РУСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО И ЯРОСЛАВА МУДРОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Advertisements

Князь Владимир и крещение Руси. План урока 1.Правление князя Владимира.( ) 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4.Значение.
1. Борьба за власть сыновей Владимира. 2. Внутренняя политика Ярослава. 3. Управление государством при Ярославе Мудром. 4. Внешняя политика Ярослава.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства. Урок по истории России в 6 классе. КСОШ 3. Учитель: Требухова Л.А.
Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) Расцвет Киевской Руси.
РАСЦВЕТ ГОСУДАРСТВА ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. ЦЕЛЬ: Сформировать представление о правлении Ярослава Мудрого; Усвоить какие изменения произошли в его правлении.
Князь Владимир. Крещение Руси.. Цели урока: 1)познакомиться с личностью и политикой Владимира Святославовича; 2)выяснить причины, значение принятия христианства.
Учимся писать историческое сочинение 1 Учитель истории Мамиконян Е.Е.
Князья Древнерусского государства Разработка Косаревой Л.Н. учителя истории МБОУСОШ 2.
Урок истории 6 класс Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром.
Владимир Святославич. Принятие христианства.. Святослав ( ) Ярополк (Киев) ( ) Олег (древлянская земля) Владимир (Новгород) ( )
Киевская Русь. IX – XII вв. 862 – призвание Рюрика в Новгород. Братья Рюрика – Синеус и Трувор приглашены в Изборск и Белоозеро.
Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства.» История России, 6 класс.
Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей 36» :15 1 Prezented.Ru.
1.Вклад в историю 2.Объединение и присоединение земель 3.Формирование государственного аппарата 4.Взимание дани 5.Название «Русь». Первая религиозная.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ. ПЛАН УРОКА: 1.Начало правления Владимира 2.Причины принятия христианства 3.Крещение Руси 4.Значение Крещения Руси.
КРЕЩЕНИЕ РУСИПЛАН УРОКА: 1.Начало правления Владимира 2.Причины принятия христианства 3.Крещение Руси 4.Значение Крещения Руси.
КРЕЩЕНИЕ РУСИПЛАН УРОКА: 1.Начало правления Владимира 2.Причины принятия христианства 3.Крещение Руси 4.Значение Крещения Руси.
КРЕЩЕНИЕ РУСИПЛАН УРОКА: 1.Начало правления Владимира 2.Причины принятия христианства 3.Крещение Руси 4.Значение Крещения Руси.
Транксрипт:

РУСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО И ЯРОСЛАВА МУДРОГО

После смерти Святослава великим князем стал Ярополк ( 972 – 980 гг.) Несколько лет братья жили в мире. Усобицу начали древляне. Поводом к войне послужило убийство Люта (сына Свенельда) по приказу древлянского князя Олега. Желая отомстить, Свенельд посоветовал Ярополку пойти войной на брата. В 977 году у города Овруча древляне были разбиты киевлянами. В этом бою погиб князь Олег. Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода к варягам. В Новгород Ярополк послал своего наместника.

Владимир вернулся на Русь через два года. Восстановив свою власть в Новгороде, он двинулся на Киев. В ходе этой войны Владимир одержал победу над полоцким князем Рогволдом. Князь и его сыновья были убиты, а его дочь Рогнеда против своей воли стала женой Владимира. После этих событий поход на Киев продолжился. Подойдя к Киеву, Владимир склонил киевского воеводу Блуда к измене. Воевода Блуд убедил Ярополка покинуть Киев, а затем отправиться к брату на переговоры. Ярополк прибыл на переговоры и был убит двумя варягами. Великим князем стал Владимир Святославович.

Борьба за власть между сыновьями Святослава завершилась победой Владимира. В 980 году он стал великим князем. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА : ВЛАДИМИР I Восстановил единство Руси: окончательно подчинил вятичей и радимичей, покорил Полоцкое княжество Посылал бояр и своих сыновей в русские земли – бывшие племенные княжения в качестве наместников Присоединил к Руси земли волынян и бужан ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА I ( 980 – 1015 гг.)

