Политика

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Advertisements

Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ Избирательная система Комплекс правовых норм о порядке выборов. Комплекс действий в процессе выборов ( закон в действии.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Демократия от греческого «народовластие» или «правление народа»
День молодого избирателя «Гражданин и выборы» ВЫБОРЫ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МБУ «Ивангородская центральная библиотека»
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
© Ковалькова Н.Н 1. Гражданское общество. 2. Правовое государство. Домашнее задание: Кравченко: § 6 (30); Боголюбов: § 37, конспект, задание в группах.
§ 25 Политический статус личности. Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характеризуют правовое положение личности в обществе, т.е.
Тема: Политический статус личности Подготовила: Шубенина Светлана Ильинична, учитель истории и обществознания МОУ лицея 34 учитель истории и обществознания.
Парламентский урок «Гражданин и выборы» ВЫБОРЫ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Общественная молодежная палата при ГС РТ Союз молодых юристов РТ.
Транксрипт:

Политика Презентация вопросов раздела «Политика» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей 18» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ 1. Понятие власти 2. Государство, его функции 3. Политическая система 4. Типология политического режима 5. Демократия, её основные ценности и признаки 6. Гражданское общество и государство 7. Политическая элита 8. Политические партии и движения 9. Средства массовой информации в политической системе 10. Избирательная кампания в РФ 11. Политический процесс 12. Политическое участие 13. Политическое лидерство 14. Органы государственной власти РФ 15. Федеративное устройство России

Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Власть - организованное господство одного класса (экономически доминирующего ) над другими классами общества Элитарная концепция Власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой и подчинёнными массами Структурно – организационная концепция Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней высшим. Власть – это социальное сосредоточение командования Поведенческая концепция Власть, стремление к ней – доминирующая черта человеческой психики и сознания

Власть - это Определение власти Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти Способность одной стороны влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству Механизм организации и регулирова- ния совместной деятельности

Компоненты власти Субъект власти (государство, парламент, политический лидер, политические партии и др.) Источники власти (авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма и др.) Объект власти человек, масса, социальные слои и группы, и др. Функции власти (господство, руководство, управление, координация, организация, контроль) Основания власти (экономические, социальные, юридические, административно – силовые, культурно – информационные источники) Ресурсы власти Ресурсы власти ( все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение и др.)

Классификация (типология власти) Основа классификации Виды власти Степень институциализации Правительственная, городская Субъект властиКлассовая, партийная, народная, президентская, парламентская Режим правленияДемократическая, авторитарная, деспотическая и др. Правовой признакЗаконная – незаконная; легальная - нелегальная Количество индивидов, принимающих ключевые решения Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная Сферы воздействияЭкономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Виды власти по М. Веберу (типы легитимности) Традиционная Харизматическая Легальная Основана на обычаях, привычке повиноваться, вере в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей Основана на личной преданности вождю, руководителю, на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности Основана на основном интересе, убеждении в законности установленных порядков, в правомочности органов власти и правильности законов Легитимность власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

На человека можно влиять Посредством прямой физической власти над его телом, т. е. когда его заключают в тюрьму или убивают Воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней Влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле

Благодаря традиции В силу признания правомерности системы законов На базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства

Политическая власть Функции политической власти : 1) поддержание общественного порядка и стабильности; 2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов; 3) достижение общественного согласия (консенсуса); 4) принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; 5) управление делами общества

Разновидности политической власти Основа классификации Разновидности политической власти С точки зрения своего предназначения Законодательная, исполнительная, судебная По месту в структуре власти Центральная, региональная, местная По основному субъекту Монархическая, республиканская

Типы политической власти (М. Вебер) Традиционный - опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности. Легальный - основывается на правовых нормах и рациональных понятиях. Харизматический (гр. charisma - милость, Божий дар) - опирается на особую притягательную силу лидера.

Функции политической власти формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества

Государственная власть

Признаки государственной власти публичный характер. т. е. выступает от имени общества; суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет ) ; ограниченность территорией, это базовое условие существования государства

Проблема устойчивости политической власти

Теория разделений властей

Разделение властей и их основные функции

Государство, его функции 1. Что такое государство? 2. Теории происхождения государства: а) теологическая; б) классовая; в)патриархальная; г) теория насилия 2. Признаки государства. 3. Функции государства: а) внешние; б) внутренние. 4. Классификация государств: а) формы правления; б) формы государственного устройства; в) политические режимы.

