Работа по литературе На тему: Природа в поэмах М.Ю.Лермонтова Мцыри и Демон Ученика 11«а» класса Школы 683 Матуса Константина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой и армейского капитана Ю. П. Лермонтова был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов Жизненный и творческий путь.
Тема: Авторская позиция в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Презентацию подготовили: Аджиниязов Заур, Аджиниязов Заур, ученик 8 «Б» класса МОУ «Фёдоровская средняя общеобразовательная школа 5» Сургутского района.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич ( ), [октябрь 1814, Москва июль 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области],
Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова ( ) Поэт, прозаик, драматург.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонто в ( ). Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( ) и Марии Михайловны Лермонтовой.
Миссия Лермонтова- одна из глубочайших загадок нашей культуры. Д.Андреев «Роза мира» Учитель МУО Лучинниковская оош Калязинский р-н Тверская обл. Смирнова.
Михаил Юрьевич Лермонтов: личность, судьба, эпоха Поэтический наследник А.С. Пушкина.
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич. Лермонтов Михаил Юрьевич 3 октября 1814, Москва 15 июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы.
Лермонтов Михаил Юрьевич ( гг.). Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Детство прошло в Тарханах.
ДЕТСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА Отец – Юрий Петрович Лермонтов, армейский капитан Мать – Мария Михайловна Лермонтова (урождённая Арсеньева): умерла в 21 год от.
Михаил Юрьевич Лермонтов План урока: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Парус»: 1)История стихотворения. 2)Чтение и анализ.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны урожденной.
Биография Михаила Юрьевича Лермонтова
Презентация: « М. Ю Лермонтов». Лермонтов Михаил Юрьевич ( ) Поэт, прозаик, драматург.
Михаил Юрьевич Лермонтов: личность, судьба, эпоха Поэтический наследник А.С. Пушкина.
Михаил Юрьевич Лермонтов РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ РОДИТЕЛИ Отец Отец Юрий Петрович Лермонтов (капитан) Юрий Петрович Лермонтов (капитан)
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба П. Е. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова.
Транксрипт:

Работа по литературе На тему: Природа в поэмах М.Ю.Лермонтова Мцыри и Демон Ученика 11«а» класса Школы 683 Матуса Константина

ОО п п п п ииии сссс аааа тттт ееее лллл ееее,,,, к к к к аааа кккк о о о о п п п п оооо ээээ тттт ееее.... О ж ж ж ж ииии зззз нннн ииии п п п п ииии сссс аааа тттт ееее лллл яяяя.... Лермонтов Михаил Юрьевич

О писателе ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич ( ), русский поэт. Учился в Московском университете ( ). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» ( ), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина»]. Поэма «Демон» (закончена в 1839) символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15) октября 1814, Москва 15 (27) июля 1841, подножье горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской области], русский поэт.

О жизни Неведомый избранник Брак родителей Лермонтова богатой наследницы М. М. Арсеньевой ( ) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова ( ) был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften («Люди и страсти», 1830), «Странный человек» (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте. К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820, 1825).С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков, философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов от М. В. Ломоносова до современных ему поэтов. Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе. Пережитые в увлечения Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа над романтическими поэмами от откровенно подражательных «Черкесов» (1828) до вполне профессиональных «Измаил-бея» и «Литвинки» (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя, «вершинность» композиции, «недосказанность» сюжета, экзотический или исторический колорит). К началу 1830-х гг. обретены «магистральные» герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы «Демон», 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831, явившаяся прообразом поэмы «Мцыри»). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», ) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича...» в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати». В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; «Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно...», 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...», где демонический герой- опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...», 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. О 1839; А. Щербатовой 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу...», 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).В написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского. Неожиданный финал Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право...»), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта. Сочинения: Сочинения. М.; Л., Т. 1-6.Полное собрание стихотворений. Л., Т (Большая сер. Библиотека поэта). Литература: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.Лермонтов // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.Висковатый П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1891; То же (репринт). М., 1989.А. С. Немзер

Как всякий настоящий поэт, а тем более поэт великий, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, можно прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. М.Ю.Лермонтов – мой любимый писатель. Всё его творчество пронизано какими-то необыкновенными чувствами, которые мне очень близки. Разочарование в действительности, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое – поэма "Мцыри" 1839 год, поэма "Демон" (закончена в 1839 году). Мне, как читателю, нравится путешествовать на крыльях лермонтовских чувств. Воображение поэта уносило его то на Кавказ, где он побывал в детстве, а после служил, то в страны, где он вовсе не бывал,- в Литву, Финляндию, Испанию, Шотландию, Грецию, в будущее и в прошлое и даже в мировое пространство.

