Основные изменения в ЕГЭ по истории в 2012-2013 году 1. Структура работы сокращено количество заданий части 1 (А) сокращено количество заданий части 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание В7 по истории ЕГЭ Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом.
Advertisements

История и обществознание. Новое в КИМах ЕГЭ
ЕГЭ – 2012 года. Ребята! Внимательно ознакомьтесь с содержанием файлов, в которых содержатся Спецификация ЕГЭ -2012г. и Кодификатор ЕГЭ г. Обратите.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
История. Новое в КИМах Презентация учителя истории МБОУ СОШ 12 Власовой Н.И.
История ЕГЭ Презентация учителя истории МОУ СОШ 59 Долговой Ларисы Анатольевны.
История ЕГЭ Общее число заданий в экзаменационной работе – 39 Часть А – 21 задание Часть В – 12 заданий Часть С – 6 заданий.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
Гражданская война Задания для посещающих электив.
История. Новое в КИМах Презентация учителя истории МБОУ СОШ 12 Власовой Н.И.
В 12 Какие суждения о скульптуре, изображенной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1. Скульптура была создана.
ЕГЭ по истории 2012 г.. Дата утверждения г.
ЕГЭ история 2012 г. Щеголева Е.В., МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральский р-н, Челябинская область.
ЕГЭ по истории и обществознанию в 2012 году. история Часть А 2727 б 40%Часть А 2121 б 36,5% Часть В 1519 б 29%Часть В 1220 б 34,2 % Часть С 721.
Задания части А 1. Основателем династии московских князей был 1) Юрий Долгорукий 2) Андрей Боголюбский 3) Даниил Александрович 4) Иван Калита 2. Какое.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Проблема формирования содержания тестовых заданий ЕГЭ по истории России.
Итоги ЕГЭ по истории в 2012 году Результаты ЕГЭ 2012 (лучшие результаты 87 ОУ) Принимало участие в ЕГЭ по истории 831(в 2011 г.-760 человек), 100 баллов.
ЕГЭ по истории 2013 г. Код раздела, темы Код контролируемого элемента, раздела, темы Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 1Древность и Средневековье.
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
Транксрипт:

Основные изменения в ЕГЭ по истории в году 1. Структура работы сокращено количество заданий части 1 (А) сокращено количество заданий части 1 (А) (с 27 до 21) сокращено количество заданий части 2 (В) сокращено количество заданий части 2 (В) сокращено количество заданий части 3 (В) сокращено количество заданий части 3 (В) 2011 год – 49 заданий (первичный балл – 67) 2012 год – 39 заданий (первичный балл – 58) 2013 год – 40 заданий (первичный балл – 59) 1. Структура работы сокращено количество заданий части 1 (А) сокращено количество заданий части 1 (А) (с 27 до 21) сокращено количество заданий части 2 (В) сокращено количество заданий части 2 (В) сокращено количество заданий части 3 (В) сокращено количество заданий части 3 (В) 2011 год – 49 заданий (первичный балл – 67) 2012 год – 39 заданий (первичный балл – 58) 2013 год – 40 заданий (первичный балл – 59)

Структура работы Часть 1(А) Содержит 21 задание с выбором ответа Проверяются базовые знания: - исторических фактов, процессов, явлений, - причин и следствий событий, - умение производить поиск информации в источнике

Структура работы Часть 1 В части 1 (А) НЕТ заданий на знание дат, понятий и терминов Примеры заданий Какое из названных событий произошло раньше других? 1) Ливонская война 2) Смоленская война 3) поход Ермака в Сибирь 4) поход Ивана III на Великий Новгород В части 1 (А) НЕТ заданий на знание дат, понятий и терминов Примеры заданий Какое из названных событий произошло раньше других? 1) Ливонская война 2) Смоленская война 3) поход Ермака в Сибирь 4) поход Ивана III на Великий Новгород

Структура работы Часть 1(А) Примеры заданий Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события. «3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный – солнечно- морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…» 1) 1810-е гг. 2) 1840-е гг. 3) 1890-е гг. 4) 1910-е гг.

Структура работы Часть 1(А) На отдельных позициях закреплены задания на проверку знания основных фактов, процессов, явлений в ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ А4 VIII–XVII вв. Мастер Дионисий работал над росписями: 1)Троице-Сергиева монастыря 2)Ферапонтова монастыря под Вологдой 3)Андроникова монастыря в Москве 4)Кирилло-Белозёрского монастыря На отдельных позициях закреплены задания на проверку знания основных фактов, процессов, явлений в ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ А4 VIII–XVII вв. Мастер Дионисий работал над росписями: 1)Троице-Сергиева монастыря 2)Ферапонтова монастыря под Вологдой 3)Андроникова монастыря в Москве 4)Кирилло-Белозёрского монастыря

Структура работы Часть 1(А) На отдельных позициях закреплены задания по истории культуры А13 XVIII – начало XX в. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин? 1)Товарищество передвижных художественных выставок 2)«Бубновый валет» 3)«Серапионовы братья» 4)Ассоциация художников революционной России На отдельных позициях закреплены задания по истории культуры А13 XVIII – начало XX в. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин? 1)Товарищество передвижных художественных выставок 2)«Бубновый валет» 3)«Серапионовы братья» 4)Ассоциация художников революционной России