Государство это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Государство - страна - ?

ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА

внутренние

внешние

Форма правления Политический режим Территориально- государственное устройство

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Понятие, возникшее в послевоенной политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики: движение к утверждению в обществе социальной справедливости; ослабление социального неравенства; предоставление каждому человеку работы или иного источника существования; сохранение мира и согласия в обществе; формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Политическая система 1. Что такое политическая система? 2. Подсистемы (компоненты) политической системы: а) институциональная (организационная); б) нормативная; в) культурно - идеологическая; г) коммуникативная; д) функциональная. 3. Функции политической системы. 4. Типы политических систем: а) по характеру политического режима; б) по характеру взаимосвязей между элементами политической системы, взаимосвязи со средой; в) по отношению к изменениям; г) по уровню политической культуры; д) по социальной основе; е) по развитости гражданского общества; ж) по участию в политическом процессе; з) по типу формации и характеру социально-экономической структуры. 5. Критерии эффективности политической системы.

Типы политических систем общества Авторы типологии Критерий типологизацииВыделяемые типы политических систем К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин По типу общественно- экономической формации Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая Р. ДальПо степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий Демократическая, авторитарная, тоталитарная Г. АлмондПо типу политической культуры Англо-американская, европейская континентальная, доиндустриальная, индустриальная В.Е. ЧиркинПо способам управления обществом Административно-командная, соревновательная, социопримирительная В.В. Радаев, О.Н. Шкартан По месту и роли государства в жизни общества Этакратическая, демократическая

Типология политического режима 1. Что такое политический режим? 2. Типы политических режимов: а) тоталитаризм; б) авторитаризм; в) демократия. 3. Современные классификации политических режимов. 4. Как перейти от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии? а) демократический минимум; б) «Волна демократизации».; в) «Золотой закон» Алексиса де Токвиля. Варианты перехода к демократии. г)причины откатов волн демократизации.

Политический режим определяетсяобеспечивает Уровнем развития и интенсивностью и интенсивностью общественно – политических процессов Структурированностью правящей элиты Состоянием отношений с бюрократией Развитостью общественно – политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением Доминирующим в обществе типом легитимности Стабильность политической власти Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты

Демократия, её основные ценности и признаки 1. Что такое демократия? 2. Признаки демократии. 3. Предпосылки демократии. 4. Формы демократии: а) прямая; б) представительная (парламентская). 5. Демократия в современном мире.

Демократия (греч. dеmokratía, буквально народовластие, от dеmos народ и krátos власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в переводе с греческого означает «власть народа», поскольку состоит из двух слов «demos» - народ, «kratein» - властвование. Классическим образцом античной демократии считаются Афины в V веке до н.э. (век Перикла). Демократия может пониматься расширительно – как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, демократию понимают и более узко – как форму государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть, в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, а управление осуществляется группой лиц. Это античная традиция рассмотрения демократии, начиная с Геродота (V до н.э.). В-третьих, под демократией может подразумеваться идеальная модель общественного устройства, основанного на ценностях свободы, равенства и прав человека. Такое понимание демократии характерно для современной западной цивилизации.

Признаки демократии как политического режима 1) Признание народа источником власти и носителем суверенитета (народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их); 2) равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни; 3) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека; 4) принцип большинства; 5) право меньшинства на оппозицию; 6) политический плюрализм (многообразие различных партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции); 7) правовое государство; 8) система разделения властей; 9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц; 10) выборность основных органов власти; 11) развитая система местного самоуправления.

высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов многообразие форм собственности, гарантированность права частной собственности

Формы демократии Прямая (принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах и т.д.) Представительная (принятие решений выборным учреждениями или выборными представителями)

Почему необходима представительная демократия? 1) Большая территория государства мешает каждому гражданину прибыть для принятия решений. 2) Сложность политических решений, требующих профессионализма и компетентности. Недостатки представительной (парламентской) демократии: 1) политические партии и движения оттесняют граждан от непосредственного участия в политической жизни; 2) нередко бюрократический аппарат скрывает свою деятельность; 3) несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, СМИ, административными рычагами (ресурсом); 4) недоверие к власти, весьма частое нежелание участвовать в выборах; 5) отбор кандидатов в законодательные органы производится самими политическими партиями; 6) недостатки избирательных систем.