Одну из главных ролей в лермонтовских поэмах играет природа. С помощью метафор Лермонтов оживляет природу. Для него природа такая же живая, как и человек: "Мцыри": "Мцыри": "Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры"; "Демон": "Демон": "И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел..."; "Мцыри": "Мцыри": "…- Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой"; "Демон": "Демон": "И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы – У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны!";

В своём творчестве Лермонтов показывает противопоставление образов "неба" и "земли". Контрастные отношения к миру проступают в поэмах "Демон" и "Мцыри". Это видно, если сопоставить анализ пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявить несколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматривать Демона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь с демоническим мироощущением.

В этих поэмах много места и значения занимает описание кавказской природы. Бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость. Например: "Демон": "...Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял"; "Мцыри": "В снегах, горящих как алмаз, Седой незыблемый Кавказ..."; "Демон": "...глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица... Ревел"; "Мцыри": "Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел... Выл, крутясь, сердитый вал"; "Мцыри": "И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!"; "Демон": "И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой";

Характерная черта поэтики Лермонтова - "самоповторение". Этот прием более значим в зрелом творчестве поэта. Сходство идей, образов "Мцыри" и "Демона" неслучайно и, видимо, оправдано художественной целью автора. Картину природы в этих произведениях читатель воспринимает по-разному относительно внутреннего мира героев, которые неодинаково относятся к природе. Демон равнодушен к "дикому" и "чудному". Красота земного мира чужда "гордому духу".

Мцыри ее воспринимает иначе. Великолепие природы близко ему. Герой мечтает обрести дом, родных, которых "видел у других, а у себя не находил". Его тревожит то, что никому не мог сказать "священных слов отец и мать". Параллельно с раздумьями о реальных родителях, "друге иль брате", "молодых сестрах" проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: "две сакли, казалось, приросли к скале" "дружною четой". Большую и важную часть исповеди Мцыри занимает рассказ о природе, который отражает его внутренний мир. В то же время в метафорах, возникших из пейзажных впечатлений, проступает такой же строй души, что и во фрагменте, где душа эта самораскрывается. С позиции романтического психологизма создаются картины природы: они имеют сугубо субъективную окраску и отражают внутренний мир героя.

В поэме "Демоне" также большое место отведено пейзажу. Но он дан объективно, от лица повествователя. Между героем и природой устанавливается расстояние, которое нельзя преодолеть. "Божий "Божий мир" мир" не дает окончательную разгадку души героя, а, напротив, усиливает у читателя ощущение ее непостижимости. У читателя возникает вопрос: в чем причина враждебности, отчужденности героя к чудному творенью. В "Демоне" связь героя и природы показана контрастно.

К многозначному говорящему миру устремлен Мцыри. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему..." Природа вызывает у Мцыри воспоминания о его родине: "И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул..." От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания. У Демона же при взгляде на природу возникает ощущение бесприютности, бездомности. Кроме зависти природа в нем больше ничего не вызывает. Перед нами антитетическое построение образов: Мцыри доступен дом под небесным сводом, он чувствует себя комфортно на лоне природы, а Демон обречен на вселенскую бездомность.

Какие же художественные приемы использует Лермонтов при передаче пейзажных зарисовок? В "Демоне" процесс реального приближения к земле дан вместе с изображением внутреннего отчуждения героя от Божьего мира. В "Мцыри" природа описывается "изнутри". Мы понимаем, что герой состоит как бы в родстве с ней. Приведем пример: Мцыри вспоминает: "Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов, И грозди полные на них..." Это описание можно назвать одной строчкой из "Демона": " Счастливый, пышный край земли!"