Структура работы Часть 1(А) На отдельных позициях закреплены задания по истории культуры А –2010 гг. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов. 1)«Новый мир» и «Юность» 2)«Дружба народов» и «Иностранная литература» 3)«Звезда» и «Ленинград» 4)«Москва» и «Октябрь» На отдельных позициях закреплены задания по истории культуры А –2010 гг. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов. 1)«Новый мир» и «Юность» 2)«Дружба народов» и «Иностранная литература» 3)«Звезда» и «Ленинград» 4)«Москва» и «Октябрь»

Структура работы Часть 2 Содержит 12 заданий с кратким ответом Проверяютсяумения: - извлекать информацию из источника; - классифицировать и систематизировать факты (хронологическая последовательность, соответствие, множественный выбор) Проверяются умения: - извлекать информацию из источника; - классифицировать и систематизировать факты (хронологическая последовательность, соответствие, множественный выбор) НОВОЕ в 2013 г.: нет дублирования типов заданий + все задания VIII-XXI вв. Содержит 12 заданий с кратким ответом Проверяютсяумения: - извлекать информацию из источника; - классифицировать и систематизировать факты (хронологическая последовательность, соответствие, множественный выбор) Проверяются умения: - извлекать информацию из источника; - классифицировать и систематизировать факты (хронологическая последовательность, соответствие, множественный выбор) НОВОЕ в 2013 г.: нет дублирования типов заданий + все задания VIII-XXI вв.

Часть 2 Новые типы заданий В 4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. 1) в ольные хлебопашцы; 2) министерства; 3) декабристы; 4) бироновщина; 5) земства; 6) винная монополия. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду. Ответ: ___________________________.

Часть 2 Новые типы заданий В5. Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», бессрочный сыск беглых крестьян», называется _________________ крестьян. Ответ: ___________________________.

Часть 2 Новые типы заданий В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. СобытиеДатаУчастник(и) Наступательная операция «Багратион» _________ (А)И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский Сталинградская битва_________ (Б)___________ (В) ______________(Г)Август–декабрь 1943 г. Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев Битва за Москву__________ (Д)____________ (Е)

Часть 2 Новые типы заданий В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) М.А. Егоров, М.В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г. 3) Я.Ф. Павлов 4) битва на Курской дуге 5) битва за Днепр 6) июнь–август 1944 г. 7) июль 1942 г. – февраль 1943 г. 8) И.В. Панфилов 9) май 1942 г.

Часть 2 Новые типы заданий Варианты систематизирующих таблиц СобытиеДатаУчастник(и) СобытиеПравительСовременник СобытиеМестоУчастник(и) СобытиеПричинаУчастник(и)

Часть 2 Новые типы заданий В6. Содержательная основа – события, даты, люди «большой» исторической эпохи, крупные процессы!!! Ориентир - НОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ для составления работы ЕГЭ по истории в г. 1) VIII – XVII вв. 2) XVIII – середина XIX в. 3) середина XIX – начало XX в. 4) 1917 – 1941 гг. 5) 1941 – 1945 гг. 6) 1945 – 1991 гг. 7) 1992 – 2010 гг.

Часть 2 Новые типы заданий В6. 1) VIII – XVII вв. 2) XVIII – середина XIX в. 3) середина XIX – начало XX в. 4) 1917 – 1941 гг. 5) 1941 – 1945 гг. 6) 1945 – 1991 гг. 7) 1992 – 2010 гг. Примеры Внешняя политика России в XVIII – середине XIX в. Реформы государственного управления в середине XIX – начале XX в. Сражения Великой Отечественной войны В6. 1) VIII – XVII вв. 2) XVIII – середина XIX в. 3) середина XIX – начало XX в. 4) 1917 – 1941 гг. 5) 1941 – 1945 гг. 6) 1945 – 1991 гг. 7) 1992 – 2010 гг. Примеры Внешняя политика России в XVIII – середине XIX в. Реформы государственного управления в середине XIX – начале XX в. Сражения Великой Отечественной войны

Часть 2 Новые типы заданий Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. В7 Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем, завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. В7 Прочтите отрывок из телеграммы военачальника. «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем, завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…». Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения

Часть 2 Новые типы заданий Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1)описанные в телеграмме события произошли в 1916 г. 2)правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК 3)автор телеграммы считает генерала Корнилова патриотом России 4)автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова 5)автор телеграммы сторонник прекращения войны с Германией 6)«решительные меры» генерала Корнилова, о которых сказано в телеграмме не были осуществлены

Часть 2 Новые типы заданий

В8 Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1» В10 Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления В8 Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1» В10 Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления

Часть 2 Новые типы заданий В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных. 1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период 2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели 3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет 4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства 5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость 6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных. 1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период 2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели 3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет 4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства 5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость 6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства

Часть 2 Новые типы заданий В12 Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных.