Гражданское общество и государство 1. Что такое гражданское общество? 2. Основные черты (признаки) гражданского общества: а) политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации); б) добровольность участия граждан в общественной жизни; в) частная собственность в качестве экономической основы; г) наличие справедливых законов, отстаивающих права человека; д) правовая и моральная ответственность индивида перед обществом за свои действия; е) формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; ж) упразднение единства политики, идеологии и религии, утверждение раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, религиозного и светского. 3. Функции гражданского общества. 4. Формирование идеи гражданского общества. 5. Предпосылки гражданского общества: а) экономические; б) социальные; 3) политико-правовые; 4) культурные. 6. Этапы формирования гражданского общества. 7. Уровни и подсистемы гражданского общества. 8. Гражданское общество и государство в современной России.

Понятие гражданского общества Понятие «Гражданское общество» появляется в Новое время в трудах философов Г.Гроция, Т.Гоббса и др.; оно независимо от понятия «государство», а относится к членам общества как свободным и равным между собой людям. Они вступают в отношения, в которые государство не должно вмешиваться: это отношения сотрудничества, взаимопомощи, совместных профессиональных и других интересов и т.д. Философы выдвинули идею о необходимости организации граждан для защиты своих интересов от государства. Т.Гоббс

Гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы. Это сферы абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом, реализующих частные интересы и осуществляющих индивидуальный выбор.

Экономико-хозяйственная (хозяйственные негосударственные объединения) Духовно-культурная (негосударственные институты, созданные для удовлетворения духовных потребностей) Политическая (муниципальные коммуны, политические партии и движения, группы интересов) Социальная (охватывает совокупность общностей людей и их взаимоотношений) первичныевторичные

Условия существования гражданского общества 1.Признание прав человека и гражданина как важнейшей социальной ценности общества и государства. 2.Наличие частной собственности как основы свободы человека. 3.Правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищенности граждан. Правовое государство предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм. 1.Признание прав человека и гражданина как важнейшей социальной ценности общества и государства. 2.Наличие частной собственности как основы свободы человека. 3.Правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищенности граждан. Правовое государство предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм. В тоталитарных государствах свободных областей жизни практически не существует, там государства устанавливают правила о том, как должен быть одет человек, сколько детей разрешено иметь в семье, каким образом человеку проводить свободное время.

Собственность, труд, предпринимательство, политические партии, профсоюзы, творческие ассоциации, религиозные общины, научные организации, школа, семья, система средств информации и др. – различные по характеру и задачам элементы гражданского общества.

Экономическая структура – важный элемент гражданского общества, в ней должны быть представлены различные формы собственности, которые признаны законом равными. Необходимо признание законом свободы труда, его безопасность, гарантированная оплата.

Местное самоуправление – элемент гражданского общества, негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения при самостоятельном решении вопросов местного значения. Согласно ст.12 Конституции РФ оно не входит в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления управляют местной собственностью, формируют и расходуют местный бюджет, осуществляют охрану общественного порядка, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие местные вопросы.

Функции гражданского общества 1) социализация индивидов; 2) самоорганизация и самоуправление в обширной сети частных интересов; 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности; 4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов; 5) стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления гражданских и политических прав и свобод.

Гражданское общество и государство Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Политическая элита 1. Что такое элита? 2. Виды элит. 3. Как формируется (рекрутируется, набирается) элита? а) закрытая система отбора; б) открытая система отбора. Номенклатура. 4. Теории элит: а) теория круговорота (циркуляции) элит; б) теория плюрализма элит; в) критика теории плюрализма элит.

Элита (от франц. elite – лучшее, отборное) – высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные политические, экономические и культурные функции. Политическая элита – группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.

мыслительсущность учения Г. Moска ( ) На всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда - в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество согласно этой теории делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяют сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В. Парето ( Кроме правящей элиты в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Парето, - это история постоянной циркуляции элит, которая происходит в периоды революционных потрясений.

1. Закрытая система, система гильдий (по аналогии со средневековыми гильдиями – объединениями купцов и ремесленников): 1) отбор претендентов на более высокие посты в основном из нижестоящих слоёв самой элиты; медленный, эволюционный путь наверх; 2) высокая степень институционализации отбора (возраст, пол, партийность); 3) небольшой, относительно замкнутый круг селектората (людей, осуществляющих отбор кадров); 4) воспроизводство уже существующего типа лидерства.

