЫ КРОВИ. В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ 1.Ошибка режиссера. В фильме «Не валяй, дурака!» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

О ТВЕТ : Ошибка в том, что признак цвет кожи определяется несколькими парами неаллельных генов. В этом фильме женщина должна была родиться мулаткой, а сын должен был иметь смуглую кожу.

Г РУППЫ КРОВИ. В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика - первая?

О ТВЕТ : Р1 АВ Х АB G А В A B F1 генотипы 25% АA ; 50% АВ; 25% ВB фенотипы 250% II: 50% IV; 25% III Ответ: Судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство может и оказалось, что ребенок не может быть этой супружеской пары, т.к. у них могут быть дети только со 2,3,4 группой крови.

Г РУППЫ КРОВИ. В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ Ситуация 1 Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки. Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства. Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова? Женщина. Первая. Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая? Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа. Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу. Какое же решение вынесет суд?

О ТВЕТ : Решение: Р1 ОО Х АB G O A B F1 генотипы 50% OA :50% OB Фенотипы 50% II: 50% III Суд решение вынесет не в ее пользу, т.к. у неё и мистера Иванова Александра Петровича могут быть дети только со 2 и 3 группой крови.

Т ЕСТ Ответы: 1-б,2-б,3-а,4-в,5-б, 6-а,7-б,8-в,9-в,10-в, 11-б,12-в,13-в,14-в

В ЫВОДЫ : 1. Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались в 18 веке. Открыл закономерности наследования признаков Чешский ботаник Грегор Мендель. Метод получил название гибридиологический. Его законы применяются для решения генетических задач. Сегодня мы решали задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание. Научились применять его законы на практике при решении генетических задач. 2.Вспомнили применение закона Моргана при решении задач, как наследуются признаки сцепленные с полом, какие организмы являются гомогаметными и гетерогаметными. 3.Решение генетических задач позволяет нам не только лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление.

Д ОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА Цитогенетический анализ околоплодной жидкости у беременной женщины показал, что в 21-ой паре хромосом присутствует третья хромосома. Определите, к каким последствиям это приведёт. Ответ : Присутствие в 21-ой паре хромосом третьей хромосомы приводит к рождению ребёнка с синдромом Дауна. Такие дети рождаются в одном случае из 1000.Для них характерны умственная отсталость, маленький рост, пониженная устойчивость к инфекционным заболеваниям.