В этих двух поэмах мы находим и другие образно- стилистические параллели. "Мцыри": "Божий сад"; "Демон": " столпообразные раины", "чинар развесистые сени"; "Мцыри": "запели птички", "дохнули сонные цветы"; "Демон": "и кущи роз, где соловьи поют..."; "Мцыри": "Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя..."; "Демон": "Пещеры, где палящим днем томятся робкие олени"; "Мцыри": "И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь свою вели о тайнах неба и земли, И все природы голоса сливались тут..."; "Демон": "И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений..."

Лермонтов подсказывает читателю, что перед ним у героев общая картина мира. Но Демона природа оставляет равнодушным и холодным: "Но кроме зависти холодной Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил, И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел". Мцыри же, напротив, бесстрашно идет ей навстречу: "Но страх не сжал души моей: Я сам, как зверь,.. И полз и прятался, как змей". У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу.

Бурачок, критик журнала "Маяк", писал, что поэт воспевает дикую, необузданную волю, естественную в звере, преступную в человеке. Подобную мысль высказал Ап.Григорьев, который указывал на "необузданную "необузданную страстность" страстность" Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного "безумной "безумной силой", вопиющей "против "против всяких общественных понятий и исполненной к ним ненависти и презрения".

Мцыри предельно приближен к "дикой "дикой природе" природе", Демон предельно ей враждебен. Мцыри понимает голоса природы: "Хотя "Хотя без слов мне внятен был тот разговор..." разговор..." Демона же к "стозвучному "стозвучному говору голосов" голосов" абсолютно равнодушен."Все, равнодушен."Все, что я чувствовал тогда, Те думы - им уж нет следа; но я 6 желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять". опять". Мцыри попадает в ритм природной жизни ценой невиданного внутреннего усилия. Герой говорит, что именно в те минуты, когда он был на природе, то жил по-настоящему, отсюда можно выявить символический сюжет поэмы. Мцыри на лоне природы познает мир неземной, у него появляется возможность обретения "неземной родины": "В "В то утро был небесный свод так чист", чист", что можно было увидеть "прилежным "прилежным взором" взором" полет ангела.

Тамара после встречи с Демоном, тоже перестает видеть красоту природы. Испытав воздействие демонического начала, она утрачивает непосредственность мироощущения и становится равнодушной к "живой "живой жизни". жизни". "Тамары сердце недоступно Восторгам чистым. Перед ней Весь мир одет угрюмой тенью; И все ей в нем предлог мученью". Но у Демона после встречи с Тамарой возникает надежда на примирение с небом. Вместе с тем, для Демона красота девушки является случайной в порочном мире. Мцыри, видя образ "грузинки "грузинки молодой" молодой" в его соединении со стихией вольной природы, начинает тосковать по родине.

Мы рассмотрели все черты различия Мцыри и Демона. Демон по достоинству ценит красоту Тамары, однако противопоставляет ее "Божьему "Божьему миру". миру". Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает его от мира людей. Дает о себе знать отмеченный исследователями в связи с героями Лермонтова "внутренний барьер", барьер", придающий их поискам идеала особый характер. Ломинадзе писал, что на фоне "объятий" "объятий" природы глубже постигается мера одиночества Мцыри. "Возможно, "Возможно, оно столь безысходно, что душа готова любым способом прорвать его кольцо". кольцо". Герой рад обняться, "как "как брат", брат", "хоть с грозой, готов слиться с природой даже через соединение с враждебным началом. Во время боя Мцыри с барсом "сплетаются "сплетаются ", "обнимаются" "обнимаются" "крепче "крепче двух друзей". друзей". Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром, а какой ценой - не важно. Борются как бы неразноприродные существа: Мцыри "визжал, "визжал, как барс", барс", а раненый барс "застонал, "застонал, как человек." человек." И среди образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление "дружбы "дружбы - вражды". вражды". Герой видит в небе такую картину: "Уж "Уж луна вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей".