Одним из наиболее типичных вариантов системы гильдий является номенклатурная система (назначение на ключевые руководящие посты исключительно через правящую партию). Номенклатура (правящая элита в Советском Союзе) – это высшие руководящие кадры, которые назначаются партийными комитетами определённого уровня, начиная от ЦК и до первичной организации, и таким образом получают доступ к политической власти. Номенклатура (лат. nomenclatura – роспись имён) – круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции какого-л. вышестоящего органа.

2. Открытая система: 1) широкие возможности для представителей различных социальных групп претендовать на место в элите; 2) небольшое число институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората; 4) высокая конкуренция и первостепенная значимость индивидуальных качеств претендента.

Политические партии и движения 1. Политические партии: а) что такое политическая партия? б) признаки политической партии; в) возникновение политических партий; г) классификация партий; д) функции партий. 2. Партийные системы: а) однопартийная; б) двухпартийная; в) многопартийная система. 3. Политические движения. 4. Становление многопартийности в России: а) этапы становления партийной системы в России; б) политические партии современной России.

(от лат. partial – часть, делю) – 1) это добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения; 2) добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; 3) это хорошо организованная, наиболее активная часть класса или социальной группы, выражающая её интересы, связанная общей идеологией и борющаяся за политическую власть.

Признаки политической партии Версия 1: 1) достаточно длительное по времени объединение людей (клиентеллы, фракции, клики возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами); 2) организационная структура в центре и наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством; 3) цель – завоевание и осуществление власти; 4) народная поддержка, начиная с голосования, и заканчивая активным членством в партии; 5) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии; 6) устав, содержащий важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

Версия 2: 1) притязание на власть; 2) определённая идеология, которая реализуется в программе партии; 3) организация – относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей (партийный устав); 4) нацеленность партии на реализацию через государственную власть интересов тех социальных групп, которые она выражает; 5) партии стремятся обеспечить себе поддержку избирателей

1) конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоёв населения; 2) выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; 3) создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; 4) организуют и руководят массовыми выступлениями

СМИ в политической системе 1. Что такое СМИ? 2. Функции СМИ: а) информационная; б) выбор и комментирование информации, её оценка; в) политическая социализация; г) критика и контроль органов власти; д) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; е) формирование общественного мнения; ж) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям) 3. СМИ и политическое манипулирование. 4. Четвёртая власть.

Многие исследователи решают для себя вопрос: насколько велико влияние СМИ на жизнь общества? Одни оценивают влияние СМИ на людей как определяющее. Другие считают такую оценку преувеличением. Попытаемся выяснить степень влияния СМИ на политическую жизнь общества.

Что такое СМИ? Массовая коммуникация – передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать: 1) средства массовой информации (СМИ); 2) средства массового воздействия; 3) собственно технические средства. 1) К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио, телевидение, интернет. 2) К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. 3) Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер.

информационная политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения) критика и контроль органов власти представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику формирование общественного мнения мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. Политическое манипулирование – процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

Избирательная кампания в РФ 1. Что такое избирательная система? 2. Избирательное право. 3. Избирательный процесс: а) стадии избирательного процесса; б) избирательная кампания; в) классификация выборов по принципам избирательного права. 4. Типы избирательных систем (в узком смысле): а) мажоритарная система; б) пропорциональная система; в) смешанная система.

Избирательная кампания (от франц. campagne – поход) – это деятельность по подготовке и проведению выборов: 1) версия 1: избирательная кампания = предвыборная агитация (второй + третий + четвёртый этапы избирательного процесса); 2) версия 2: избирательная кампания = весь избирательный процесс.

Компоненты избирательной системы Избирательное право (комплекс правовых норм о порядке выборов) Избирательный процесс (комплекс действий в процессе выборов) политическое право гражданина избирать и быть избранным избиратель- ные законы и иные акты Стадии Подготовительная (назначение даты, регистрация и учёт избирателей)назначение даты регистрация и учёт избирателей ВыдвижениеВыдвижение и регистрация кандидатов Предвыборная агитация Предвыборная агитация и формирование выборов Голосование Голосование и подведение итогов выборовподведение итогов В узком смысле слова В широком смысле слова

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНАМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) МАЖОРИТАРНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ МАЖОРИТАРНО- ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ (СМЕШАННАЯ)