Часть 2 Новые типы заданий 1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны 2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге 3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР 4) автором скульптуры является П.К. Клодт 5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства 1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны 2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге 3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР 4) автором скульптуры является П.К. Клодт 5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Часть 2 Новые типы заданий В13 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, что и данная скульптура?

Часть 3 Новые типы заданий С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника: - проведение атрибуции источника; - извлечение информации ; - привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора

Часть 3 Новые типы заданий С1-С3 Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису... Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие». С1-С3 Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису... Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

2012 С1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? 2012 С1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? Часть 3 Новые типы заданий 2013 С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны? 2013 С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны?

2012 С1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? 2012 С1 На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? Часть 3 Новые типы заданий 2013 С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны? 2013 С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны?

2012 С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления. Часть 3 Новые типы заданий 2013 С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

2012 С3 Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам. НОВОЕ – задание не предполагает привлечения информации из источника! Проверяются контекстные знания! 2012 С3 Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам. НОВОЕ – задание не предполагает привлечения информации из источника! Проверяются контекстные знания! Часть 3 Новые типы заданий 2013 С3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу 2013 С3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу

Часть 3 Новые типы заданий С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

гг. С4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения) Объяснение ПРИЧИН гг. С4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения) Объяснение ПРИЧИН Часть 3 Новые типы заданий

Летом 1943 г. командование фашистских войск намеревалось взять реванш за сокрушительное поражение под Сталинградом. Намечалось крупное наступление под Курском, которому Гитлер придавал решающее значение. В обстановке строгой секретности готовилась операция «Цитадель», на Курской дуге были сосредоточены лучшие немецкие части, усиленные новейшей техникой: танками «Тигр» и «Пантера», самоходными орудиями «Фердинанд». Германия предполагала нанести Советскому союзу удар сокрушающей силы, но Курская битва закончилась убедительной победой Красной Армии. Укажите не менее трех ПРИЧИН такого итога. С4 Летом 1943 г. командование фашистских войск намеревалось взять реванш за сокрушительное поражение под Сталинградом. Намечалось крупное наступление под Курском, которому Гитлер придавал решающее значение. В обстановке строгой секретности готовилась операция «Цитадель», на Курской дуге были сосредоточены лучшие немецкие части, усиленные новейшей техникой: танками «Тигр» и «Пантера», самоходными орудиями «Фердинанд». Германия предполагала нанести Советскому союзу удар сокрушающей силы, но Курская битва закончилась убедительной победой Красной Армии. Укажите не менее трех ПРИЧИН такого итога.

Часть 3 Новые типы заданий В сентябре 1942 г. немецко-фашистские войска штурмовали Сталинград. Шли напряженные уличные бои. Гитлер постоянно подстегивал своих генералов, заявляя об огромной стратегической важности победы в этой битве. Казалось, что еще немного – и город падет. Но Сталинград выстоял. Укажите не менее трех ПРИЧИН, по которым врагу не удалось реализовать свои планы. С4 В сентябре 1942 г. немецко-фашистские войска штурмовали Сталинград. Шли напряженные уличные бои. Гитлер постоянно подстегивал своих генералов, заявляя об огромной стратегической важности победы в этой битве. Казалось, что еще немного – и город падет. Но Сталинград выстоял. Укажите не менее трех ПРИЧИН, по которым врагу не удалось реализовать свои планы.

Часть 3 Новые типы заданий С4 В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решен положительно. (ДООПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ и объяснение ПРИЧИН). С4 В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решен положительно. (ДООПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ и объяснение ПРИЧИН).

Часть 3 Новые типы заданий С4 2 марта 1917 г. Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и сына в пользу старшего брата – великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г. (Установление ПРИЧИН и их пояснение ФАКТАМИ). С4 2 марта 1917 г. Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и сына в пользу старшего брата – великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 г. (Установление ПРИЧИН и их пояснение ФАКТАМИ).

Часть 3 Новые типы заданий С4 Известно, что в XVII в. в России все большее число людей овладевали иностранными языками. Назовите два из наиболее распространенных тогда языков и укажите причины важности владения ими в тот период.(ФАКТЫ и ПРИЧИНЫ)

Часть 3 Новые типы заданий С5 Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. С5 Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

Часть 3 Новые типы заданий С5 с 2012 г. - требуется доказать выбранную точку зрения, а не просто проиллюстрировать ее фактами. Доказательство включает следующие составные части: 1)то, что требуется доказать (в данном случае – избранная точка зрения как вывод, сделанный историком); 2)доводы (факты и суждения); 3)рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую нужно доказать (по Н. И. Запорожец) С5 с 2012 г. - требуется доказать выбранную точку зрения, а не просто проиллюстрировать ее фактами. Доказательство включает следующие составные части: 1)то, что требуется доказать (в данном случае – избранная точка зрения как вывод, сделанный историком); 2)доводы (факты и суждения); 3)рассуждение, связывающее доводы с той мыслью, которую нужно доказать (по Н. И. Запорожец)

Часть 3 Новые типы заданий С6 Характеристика деятельности исторической личности (не исторический портрет, не эссе) Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. 1)Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений. С6 Характеристика деятельности исторической личности (не исторический портрет, не эссе) Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания. 1)Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.