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА : : ВЛАДИМИР I ПРОВОДИЛ АКТИВНУЮ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ: СОВЕРШИЛ ПОХОД НА ДУНАЙСКУЮ БОЛГАРИЮ СОВЕРШИЛ ПОХОД НА ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ РУСЬ ВСТУПИЛА В БОРЬБУ С ПОЛЬШЕЙ ИЗ-ЗА СПОРНЫХ ЗЕМЕЛЬ ( ЧЕРВЕНСКОЙ РУСИ ) И ПРИСОЕДИНИЛА ИХ В 988 ГОДУ СОВЕРШИЛ ПОХОД НА КОРСУНЬ РУСЬ И ВИЗАНТИЯ СОПЕРНИЧАЛИ ЗА ВЛИЯНИЕ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ ВЕЛ АКТИВНУЮ БОРЬБУ С КОЧЕВНИКАМИ - ПЕЧЕНЕГАМИ

БОРЬБА С ПЕЧЕНЕГАМИ ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ ПРОТИВ ПЕЧЕНЕГОВ НА ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ ДНЕПРА БЫЛО СОЗДАНО ЧЕТЫРЕ ЛИНИИ ОБОРОНЫ ВВЕДЕНО СВЕТОВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ (СВЕТОВЫЕ СИГНАЛЫ ГОВОРИЛИ О ПОЯВЛЕНИИ КОЧЕВНИКОВ) ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА В 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. Он хотел превратить его в государственную религию. Теперь пантеон включал в себя шесть богов. На высоком холме, рядом с княжеским дворцом установили шесть идолов, над которыми возвышался Перун. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь – среди славян. Новый культ освятили человеческими жертвами. Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Реформа не удовлетворила Владимира и он обратился к христианству.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА: НЕУДАЧА ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА КНЯЗЬ ВЛАДИМИР НУЖДАЛСЯ В РЕДИГИИ, СПОСОБНОЙ НЕ ТОЛЬКО СПЛОТИТЬ ВСЕ ПЛЕМЕНА, НО И УКРЕПИТЬ ВЛАСТЬ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ И ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ РУСИ СРЕДИ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ ЯЗЫЧЕСТВО ЗАТРУДНЯЛО КОНТАКТЫ РУСИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ ЯЗЫЧЕСТВО НЕ МОГЛО ОБЪЯСНИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ НА РУСИ НЕРАВЕНСТВА И ГОСУДАРСТВА