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА вся территория страны разбивается на примерно равные избирательные округа избиратели голосуют за личность кандидата, хотя при этом может быть обозначена представляемая им партия избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов (ОТ ЛАТ. MAJORITE – БОЛЬШИНСТВО) Абсолютного большинстваОтносительного большинства победитель – кандидат с 50% + 1% голосов победитель – кандидат с большим количеством голосов, чем у соперников +: возникновение и упрочение связей депутата с избирателем -: голоса за непобедивших кандидатов пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА вся территория страны объявляется единым избирательным округом избиратели голосуют не за личность кандидата, а за списки кандидатов партий, то есть за саму партию партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу полученных голосов +: справедливость, получение реальной картины расстановки политических сил -: в многопартийных странах представительный орган раздробляется, избиратель выбирает как бы абстрактных лиц, депутаты не имеют прямой связи с избирателем

СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА сочетает принципы мажоритарной и пропорциональной изб. систем Примеры: 1) выборы депутатов Государственной Думы до 2007 г. ( ); 2) в большинстве субъектов РФ выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта; 3) выборы депутатов Бундестага в ФРГ.

1. Что такое политический процесс? 2. Структура политического процесса: а) субъекты процесса, действующее начало; б) объект, цель процесса (решение политической проблемы); в) средства, методы, ресурсы. 3. Стадии политического процесса: а) инициирование политики; б) формирование политики (принятие политических решений); в) реализация политики, политических решений; г) оценка политики 4. Классификации политических процессов.

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структурные элементы политического процесса цель - объект субъекты инициаторыисполнители средства, методы, ресурсы результаты (исход)

инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам) формирование политики (принятие политических решений) оценка политики реализация политики, политических решений

Принцип классификации Типы политических процессов по сфере действия 1)внешнеполитические 2) внутриполитические по длительности 1)долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) 2) кратковременные по степени открытости 1)открытый 2) скрытый (теневой) по характеру общественных перемен 1) избирательный процесс; 2) революция и контрреволюция; 3) реформа; 4) восстания и мятежи; 5) политическая кампания; 6) прямые действия

1.Что такое политическое участие? 2.Виды политического участия: а) индивидуальное и коллективное; б) добровольное и принудительное; в) активное и пассивное; г) традиционное и новаторское; д) легитимное и нелегитимное. 3. Формы политического участия: а) опосредованное, представительное и непосредственное, прямое; б) групповое, массовое, индивидуальное; в) автономное (свободная добровольная активность) и мобилизованное, имеющее принудительный характер; г) постоянное (членство в партии), периодическое (участие в выборах), разовое (обращение в органы власти); д) с точки зрения соответствия господствующим нормам: нормативное и отклоняющееся.

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Конституция РФ, ст

Статья Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Виды политического участия Случайное (разовое) участие Участие «по совмести - тельству» Профес- сиональное участие

Наличие системы политических ценностей, норм. Стабильность политических мотивов. Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям. Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике. Степень активности участия в политической жизни. Способность включить других в политическую деятель­ ность. Уважение к другим взглядам и позициям. Общий уровень политической культуры

Формы политического участия Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей. Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц. Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти. Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­ действие на нее. Выборы, референдумы (лат. referendum то, что дол­жно быть сообщено) волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Абсентеизм - неучастие в голосовании на выборах и референдумах граждан, обладающих активным избирательным правом.

Основные типы политической деятельности Политическое отчуждение сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противо­поставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. Политическая пассивность субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Политическая активность стремление и возмож­ ность воздействовать на политическую власть или непосред­ственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое лидерство 1. Что такое политический лидер? 2. Функции политического лидера: а)интегративная; б) ориентационная; в) инструментальная; г) мобилизационная; д) коммуникативная. 3. Особенности политического лидерства. 4. Типы политических лидеров: а) лидер – знаменосец; б) лидер – служитель; в) лидер – торговец; г) лидер – пожарный.

Политическое лидерство Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе. Политическое лидерство соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов.

