Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Яковлева Галина Владимировна зав. КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации »
Advertisements

Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его.
Выступление директора школы Константиновой Г.Х. 01 ноября 2011 года.
Поручение президента российской федерации 19 апреля 2011 г. … Дискуссию продолжайте, но при этом, конечно, у нас есть уже ключевые параметры законопроекта,
Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации»: Замысел, Мифы и Реальность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее. Новелла 1. Изменения в системе образования Изменяется система уровней образования (ст.10) СейчасБудет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Вестник образования России» ( 13, июль 2011 года)
Экономическая деятельность в сфере образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система образования в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» М.Б. Лукашевич, директор Департамента правового обеспечения деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации Проект нового Федерального Закона «Об образовании»
ФЕДОТОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА, К.П.Н., ДИРЕКТОР ИМЦ КИРОВСКОГО РАЙОНА Новеллы Закона об образовании: взгляд в будущее.
Доклад Вялых Валентины Алексеевны, руководителя отдела образования и молодежной политики администрации городского округа – город Нововоронеж.
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
создание правовых условий создание правовых условий комплексную модернизацию законодательства об образовании комплексную модернизацию законодательства.
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Характеристика и структура национальной системы образования.
Транксрипт:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Яковлева Галина Владимировна зав. КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н., доцент

Цель закона - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на: приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

1.Система образования Изменяется система уровней образования (образовательных цензов): былосейчас 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование. 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, маги- стратура; 8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка.

Уточняется классификация программ былосейчас 1)общеобразовательные программы: основные общеобразовательные программы: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного общего образования; - среднего (полного) общего образования. дополнительные общеобразовательные программы 2) профессиональные программы: основные профессиональные программы: - начального профессионального образования; - среднего профессионального образования; - высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); - послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура). дополнительные профессиональные образовательные программы: - программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации; - программы стажировки. 1)основные образовательные: - основные общеобразовательные программы: - образовательные программы дошкольного образования, - начального общего образования, - основного общего образования, - среднего общего образования. - основные профессиональные образовательные программы: образовательные программы среднего профессионально го образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); образовательные программы высшего образования - программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих, программы повышения квалификации по профессиям рабочих и служащих, программы переподготовки по профессиям рабочих и служащих

2)дополнительные образовательные программы: дополнительные общеобразовательные программы: - общеразвивающие; - предпрофессиональные; дополнительные профессиональные программы: - программы профессиональной переподготовки; - программы повышения квалификации. Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программ - программы подготовки научных кадров (докторантура). Вопросы подготовки в докторантуре планируется включить в Федеральный закон «О науке и государственной научно технической политике»

Уточняются формы обучения: былосейчас С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: -в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; -в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы. В Российской Федерации образование может быть получено: -в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной и заочной формах); -вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм обучения. Исключаются специальные формы обучения по дополнительным профессиональным программам. Особой формой обучения по дополнительным профессиональным программам является стажировка. Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность былосейчас Образовательную деятельность вправе вести: образовательные учреждения; научные организации - образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы; иные организации любой организационно-правовой формы - программы профессиональной подготовки; индивидуальные предприниматели. Образовательную деятельность вправе вести: образовательные организации; научные организации (программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения); организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения) иные юридические лица любой организационно- правовой формы (программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы) индивидуальные предприниматели (основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения).

Совершенствуются типы и виды образовательных организаций былосейчас К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация (её виды): - общеобразовательная школа; - коррекционная общеобразовательная школа; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов: 1) организация дополнительного образования; 2) организация дополнительного профессионального образования Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня образования, вида и направленности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Федеральным законом.

былосейчас Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены виды образовательных учреждений. Например, общеобразовательные учреждения - начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей и т.д., Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого- педагогическая поддержка, интернат, научно- исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

3. Общее образование Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Дошкольное образование былосейчас Законодательно не предусмотреноОбразовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому Органы местного самоуправления организуют и координируют бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством создания консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

былосейчас Отсутствует Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки. Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

былосейчас Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования. Начальное профессиональное образование – самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. СПО будет включать в себя два вида образовательных программ: - подготовка квалифицированных рабочих; - подготовка специалистов среднего звена. Таким образом, НПО включается в систему профобразования в качестве 1-го уровня среднего профессионального образования. Часть краткосрочных программ НПО будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих. Подготовка рабочих и специалистов среднего звена

Профессиональное обучение Среднее профессиональное обучение Высшее образование Дополнительное профессиональное образование

4.Статус обучающихся Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся былосейчас Отсутствует Вводится понятие «обучающийся». Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном по- рядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (обучении) и осваивающее образовательную программу Отсутствует Закреплены вопросы оказания обучающимся психолого- педагогической и медико-социальной помощи.

былосейчас ОтсутствуетУстановлен перечень прав обучающихся, социальных гарантий, определён общий порядок их реализации и защиты, в том числе корреспондирующие им обязанности других участников образовательных отношений. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей: 1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием выборных представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации Закреплены общие обязанности

5. Статус педагогических работников Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников былосейчас Сокращенная продолжительность рабочего времени Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы Право на повышение квалификации не реже одного раза в пять лет Пенсия за выслугу лет до достижения пенсионного возраста Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю; Ежемесячная денежная компенсация в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (для сельской местности) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы; Повышение квалификации за счет средств работодателя через три года; Досрочное назначение трудовой пенсии по старости

былосейчас Отсутствует Вводятся гарантии оплаты труда педагогических работников: Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления профессиональной деятельности. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация

былосейчас Отсутствует Закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам. Отсутствует Устанавливается запрет на платную индивидуальную педагогическую деятельность педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, с лицами, обучающимися в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

6.Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ СЕЙЧАСПРЕДЛАГАЕТСЯ Законодательно не предусмотрены. Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО, других проектах по развитию образования Основные образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия. Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия. В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, физкультурно- спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Совершенствуется регулирование дистанционных образовательных технологий. Вводится электронное обучение СЕЙЧАСПРЕДЛАГАЕТСЯ К компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии), в том числе через сеть Интернет, или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании. Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения частично или в полном объеме.

Экономическая деятельность в сфере образования Закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм СЕЙЧАСПРЕДЛАГАЕТСЯ Не предусмотрено Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) в пределах соответствующих ФГОС. Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные про граммы, в пределах соответствующих ФГОС.

Вводятся новые экономические институты в сфере образования СЕЙЧАСПРЕДЛАГАЕТСЯ Меры государственной поддержки образовательного кредитования не были разработаны и установлены на законодательном уровне. Регулируется Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» Образовательное кредитование. Частно-государственное партнерство в сфере образования Ведение единого государственного реестра объектов образовательной деятельности, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя федеральный и региональные банки данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Государственное и муниципальное имущество, включенное в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, должно использоваться для целей образования.

Принципы, используемые в законопроекте: 1) признание приоритетности сферы образования; 2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образовании; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде; 4) единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека; 7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией; 10) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. 11) внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения; 12) закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования; 13) закрепление правового статуса обучающихся, педагогических работников (соответствующие нормы выделены в отдельные главы законопроекта); 14) закрепление особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (в сфере культуры и искусства, в сфере обороны и безопасности, в сфере физической культуры, в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и некоторые другие).