Тема 3. Внебюджетное финансирование системы образования. 1. Порядок регулирования оказания платных дополнительных образовательных услуг 2. Виды платных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Организация и предоставление платных образовательных услуг в образовательном учреждении » 1.
Advertisements

ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ кафедра управления.
МОУ гимназия 32 г. Калининград. Нормативно – правовая база организации платных дополнительных образовательных услуг Закон РФ от «Об.
Организация предоставления платных дополнительных образовательных услуг в ДМШ (из опыта работы Детской музыкально-хоровой школы г.Петрозаводска) Т.А. Свинцицкая,
Ведущий специалист - эксперт отдела развития общего образования управления образования администрации города Чебоксары Т. Г. Кандакова О соблюдении требований.
Защита прав потребителей в образовательной сфере.
Требования действующего законодательства к сайтам образовательных учреждений.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Ирина Петровна Калинина, заместитель директора по правовым и общим вопросам МКУ «ЦБЭО учреждений образования»
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
Рапра Поместите здесь свое сообщение. Чтобы достичь максимального эффекта, постарайтесь уложиться в два или три предложения. Об организации платных образовательных.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
Зотова Юлия Владимировна, начальник отдела реализации образовательных программ и государственных образовательных стандартов общего и коррекционного образования.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
Вопрос: Обязана ли образовательная организация создать и вести свой официальный сайт в сети Интернет? Ответ: - до не обязано; - с
Нормативно - правовое регулирование информационной открытости образовательной организации Нормативно - правовое регулирование информационной открытости.
общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.
Транксрипт:

Тема 3. Внебюджетное финансирование системы образования. 1. Порядок регулирования оказания платных дополнительных образовательных услуг 2. Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение 4. Оплата дополнительных образовательных услуг 3. Лицензирование и реализация платных дополнительных образовательных услуг

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «Об образовании» Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с Законом «Об образовании». Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. 1. Порядок регулирования оказания платных дополнительных образовательных услуг

внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону 83-ФЗ стала называться "приносящая доход деятельность". То есть соотнесения внебюджетной деятельности с предпринимательской не происходит. Необходимо обратить внимание на то, что Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона 83-ФЗ).

всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально- технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства. Платные услуги предоставляются в целях: Платные услуги образовательных учреждений являются частью их хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ с учетом изменений, вносимых Законом 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых это учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение в соответствии с Законом: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. 2. Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение

1.Образовательные и развивающие услуги: а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения; в) различные курсы; г) различные кружки; д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д.; e) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии; Детализированный перечень платных образовательных услуг в соответствии с приложением к письму Министерства образования РФ от М : 2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).

Образовательное учреждение, даже реализуя широкий спектр платных услуг, не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу. В уставе образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть прописаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Таким образом, и для автономного учреждения, и для бюджетного учреждения (подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона 83-ФЗ) приносящая доход деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные образовательные учреждения, самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в т. ч. их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений (п. 5 ст. 42 Закона РФ "Об образовании" в ред. Закона 83-ФЗ).

Практическое задание По решению родительского комитета школы с родителей собираются деньги на различные мероприятия. Собранные деньги хранятся у председателя комитета, расходуют их сами родители, за что соответственно отчитываются. По Вашему мнению, насколько правомочны такие действия родителей? Как более корректно с юридической точки зрения оформить оказываемую родителями финансовую помощь школе?

« Первый класс обычной школы. Летом на собрании родительский комитет вынес на обсуждение вопрос о ремонте и покупке новых парт в класс. Но так как состояние парт приемлемое, собранием было принято решение о косметическом ремонте. Деньги собрали - ремонт сделали. Первого сентября, я как родитель одного из учеников, была поставлена в известность о необходимости сдачи денег на покупку парт, доски и учительского стола. Мебель уже заказана и ее осталось только оплатить. Я и некоторые родители отказываюсь сдавать деньги. Ссылаясь на то, что в данный момент их просто нет. Родительский комитет ругается. Ситуация накаляется..» Практическое задание Имеет ли право родительский комитет принимать решения такого рода самостоятельно? Должна ли я буду оплачивать их "выдумки"?