Основные трактовки понятия «политическое лидерство» Постоянное приоритетное влияние со стороны опреде­ ленного лица на все общество, организацию или группу Особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности. Управленческий статус, со- циальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан Символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Политический лидер Как субъект политического процесса Благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбо­ра людьми он становится во главе социально-полити­ческого движения для реали­зации интересов людей, его выбравших Наделяется властными полно­ мочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект лю­дей, оперировать материаль­ными и финансовыми ценнос­тями Как объект политического процесса Имеет свои социальные и вре­ менные масштабы, в основе которых эффективность его деятельности для удовлет­ ворения запросов и интересов той части общества, которая прибегала к его услугам В решении тех или иных проблем всегда испытывает влияние и давление различ­ных заинтересованных сто­рон

Особенности политического лидерства Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вслед­ствие этого политический лидер практически не может воз­действовать на людей непосредственно. Его воздействие осу­ществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц. В силу власти, которой обладает лидер, и необходимос­ти воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спич­райтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе. Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому де­ятельность политического лидера всегда имеет многороле­вой характер.

Функции политического лидера Наименование функции Ее сущность ИнтегративнаяОбъединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценнос­тей и идеалов, признанных всем обществом ОриентационнаяВыработка политического курса, отражаю­щего тенденции прогресса и потребности групп населения Инструменталь­ ная Определение способов и методов осуществ­ления поставленных перед обществом задач Мобилизацион­наяИнициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения Коммуникатив­ ная Обеспечение устойчивых форм политиче­ской самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями Гаранта справед­ ливости, закон­ ности и порядка Обеспечение защиты населения от произво­ла бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности

Классификация типов политических лидеров

Органы государственной власти РФ 1.Что такое государственный орган? 2. Признаки государственного органа: а) самостоятельная компетентность; б) законодательный порядок образования; в) действие в установленном порядке 3. Органы государственной власти РФ: а) Президент РФ; б) Федеральное Собрание РФ; в) исполнительная власть; г) судебная власть.

Орган государственной власти - коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти.

Признаки государственного органа самостоятельная компетенция образуется посредством закона или указа Президента РФ действует в установленном порядке («внешняя сфера» - закон, «внутренняя» организация – регламент или положение государственно – властные полномочия предмет ведения (парламент – законодательство, министерства – управление) издание правовых актов действия, обеспечивающие исполнение этих актов

(СХЕМА) по Малько В.

Структура органов исполнительной власти Органы государственной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти

Прокуратура Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации Центральная избирательная комиссия РФ Уполномоченный по правам человека Российская академия наук

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 1.Основные этапы развития российского федерализма 2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности 3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 4. Правовой статус субъектов РФ 5. Особенности правового статуса автономий

Структура Российской Федерации. По состоянию на 1 марта 2010 года таких субъектов 83: 1) 21 республика; 2) 9 краёв; 3) 46 областей; 4) 2 города федерального значения; 5) 1 автономная область; 6) 4 автономных округа. 1) Республики: охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2); имеют свою конституцию (статья 5 п.2); не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2). 2) Края и 3) области: имеют свой устав (статья 5 п.2); не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); могут включать автономные округа (статья 66 п.4).

4) Города федерального значения: имеют свой устав (статья 5 п.2); не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4). 5) Автономная область: имеет свой устав (статья 5 п.2); входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1); может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3); не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4). 6) Автономные округа: имеют свой устав (статья 5 п.2); может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3); могут входить в состав края, области (статья 66 п.4); не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4).

Предметы ведения Исключительные предметы ведения Федерации (71 ст.): 1) принятие и изменение Конституции РФ; 2) федеративное устройство и территория РФ; 3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) федеральная государственная собственность; 6) правовые основы единого рынка; 7) федеральный бюджет; 8) федеральная энергетика и федеральный транспорт, пути сообщения; 9) внешняя политика; 10) оборона и безопасность; 11) статус и защита госграницы; 12) судоустройство; прокуратура, уголовное законодательство; 13) государственные награды и почётные звания.

Использованная литература и ресурсы 1.Конституция Российской Федерации 2.Баранов П. А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, Астрель, с. (слайды 18, , 42 – 44, 62, 63, 78, 80, 89 – 94) 3. А. В. Махоткин, Н. В. Махоткина. Обществознание в схемах и таблицах. Издательство: Эксмо, 2010 г. 4.Кишенкова О.В. ЕГЭ Обществознание. Справочник/ О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, М.А. Дремин, Н.Н. Захаров. Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением социально-политических дисциплин. Пермь: НОУ СОШ «Европейская школа «Ex professo» с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов», Избирательное право в схемах и таблицах - (слайды 103 – 112) 7.Правоведение - (слайды , 156, , 163)