У РОК С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА 5 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовные и нравственные качества Герасима (по повести И.С. Тургенева «Муму») Учитель литературы МБОУ СОШ 2 станицы Каневской Каневского района Краснодарского.
Advertisements

Иван Сергеевич Тургенев Муму. Остоженка, 37 в Москве. Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму» Варвара Петровна.
Моё прочтение рассказа И.С.Тургенева "Муму".
Герасим и его окружение. Цели урока: показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Литературный турнир по произведению И. С. Тургенева "Муму".
И. С. Тургенев Рассказ «Муму» (1852). План характеристики Герасима 1. Необычайная сила Герасима. 2. Новые обязанности Герасима. 3. Отношения с остальными.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош» Павловского района Алтайского края, 2011.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
И.С.Тургенев «Муму» Литературный турнир Васильева Ирина Александровна МОУ «Гимназия 22» города Белгорода.
1) 1850 г. 2) 1852 г. 3) 1834 г. 4) 1818 г. 5) 1813 г. 6) 1861 г.
1.показать своеобразие Тургенева-повествователя; 2.показать через сопоставления Герасима с людьми, окру­жавшими его в доме барыни, нравственное превосходство.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов. Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его.
Иван Сергеевич Тургенев ( ) Душа моя, все мысли мои в России.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Учебные материалы к уроку литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Составитель: Чернова Л.Н. Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка.
Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Иван Сергеевич Тургенев.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Подготовка к сочинению по произведению И.С.Тургенева «Муму». Цели урока: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Презентация к уроку литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"(5 класс).
Транксрипт:

У РОК С ЭЛЕМЕНТАМИ АНАЛИЗА 5 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы

Т ЕМА : И. С. Тургенев. «Герасим и Муму»

И. С. Т УРГЕНЕВ ( )

Ц ЕЛИ : Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода; Продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими героями; Научиться составлять план и выделять границы эпизодов.

Р АССКАЗЫ О ГЕРОЯХ К АПИТОН К ЛИМОВ Был башмачником у старой барыни, «пьяница горький». Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком -то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя.» Когда Гаврила говорил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог - и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сём свете суть и точно ли даром хлеб ем.» Он заявляет, что он, « однако человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок», и называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

Г АВРИЛА Главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней он постоянно говорит на «с»: женить- с, можно -с, хорошо -с. Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с». Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Т АТЬЯНА Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое бельё. У неё не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и её все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: « Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни.» Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у неё не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с неё «соскочила».Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Перед отъездом в деревню Татьяна на прощание поцеловалась по -христиански с Герасимом. Это был единственный человек в её жизни, который жалел её и заботился о ней.

Р АБОТА С ЭПИЗОДОМ Вспомнить отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» (посвящённый русской женщине) Вывод: По мнению Некрасова, женщина по - настоящему красива тогда, когда её красота соединяется с чувством гордости и самоуважения.

Э ПИГРАФ : …Он казался каким - то великаном перед нами. И. Тургенев. «Муму».

Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

С ОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода.) а) Неожиданная находка. (от слов: «Всё это происходило весною…» ) б) Собачка испанской породы. ( от слов: « Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком…» ) в) Муму и барыня. ( от слов: Так прошёл ещё год…» ) г) Приказ барыни. ( от слов: « До самого вечера барыня была не в духе..») д) Муму возвращается. ( от слов: « Впрочем, его беспокойство было напрасно…» ) е) Ночной переполох. ( от слов: « Герасим уже прежде догадался…» ) ё) Осада каморки Герасима. ж) Прощание с Муму. з) Возвращение на родину.

А НАЛИЗ ЭПИЗОДА ( Осада каморки Герасима) а) детали эпизода: поведение барыни; трусость Гаврилы; участие в « операции» дяди Хвоста; услужливость Степана. б) Чтение абзаца. ( Герасим неподвижно стоял на пороге…») подчеркнуть противопоставление героев.

Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

В ЫВОД : Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены « людишки в немецких кафтанах» Слово «немец» буквально обозначает « немой»: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.

Г ЕРАСИМ

А НАЛИЗ ЭПИЗОДА : «П РОЩАНИЕ С М УМУ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ » Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню. И Тургенев. « Муму.» Почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму? (Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Желание вернуться в деревню созревает внезапно под влиянием картин природы. Когда он шёл топить Муму, он не думал уходить из города. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим « прибежал в свою каморку, проворно уложил кое - какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо, да и был таков».

Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

П РОЩАНИЕ С М УМУ Р ИСУНОК В. Г ЕРАСИМОВОЙ. 5 КЛАСС

С ОПОСТАВЛЕНИЕ Сопоставьте начало рассказа ( экспозицию, т. е. изображение героев до начала действия) и его эпилог (последний абзац рассказа). Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?

Р АБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Эпилог Экспозиция Здоров и могуч по-прежнему; Немой и могучий; Работает за четверых по-прежнему; Работает за четверых; Важен и степенен; Смахивал на степенного гусака; Богатырская сила Сложенный богатырём

В ЫВОД : Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили Герасима, свидетельствует о могучей нравственной силе героя, цельности его характера.

И ТОГ : Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс. Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

И ТОГ : Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня. В России 19 в. было много жестоких крепостников - самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе страшное право - эксплуатация одного человека другим. И. Тургеневу удалось показать тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также ( на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться»

Р АБОТА ПО ГРУППАМ Задание: кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини - рассказ. а) Какими чертами характера наделил автор своего героя? Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? б) Расскажите: об истории с Татьяной; Герасим и дворня; Герасим и барыня.

Р АБОТА ПО ГРУППАМ в) История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? г) Дайте характеристику Герасиму. Можно ли считать его поступок протестом против гнёта крепостничества? д) Почему И. Тургенев назвал рассказ не « Герасим», а « Муму»? Чему вас научил этот рассказ? Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?

Р ИСУНКИ К РАССКАЗУ

Т ЕСТ : Каков жанр произведения: а) роман; б) рассказ; в) очерк; г) повесть? 2. Что описал автор в «Муму»: а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека? 3. С помощью какого художественного приёма И. Тургенев создал систему образов рассказа: а) сопоставление характеров; б) принцип парности; в) антитезу?

Т ЕСТ : 4. К кому из героев мы видим ироническое отношение автора: а) к Татьяне; б) к барыне; в) к Муму; г) к Герасиму; д) к Гавриле; е) к Капитону? 5. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»: а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому -то нужен? 6. В какой момент Герасим принял решение вернуться на родину: а) когда « долго грёб против течения»; б) когда кормил Муму в трактире; в) в сцене у каморки; г) когда бросил Муму в воду?

Т ЕСТ : 7. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму: а) распахнул дверь и вышел на крыльцо; б) зашёл с Муму в трактир и накормил собаку; в) долго грёб против течения; г) искал лодку? 8. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными: а) описание жизни барской усадьбы; б) угодливость и бесправие дворни; в) деспотизм барыни; г) немоту Герасима?

С ЛОВАРНАЯ РАБОТА

С ОЧИНЕНИЕ

В ЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

П АМЯТНАЯ ДОСКА

П АМЯТНИК М УМУ