ХРИСТИАНСКАЯ ИДЕЯ, ЧТО ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ ИДЕТ ОТ БОГА, ПРИМИРЯЛА ЛЮДЕЙ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. ХРИСТИАНСТВО ПРИЗЫВАЛО ЛЮДЕЙ К ДУХОВНОМУ ОЧИЩЕНИЮ И СВЕРШЕНИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ, ДОПУСКАЛО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ, ТЕМ САМЫМ ХРИСТИАНСТВО ОБЕЩАЛО ВЕЧНОЕ СПАСЕНИЕ И БЛАЖЕНСТВО В ПОСЛЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. ХРИСТИАНСКАЯ ИДЕЯ, ЧТО ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ ИДЕТ ОТ БОГА, ПРИМИРЯЛА ЛЮДЕЙ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ. ХРИСТИАНСТВО ПРИЗЫВАЛО ЛЮДЕЙ К ДУХОВНОМУ ОЧИЩЕНИЮ И СВЕРШЕНИЮ ДОБРЫХ ДЕЛ, ДОПУСКАЛО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ, ТЕМ САМЫМ ХРИСТИАНСТВО ОБЕЩАЛО ВЕЧНОЕ СПАСЕНИЕ И БЛАЖЕНСТВО В ПОСЛЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. П РОШЕЛ НЕ ОДИН ДЕСЯТОК ЛЕТ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ХРИСТИАНСТВО ВОСТОРЖЕСТВОВАЛО НА Р УСИ. О ДНАКО ЯЗЫЧЕСТВО ТАК ДО КОНЦА И НЕ МСЧЕЗЛО. М НОГИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ СОВМЕСТИЛИСЬ С ХРИСТИАНСКИМИ. Х РИСТИАНЕ МОЛИЛИСЬ В ЦЕРКВАХ, НО В ПЕРИОД К РЕЩЕНИЯ Х РИСТОВА ОТМЕЧАЛИ ПРАЗДНИК К ОЛЯДЫ. Л ЮДИ ПРОДОЛЖАЛИ ВЕРИТЬ В СУЩЕСТВОВАНИЕ ДОМОВЫХ, ЛЕШИХ, А ПРОРОК И ЛЬЯ ОЧЕНЬ НАПОМИНАЛ ИМ П ЕРУНА. Т АКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОГДА В ОБЩЕСТВЕ УЖИВАЮТСЯ И НОВАЯ, И СТАРАЯ РЕЛИГИИ, НАЗЫВАЕТСЯ ДВОЕВЕРИЕМ. О НО, ПО СУЩЕСТВУ, ДОШЛО И ДО НАШИХ ДНЕЙ. ДВОЕВЕРИЕ НА РУСИ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ХРИСТИАНСТВО СПОСОБСТВОВАЛО УКРЕПЛЕНИЮ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ВЛАСТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПОВЫШЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРИТЕТА РУСИ. ПРИОБЩЕНИЮ РУСИ К ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ, ГУМАННОМУ ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ. ХРИСТИАНСТВО ОПРАВДЫВАЛОВАЛО СОЦИАЛЬНОЕ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО В ОБЩЕСТВЕ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СПОСОБСТВОВАЛА РАЗВИТИЮ ХОЗЯЙСТВА И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫСТУПАЛА ПРОТИВ К НЯЖЕСКИХ УСОБИЦ И ПРИЗЫВАЛА К ЕДИНСТВУ РУСИ. Ц ЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ НЕ РАЗ ВЫСТУПАЛИ В РОЛИ МИРОТВОРЦЕВ В КНЯЖЕСКИХ РАСПРЯХ КАТОЛИЧЕСТВА, А ЭТО НАНОСИЛО УЩЕРБ СВЯЗЯМ Р УСИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ, КОТОРЫЕ ИСПОВЕДОВАЛИ КАТОЛИЧЕСТВО, ИЗОЛИРОВАЛО Р УСЬ ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕСЛЕДОВАЛА СТАРУЮ НАРОДНУЮ ЯЗЫЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ

ВТОРАЯ УСОБИЦА НА РУСИ ( 1015 – 1019 гг.) В 1015 ГОДУ Я РОСЛАВ, ПРАВИВШИЙ В Н ОВГОРОДЕ, ПОДНЯЛ МЯТЕЖ ПЕРЕСТАЛ ВЫПЛАЧИВАТЬ ДАНЬ. В ЛАДИМИР С ВЯТОЙ СОБРАЛСЯ В ПОХОД НА Н ОВГОРОД, НО ВНЕЗАПНО ЗАБОЛЕЛ И УМЕР. ВЛАСТЬ В К ИЕВЕ ЗАХВАТИЛ ПРИЕМНЫЙ СЫН В ЛАДИМИРА С ВЯТОПОЛК. НАЧАЛО УСОБИЦЫ СТРЕМЯСЬ СТАТЬ ЕДИНОЛИЧНЫМ ПРАВИТЕЛЕМ НА Р УСИ, С ВЯТОПОЛК ЗАМЫСЛИЛ УБИТЬ СВОИХ БРАТЬЕВ ОТ РУК УБИЙЦ, ПОДОСЛАННЫХ С ВЯТОПОЛКОМ, ПОГИБЛИ Б ОРИС, Г ЛЕБ И С ВЯТОСЛАВ. ЗА ЭТИ ЗЛОДЕЯНИЯ С ВЯТОПОЛКА В НАРОДЕ ПРОЗВАЛИ О КАЯННЫМ. УБИЙСТВО БОРИСА И ГЛЕБА