Мцыри связь с природой - это возможность обрести род, родину, вернуться к первоначальным истокам. Образ Демона также создан на идее разрыва с родом и устремленности к идиллии. Сравнением встречи Демона и Мцыри с грузинкой. Демон видит владения Гудала, здесь по ступеням в скале, ведущим к реке, "покрыта "покрыта белою чадрой, Княжна Тамара молодая К Арагве ходит за водой"; водой"; Мцыри же созерцает, как "держа "держа кувшин над головой", головой", "грузинка сходила к берегу". Этот эпизод этот не противопоставляет, а сближает героев. У обоих образ "грузинки "грузинки молодой" молодой" рождает воспоминания о небесном рае. Тамара напоминает Демону ''те ''те дни давние", давние", когда он еще не был "падшим "падшим ангелом". Появляется возможность постигнуть "святыню "святыню любви, добра и красоты" красоты" через сочувствие земной женщины. Мцыри переносит ее образ в иную реальность, которая ему дороже "земного рая", потому что.видит грузинку во "сне".

Мотив сна в поэтике Лермонтова – это всегда насыщенная смыслом метафора. Ученые постоянно обращают внимание на особое значение мотива сна в творчестве поэта. По мнению Мережковского, сон у Лермонтова - форма перехода к "вечной" жизни. "Сон - это возможность незаметно для себя синхронно охватить предмет с несовместимых пространственных или хронологических "пунктов", он представляет парадоксальное взаимопроникновение движения и неподвижности", - такую характеристику дает С.Ломинадзе поэтике сна в художественной системе Лермонтова.

Сложно не согласиться с тем, что образ Мцыри соотнесен с темой вечности, а не только с социальными противоречиями. Мцыри с Демоном сближает попытка прорвать границы данности, выйти за пределы "неба" "неба" и "земли", "земли", достичь свою "родину", "родину", преодолевая логику Божьего мироздания.

В поэме "Мцыри" развиваются и углубляются идеи "естественного "естественного человека". человека". Одновременно с этим указывается, что данная тема осложнена трагическим мироощущением и мыслью о недостижимости гармонии с природой. Я.И.Маркович замечает, что романтический идеал Лермонтова, несмотря на его "вариации", "вариации", всегда предполагает " невозможное".

Сон, нахождение в состоянии фантазии, в необыденном измерении дает Мцыри возможность вырваться из границ "земли" и "неба", освободиться от телесной оболочки. В том мире, куда стремится Мцыри, устраняются все преграды, границы времени и реальности становятся зыбкими, устраняется трагическая дисгармония между землей и небом.

С идеей свободы связывается в поэме тема поисков пути. Здесь вступает в свои права метафора сна, задающая тему перехода в сверхреальность, в которой снимаются все противоречия. Герой говорит, что его "трудный "трудный путь" путь" ночью не озаряла ни одна звезда, что он "пустился "пустился дорогою прямой", прямой", но "с "с пути сбиваться стал", стал", что даже конь может его превзойти, найдет "прямой "прямой и краткий путь" путь" на родину, и что Бог (об этом сказано в первой редакции) не показал ему, "блуждающему" "блуждающему" во "тьме "тьме ночной", ночной", "желанного "желанного пути".

В лермонтовской поэме "Мцыри" монастырь становится синонимом общества, похожего на тюрьму, сковывающего свободу человека. Нельзя не согласиться с тем, что монастырь в поэме выступает в своем прямом значении - место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой.

Мцыри отрицает эту возможность достижения гармонии, потому что она требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности. Но в то же время монастырь подтверждает и оправдывает необходимость подчинения личности внешним силам. С этим Мцыри мириться не может. Первобытное, инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить "миг" "миг" иным содержанием, придать ему статус "вечности". Именно таким образом совмещаются "буря" "буря" и "покой". "покой". С одной стороны, неустанное стремление продлить, растянуть, остановить насыщенный миг, с другой - со столь же неизбежным желанием изжить, избыть постылую вечность, сжать ее в ценностный миг, в ту точку, о которой грезит сердце.

Заметное отчуждение от собственно человеческой природы и попытка перехода к "надмирному" "надмирному" состоянию являются этапами в движении Мцыри к идеалу свободы. Но на этом не заканчивается отход от привычной человечности. Покой Мцыри ищет в "покое" "покое" и "буре". "буре". Но результат оказывается неожиданным: "Я "Я сам, как зверь, был чужд людей", людей", - вот его чувства после дружбы с "бурей" "бурей" в ночь побега.

