Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья Материал подготовлен Валайтис О. А. 2013 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Нормативно-правовое обеспечение организации инклюзивного образования.
ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации»
Развитие специального (коррекционного) образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Организация ГИА для лиц с ОВЗ, детей- инвалидов и инвалидов (из опыта работы МОУ СОШ 15, 36, 48, 87 г. Ярославля) Департамент образования мэрии города.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года 1.
Адаптированная образовательная программа в аспекте ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна руководитель регионального центра научно- методического.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Семинар - практикум Вовлечение родителей в партнерское взаимодействие с ребенком с использованием игровых образовательных технологий в условиях семьи.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Транксрипт:

Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья Материал подготовлен Валайтис О. А год

Документы Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » минобрнауки. рф / документы /2974/ файл /1543/ ФЗ _ Об _ образовании _ в _ Российской _ Федерации.pdf минобрнауки. рф / документы /2974/ файл /1543/ ФЗ _ Об _ образовании _ в _ Российской _ Федерации.pdf Приказ Минобрнауки России от N 1015 " Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования " ( Зарегистрировано в Минюсте России N 30067) Закон Санкт - Петербурга Об образовании в Санкт - Петербурге. 17 июля 2013 года N dok.html dok.html

Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » Глава 1. Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и ( или ) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ реализации прав в сфере образования Выбор образовательной организации ( глава 4, статья 34). Преимущественное получение образования по месту жительства. Получение образования в соответствии со склонностями и потребностями ( глава 2, статья 11, п.6). В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Глава 1. Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Возможность адаптировать обычную образовательную с учётом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 4, статья 42. Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя : 1) психолого - педагогическое консультирование обучающихся, их родителей ( законных представителей ) и педагогических работников ; 2) коррекционно - развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся ; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий ; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 3. Психолого - педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей ( законных представителей ). Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года 1082 « Об утверждении Положения о психолого - медико - педагогической комиссии » ( зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2013 года, регистрационный 30242). Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 2, статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ организация, осуществляющая ОД научные организации культуры физкультурно - спортивные иные организации, обладающие ресурсами медицинские Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 4. Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся. Часть 5 : Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ( с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости ). Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 4. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей ( законных представителей ) несовершеннолетних обучающихся. Родители ( законные представители ) несовершеннолетних обучающихся обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право : - выбирать с учетом мнения ребенка, с учетом рекомендаций психолого - медико - педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность … - дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. - получать информацию о всех видах планируемых обследований ( психологических, психолого - педагогических ) обучающихся, - давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, - получать информацию о результатах проведенных обследований Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 5. Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. Педагогические работники обязаны : осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне … соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики ; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию … применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания ; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья … систематически повышать свой профессиональный уровень … Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей … Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 6. Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей ( законных представителей ) и на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии. Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 6. Статья 59 Итоговая аттестация. Часть 13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена ( ЕГЭ ), а также в иных формах, которые могут устанавливаться : 1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей - инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 6. Статья 60. Документы об образовании и ( или ) квалификации Закона. Документы об обучении. Впервые на уровне закона установлена норма позволяющая выдавать лицам с ограниченными возможностями здоровья ( с различными формами умственной отсталости ), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Глава 11. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися : - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, - специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, - специальных технических средств обучения … - предоставление услуг ассистента ( помощника ), - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий … Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах … Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Приказ Минобрнауки России от N 1015 I. Общие положения п.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования ( далее - Порядок ) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минобрнауки России от N 1015 II. Организация и осуществление образовательной деятельности п. 16. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.

Приказ Минобрнауки России от N 1015 III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья п.21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Приказ Минобрнауки России от N 1015 п.23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минобрнауки России от N 1015 а ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению : адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети " Интернет " с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб - контента и веб - сервисов (WCAG); размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме ( с учетом их особых потребностей ) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий ( должна быть выполнена крупным ( высота прописных букв не менее 7,5 см ) рельефно - контрастным шрифтом ( на белом или желтом фоне ) и продублирована шрифтом Брайля ); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь ; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов ( крупный шрифт ) или аудиофайлов ; обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку - поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки - поводыря в часы обучения самого учащегося ;

Приказ Минобрнауки России от N 1015 б ) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху : дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной ( установка мониторов с возможностью трансляции субтитров ( мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения )); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации ; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка ( сурдоперевода, тифлосурдоперевода );

Приказ Минобрнауки России от N 1015 в ) для учащихся, имеющих нарушения опорно - двигательного аппарата : обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях ( наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек - барьеров до высоты не более 0,8 м ; наличие специальных кресел и других приспособлений ).

п.24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются : необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения ; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения : 1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени ( алалия, дизартрия, ринолалия, афазия ), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием ; 2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы ( группы ) учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается : совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития ; совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью ( не более одного ребенка в один класс ). Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации ( от полугода до 1 года ) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель ( тьютор ), организуются индивидуальные занятия с педагогом - психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога - психолога. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей ( законных представителей ) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы ( группы ) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В классы ( группы ), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно - восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице : учителя - дефектолога ( сурдопедагога, тифлопедагога ) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; учителя - логопеда на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; педагога - психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья ; тьютора, ассистента ( помощника ) на каждые учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от N 1015

п.33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей ( законных представителей ) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. Приказ Минобрнауки России от N 1015

Глава 2. ОБУЧАЮЩИЕСЯ Статья 8. Дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования в Санкт - Петербурге устанавливаются Законом Санкт - Петербурга от 9 ноября 2011 года N " Социальный кодекс Санкт - Петербурга ". Закон Санкт - Петербурга Об образовании в Санкт - Петербурге.

Глава 2. Статья 10. Организация обучения на дому отдельных категорий детей, получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование п.1 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. п.4 Общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется при наличии заключений медицинских комиссий … п.10 Детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета Санкт - Петербурга.

Глава 2. Статья 10. п.13 Образование обучающихся с ОВЗ с учетом медико - психолого - педагогических рекомендаций может быть организовано совместно с другими обучающимися ( инклюзивное образование ), в отдельных классах и группах ОО, в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, а также в форме семейного образования или самообразования. п.14 Организация образования обучающихся с ОВЗ в отдельных классах и группах образовательных организаций или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, осуществляется на основании рекомендаций медико - психолого - педагогической комиссии. Закон Санкт - Петербурга Об образовании в Санкт - Петербурге.

Глава 2. Статья 10. п.15 Родителям детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ при осуществлении получения ими инклюзивного образования, а также обучающимся и их родителям, испытывающим трудности при совместном обучении в государственных ОО, предоставляется психолого - педагогическая помощь. п.16 При получении образования обучающимся с ОВЗ и инвалидам предоставляются бесплатно в пользование на время получения образования специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков, ассистентов и тьюторов. Закон Санкт - Петербурга Об образовании в Санкт - Петербурге.