В.Л.Тамбовцев Образование и экономика Ярославль, IV Форум «Инновации. Бизнес. Образование» 21 ноября 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Advertisements

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Сергей Шувалов Центр исследований и статистики науки, Москва.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
1 Здоровье и устойчивое развитие Презентация доклада о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год С.Шишкин Высшая школа экономики Москва,
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Перспективы взаимодействия СыктГУ и Правительства РК в сфере информатизации Республики Коми Д.А. Беляев, декан факультета информационных систем и технологий.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СЦК 1 «Экономическое развитие и бизнес-среда» Докладчик: Придатко Юрий Михайлович, кандидат технических наук, доцент,
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
Кадровое обеспечение экономики инноваций Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
«HRD специалисты и компании в программе « Стратегия модернизации человеческого капитала »
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
«Ресурсный Центр ЧЭАЗ» Совместный проект Чебоксарского электроаппаратного завода и Чебоксарского электромеханического колледжа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Программа Карминской Татьяны Дмитриевны, кандидата на должность ректора ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
Транксрипт:

В.Л.Тамбовцев Образование и экономика Ярославль, IV Форум «Инновации. Бизнес. Образование» 21 ноября 2013 года

Важность образования для развития экономики – надежно доказанный факт Schultz T. W., 1959, 1961; Hanushek E.A. et al., 2008, 2010

Образование оказывает влияние и на региональную экономику: Комарова А. В., Павшок О. 2007; Корицкий А. В., 2010 и др. Например, по расчетам А. В. Комаровой и Е. А. Крицыной (2012): - доля персонала, занятого в исследованиях и разработках: 5,04 % каждого рубля среднедушевого ВРП - затраты на научные исследования и технологические инновации: 7,67 % каждого рубля среднедушевого ВРП - инвестиции в образование, здравоохранение, культурную жизнь региона: 26,5 % каждого рубля среднедушевого ВРП

Человеческий потенциал Ярославской и Калужской областей Человеческий потенциал Ярославской и Калужской областей Источник: Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. М.: UNDP С.150 ИРЧП 2010 место Индекс образования Ожидаемая продолжите льность жизни, лет Душевой ВВП, $ ППС Ярославская обл. 0, ,92668, Калужская обл. 0, ,90667,

Располагаемые рабочие места позволяют даже относительно менее квалифицированным работникам Калужской области производить больше стоимости, чем в Ярославской области. Но рабочие места – это следствие инвестиций, которые или приходят, или не приходят в регион.

Приход инвестиций: ожидаемая доходность = номинальная доходность × риск Страновой риск уровень экономической свободы (Economic Freedom of the World, EFW) Исходя из этого, мы оценили следующее уравнение: ВНП на душу = F(константа; кумулятивный EFW; «сокращенный» ИРЧП (в котором осталось только влияние образования и ожидаемой продолжительности жизни); доля расходов на НИОКР в ВНП) F-статистика = 71,4; adjusted R 2 = 0,67. Вклады факторов (бета-коэффициенты) в душевой ВНП оказались следующими: - EFW - 29%; - ИРЧП без доходной составляющей - 29%; - доля расходов на НИОКР в ВНП - 42%.

В 2012 году фактический душевой валовой национальный доход в России составил $14461 Если бы уровень экономической свободы в нашей стране был бы таким, как в Гонконге (максимальным), то ВНД на душу с российскими параметрами образования, здоровья и расходов на НИОКР был бы $29494 (на уровне Франции) Если бы уровень экономической свободы был хотя бы таким, как в среднем по развитым странам, то ВНД на душу был бы $22798 (на уровне Саудовской Аравии) Таким образом, из-за высоких рисков (низкого уровня экономической свободы) наша страна «недозарабатывает» примерно половину фактического ВНД

Широко распространено мнение: колледжи и вузы не готовят те кадры, которые нужны бизнесу - значительная часть выпускников вузов не работает по специальности, - планы набора и выпуска бакалавров, специалистов и магистров не соотносятся со структурой спроса на работников, и т.д. Но: Если выпускник вуза не идет на работу в фирму, где требуется специалист с его специальностью, этому можно дать и другое объяснение: потенциального работника с нужными фирме компетенциями могут не устроить предлагаемые ему условия, - как по параметрам рабочего места, так и по уровню оплаты труда

Требования работодателей к системе профессионального образования. Под ред. Т.Л.Клячко, Г.А.Красновой. Москва: МАКС Пресс Режим доступа: «работодатель требует, чтобы работник этого типа прошел через вуз как через систему, прививающую определенные этические принципы, коммуникационные навыки, компетенции в разрешении конфликтных ситуаций и др. Специальные знания, которые также нужны работодателю в этом работнике, работодатель предпочитает давать ему сам или под собственным контролем. Он не требует их от системы высшего и среднего специального образования» (с.77)

Выводы Решать проблему повышения качества профессионального образования в регионе возможно только сообща, усилиями региональной власти, бизнеса и образовательного сообщества. Администрация при этом определяет совместно с бизнесом перспективы его развития в регионе (прежде всего, через повышение уровня экономической свободы в меру своих полномочий, реальных возможностей и стимулов); Работодатели, стратегии которых учли стратегическое видения развития региона в целом, формируют перспективный запрос на специалистов; Организации профессионального образования совершенствуют содержание и методики обучения, «настраивая» учащихся на планируемые рабочие места, и обеспечивая коммуникативные компетенции в колледжах и вузах. Диалог между этими тремя субъектами, завершающийся в идеале обязывающими договоренностями, и выступает тем механизмом, действие которого способно создать условия для развития экономики региона

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!