Возможности контакта с окружающим миром исчерпываются. Только из сверхреальности доносятся до Мцыри музыка мира, голос свободы, и они значат для него больше, чем только "земля" "земля" и "небо", "небо", "земная родина". родина". Свобода оказывается достижимой, правда цена этом - преодоление своей "естественной" человеческой природы, преодоление отношений земли и неба. Мцыри возвращается к обыденной реальности, где свобода поставлена в зависимость от условий Божьего мироздания. Смерть подводит итог его блужданиям, она дает ответы на все его вопросы. Можно расценивать смерть Мцыри как неприятие им реальной логики мироздания. Он не смог достичь свободы в рамках божьего мира. Невозможно постоянно находиться в состоянии " вражды-дружбы" с природой.

Герои Лермонтова пытаются любым способом преодолеть, победить рок, судьбу, "конструировать" "модель" бытия, которая снимает противоречие тела и души, мысли и чувства, неба и земли. Таким образом, Создается своего рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном.

Образ Мцыри является одним из глубоко сложных толкований демонической темы. Героев двух поэм сближает мечта о "небесном" рае, где все гармонично. В рамках "Божьего мира" их свобода неполноценна, здесь вступает в свои права необходимость. Демон в поисках неограниченной свободы создает иную реальность, "моделирует" мир, в котором Бог не властен. Именно туда, в "надзвездные края", он хочет увезти Тамару.

Разрыв с миром Бога предполагает разрыв со всеми его ценностями, но этого не происходит. В своей исповеди Демона говорит, что он откроет Тамаре "пучину гордого познанья" и "даст ей все земное". Демона повсюду преследует тень "земного", и это делает его свободу иллюзорной, неполной. Демон хочет внушить Тамаре мысль, что для свободы необходимо побороть собственную человеческую природу. Но при этом он сам не может от этого освободиться.

Мцыри пришлось уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, в сторону "озверения", с одной стороны, и преодоления своей "телесности" - с другой. И все это помогло постичь ему свободу. По этой причине его свобода сомнительна. В таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить, поэтому она просто не нужна. В поэме "Мцыри" тема свободы развита и как желанный идеал, и как нечто надмирное, сверхчеловеческое.

Демону в его мире свобода также не нужна. Свобода не имеет смысла, если она вынесена за рамки мира людей. В своей "небесной" "небесной" родине герой утрачивает демоничность, так же, как и Мцыри в своем "раю" "раю" - естественную человечность. Демонизм не может существовать там, где нет Бога. Но там, где требуется "озверение" "озверение" человека, не может быть "рая". Рай является метафорическим воплощением сна, результатом погружения в воспоминание.

Герои поэм – роковые, потому что они стали жертвами непоправимой ошибки, совершенной, по мысли Лермонтова, в самой основе мира Бога. Судьбы Демона и Мцыри наводят на мрачное, безотрадное раздумье.

В лермонтовской картине мира человеку отведена роль неполноценного существа. Человек - вечный скиталец между небом и землей, он не принадлежит ни небу, ни земле. Символический сюжет поэмы "Мцыри" связан с концепцией "Демона" своим тревожным ощущением бесприютности. В произведениях возникает ощущение бездомности в космическом масштабе. Даже отказавшись от своей человеческой природы, герои стремятся к идеалу.

Список использованной литературы : 1.М.Ю.Лермонтов Сочинения том І, Издат. "Правда" – С , Л ермонтовская энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, С Л.М.Аринштейн. Реминисценции и автореминисценции в системе лермонтовской поэтики // Лермонтовский сборник. - Л.: Наука, С.28,31,38. 4.С.Ломинадзе. Куда бежит Мцыри // Вопросы литературы, 1984, 10, с.153, Ц ит. по: Творчество М.Ю.Лермонтова. - М.: Наука, А п.Григорьев. Сочинения: В 2-х т. - Т.2. - М.: Худож. лит., С С.Ломинадзе. Поэтический мир Лермонтова. - М.: Современник, С В.М.Маркович. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения: Межвузовский сборник. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, С Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. - М.-Л.: Наука, С В.И.Коровин. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение, С.79.