ВОЙСКА ЯРОСЛАВА И СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО ВСТРЕТИЛИСЬ НА ДНЕПРЕ ОКОЛО ГОРОДА ЛЮБЕЧА. СВЯТОПОЛК БЫЛ РАЗБИТ И БЕЖАЛ В ПОЛЬШУ. ЯРОСЛАВ ЗАНЯЛ КИЕВ СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ ВЕРНУЛСЯ НА РУСЬ С ПОЛЬСКИМИ ВОЙСКАМИ. ЯРОСЛАВ ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ И БЕЖАЛ В НОВГОРОД. СВЯТОПОЛК ВНОВЬ ЗАНЯЛ КИЕВ, БОЛЕСЛАВ ЗАХВАТИЛ ЧЕРВЕНСКИЕ ГОРОДА. ВОССТАНИЯ В КИЕВЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ ЗАСТАВИЛИ ПОЛЯКОВ ПОКИНУТЬ РУСЬ. ВСКОРЕ ЯРОСЛАВ ВТОРИЧНО ДВИНУЛСЯ НА КИЕВ. ЛИШИВСИСЬ ПОДДЕРЖКИ ПОЛЯКОВ, СВЯТОПОЛК БЕЖАЛ К ПЕЧЕНЕГАМ И ВНОВЬ ПРИВЕЛ ИХ НА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ. ЯРОСЛАВ И СВЯТОПОЛК ВСТРЕТИЛИСЬ НА РЕКЕ АЛЬТЕ ( НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ БОРИСА). ЯРОСЛАВ ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ. БОРЬБА ЯРОСЛАВА МУДРОГО И СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО

БРАТ ЯРОСЛАВА МСТИСЛАВ НЕ ЗАХОТЕЛ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ТМУТАРАКАНСКОГО КНЯЗЯ. ОН ВЕРНУЛСЯ НА РУСЬ И ЗАНЯЛ ЧЕРНИГОВ. В 1024 ГОДУ НЕПОДАЛЕКУ ОТ ЧЕРНИГОВА МСТИСЛАВ РАЗБИЛ ВОЙСКО ЯРОСЛАВА И ОТВОЕВАЛ СЕБЕ ПРАВО НА ПОЛОВИНУ РУСИ. БРАТЬЯ ЗАКЛЮЧИЛИ СОЮЗ. ДНЕПР РАЗДЕЛИЛ ВЛАДЕНИЯ БРАТЬЕВ. 12 ЛЕТ РУСЬ БЫЛА РАЗДЕЛЕНА НА ДВА ГОСУДАРСТВА. БРАТЬЯ ЖИЛИ МИРНО, СОВМЕСТНО ХОДИЛИ В ПОХОДЫ, ОТВОЕВАЛИ У ПОЛЬШИ ЧЕРВЕНСКУЮ РУСЬ. В 1036 ГОДУ ПОСЛЕ СМЕРТИ МСТИСЛАВА РУСЬ ОБЪЕДИНИЛАСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ЯРОСЛАВА. ЯРОСЛАВ И МСТИСЛАВ

ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО ( 1019 – 1054 гг. ) ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА: ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ ЕДИНОЛИЧНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ УТВЕРДИЛСЯ НА КИЕВСКОМ ПРЕСТОЛЕ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ УСОБИЦ СО СВЯТОПОЛКОМ ОКАЯННЫМ И МСТИСЛАВОМ ТМУТАРАКАНСКИМ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯРОСЛАВА МУДРОГО СПОСОБСТВОВАЛА РАСЦВЕТУ ДРЕВЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЫЛАЛ СВОИХ СЫНОВЕЙ К КРУПНЫЕ ГОРОДА И ЗЕМЛИ РУСИ В КАЧЕСТВЕ НАМЕСТНИКОВ. ОСНОВАТЕЛЬ ПИСЬМЕННОГО РУССКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - В 1016 г. ВВЕЛ В ДЕЙСТВИЕ ПЕРВЫЙ НА РУСИ ПИСАННЫЙ СВОД ЗАКОНОВ «РУССКУЮ ПРАВДУ». ПОКРОВИТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА: ОСНОВЫВАЛ ГОРОДА, СТРОИЛ ЦЕРКВИ. ПОСТРОИЛ ПОСТРОИЛ В КИЕВЕ СОФИЙСКИЙ СОБОР И ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ ПРОДОЛЖИЛ ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ОТЦА И ДЕДА РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ВЕЛИКУЮ ДЕРЖАВУ, С ЕЕ ПОЛИТИКОЙ СЧИТАЛИСЬ ВСЕ СОСЕДНИЕ ПРАВИТЕЛИ СОВЕРШИЛ ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ В ПРИБАЛТИКУ В ПОЛЬСКО – ЛИТОВСКИЕ ЗЕМЛИ В ВИЗАНТИЮ 1036 г. ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗГРОМИЛ ПЕЧЕНЕГО У СТЕН КИЕВА РАСШИРИЛ ГРАНИЦЫ РУСИ ПРИСОЕДИНИЛ К РУСИ ЗЕМЛИ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ ЧУДСКОГО ОЗЕРА ВОЗВЫСИЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ РУСИ УСТАНОВИЛ ШИРОКИЕ ДИНАСТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ И ВИЗАНТИЙСКИМ ДВОРАМИ

ДАТЫ 972 – 980 гг.- ПРАВЛЕНИЕ ЯРОПОЛКА СВЯТОСЛАВИЧА - ПЕРВАЯ УСОБИЦА НА РУСИ 980 – 1015 гг.- ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА I СВЯТОГО 988 гг. - ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ ( КРЕЩЕНИЕ РУСИ) 1015 – 1019 гг.- ВТОРАЯ УСОБИЦА НА РУСИ ПРАВЛЕНИЕ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО 1019 – 1054 гг. - ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО 1036 гг. - ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗГРОМ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ ПЕЧЕНЕГОВ ПОД КИЕВОМ, С ЭТОГО ГОДА ОН САМОВЛАСТНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ НА РУСИ 1037 г.- НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА СОФИЙСКОГО СОБОРА В КИЕВЕ 1051 г. - ИЗБРАНИЕ ИЛЛАРИОНА РУССКИМ МИТРОПОЛИТОМ

ТЕРМИНЫ ЕПИСКОП- ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ ЛИЦО В ПРАВОСЛАВНОЙ И ДРУГИХ ЦЕРКВЯХ, ГЛАВА ЦЕРКОВНОГО ОКРУГА. ЕРЕСЬ - УЧЕНИЕ, ОТКЛОНИВШЕЕСЯ ОТ ГОСПОДСТВУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ, СЧИТАЮЩИХСЯ НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНОЙ И НЕ ПОДЛЕЖАВШИХ КРИТИКЕ. МИТРОПОЛИТ - ТИТУЛ ГЛАВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВНЫЙ - СВОД ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УСТАВ ЦЕРКВИ. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК - БРАК МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВЯЩИХ ДИНАСТИЙ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ. ОБЩЕСТВО - ЛЮДИ, ОБЕДИНЕННЫЕ ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОДНОМ ГОСУДАРСТВЕ.

ПОЛИТИКА- ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВОМ. ПОСАДНИК- НАЗНАЧАЕМЫЙ ИИЛИ ВЫБОРНЫЙ ГЛАВА МЕСТНОЙ ВЛАСТИ. НАМЕСТНИК- ГЛАВА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ, НАЗНАЧЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. УСОБИЦЫ- КНЯЖЕСКИЕ РАЗДОРЫ НА РУСИ. РАТЬ- ВОЙСКО. ДВОЕВЕРИЕ- ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КОГДА В ОБЩЕСТВЕ УЖИВАЮТСЯ И НОВАЯ, И СТАРАЯ РЕЛИГИИ.