Проблема действительно актуальна. Но необходимо прояснить некоторые вопросы: 1. Присутствовали ли Вы на родительском собрании, когда принималось решение об оплате покупки мебели? 2. Если нет, то кто и каким образом уведомил Вас о необходимости оплатить эти расходы? В любом случае, никто не имеет права заставить Вас оплачивать покупку школьной мебели! Действующим законодательством это квалифицируется как поборы. Что же касается родительского комитета, то у него нет никаких прав принуждать Вас к данным действиям, равно как и прав требовать деньги. Поскольку Вы не подписывали, насколько я понимаю, документов, которые позволяют родкому решать финаносоые вопросы без Вашего участия. Также у родкома нет никаких рычагов давления - Вашему нежеланию платить деньги он не может противопоставить никаких законных контрмер. Члены родкома должны были загодя предупредить Вас о планируемых тратах, что позволило бы Вам отложить какие-нибудь деньги, и проблема просто не возникла бы. Если они этого не сделали, это исключительно их промах, а не Ваша ответственность. Комментарии специалиста

В соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем в его бюджет, и образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя только в суде. Виды услуг, которые не могут быть реализованы как платные и привлечение средств потребителей на которые не допускается (в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг) снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах; дополнительные занятия с неуспевающими; сдача экзаменов в порядке экстерната.

3. Лицензирование и реализация платных дополнительных образовательных услуг Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации, то согласно письму Министерства образования РФ от /31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования" она не подлежит лицензированию. Если же при оказании платных дополнительных образовательных услуг осуществляется итоговая аттестация и по завершении обучения выдается документ об образовании и квалификации, то на данный вид платных услуг распространяется действие Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от

Реализация платных услуг образовательным учреждением осуществляется на основании заключенных договоров. До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить родителям (иным законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил ). Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией, используя объявления на стендах, буклеты, проспекты, и ее предоставление по требованию заказчика. Причем необходимо размещать информацию в удобном для обозрения месте.

Виды информации, которую образовательное учреждение обязано довести до потребителя а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего; б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; д) порядок приема и требования к поступающим; е) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Указанные в п. 3.3 сведения об образовательном учреждении размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением. Следовательно, в образовательном учреждении для потребителей услуг должен быть организован доступ к интернет-сайту, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности учреждения.

При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования письма Минобразования России от ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг". К противоречащим законодательству относятся условия договора: о праве в одностороннем порядке расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана; об ограничении права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленного ст. 782 ГК РФ; о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;

об установлении отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию (запрещено ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей"); о внесении помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения" (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании"); об установлении исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России от Ее содержание не противоречит концептуальным положениям Закона 83-ФЗ.

По каждому виду платных дополнительных услуг разрабатывается и утверждается образовательная программа и учебный план. Количество часов, предлагаемых образовательным учреждением в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно письму Министерства образования РФ от М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо: 2. Заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг. 1. На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

4. Оплата дополнительных образовательных услуг Оплата образовательных услуг производится в образовательном учреждении при наличии кассового аппарата или в учреждениях банка. При расчетах с населением образовательные учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утверждаемый в установленном порядке, и выдавать копию документа, подтверждающего прием наличных денег. Прием денег за образовательные услуги производится в этом случае в специально выделенном кабинете материально ответственными лицами, назначенными приказом руководителя образовательного учреждения. Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения или отделения почтовой связи на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах казначейства. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение должно получить от заказчика или потребителя услуги квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Образовательное учреждение согласно подп. 4 п. 19 ст. 33 Закона 83-ФЗ вправе использовать на обеспечение своей деятельности: полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты, положения устава, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Практическое задание Учитель одного из образовательных учреждений занимается репетиторством с учащимися данного учреждения и в стенах данного учреждения. За каждое занятие учителем была установлена плата 200 руб./час. Оплата производилась родителями учащихся наличными из рук в руки. Директор учреждения, узнав об этом, объявил выговор учителю и запретил ему заниматься данным видом деятельности в стенах учреждения. Насколько правомочны действия учителя в данной ситуации? Прав ли был директор, запретив ему заниматься репетиторством? Почему? Изменилась ли ситуация в лучшую сторону, если бы учитель занимался репетиторством в данном учреждении с учащимися других учреждений? Предложите учителю грамотный способ оформления и организации репетиторства.

Практическое задание Наименование статейСумма затрат, руб. Примечание 1. Заработная плата персонала1500Руководитель секции 2. Отчисление на государственное социальное страхование (соцстрах, пенс. фонд, мед. страх., фонд занятости) Учебные, хозяйственные, канцелярские расходы, приобретение оборудования Оплата услуг банка1352% общей суммы 5. Итого расходов Доход образовательного учреждения137520% 7. Количество обучающихся, чел.15В одной группе 8. Плата за одного учащегося458В месяц/50 руб. за занятие Анализ сметы расходов по организации платных услуг общеобразовательного учреждения

Определите грамотность составления сметы. Оцените реальность предполагаемых затрат на функционирование данной секции и размера платы с одного ребенка. Предложите пути усовершенствования данной сметы.