Образование и «Образ Будущего»: свобода и ответственность К.А. Скворчевский, д.т.н., к.филос.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Advertisements

Концепция кодекса профессиональной этики образовательного сообщества Постановление Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. 3.
«Интеграция общего и дополнительного образования в структуре Центра образования как условие развития культуры личности»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 7 РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ Основные тенденции в обществе и их последствия.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
«Компетенции и компетентностный подход в современном образовании» Зам. Директора по УВР Е.А. Хлебникова.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Дягтерев Ю.В.Роль студента в развитии образования
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Школа мотивообразования. Развитие мотива познания и творчества начинается с директора и учителя. ФГОС – это прежде всего мотивация учителя.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Творческая группа «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в контексте содержания ФГОС»
Anna Vlasova. School of HRM, kmbs 1 Изменение роли HR- менеджера в контексте глобализации (Э.Шайн)
Педагогика высшей школы как наука, её структура..
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Проект Министерства образования и науки Калужской области Управленческая модель «Центры подготовки кадров - эффективная модель частно-государственного.
Транксрипт:

Образование и «Образ Будущего»: свобода и ответственность К.А. Скворчевский, д.т.н., к.филос.н., доцент

Два ключевых подхода к разработке программ развития образования: Баланс ? Категория «качество образования» -? «Педагогический» «Институциональный» -Содержание образования; программы -Образовательные технологии -Воспитательная работа -Реорганизация образов. учреждений -Управление -Экономика и финансы

Наша мечта: 1.«Образование как генератор социокультурных изменений», или 2.«Опережающая роль образования по отношению к процессу развития социальной сферы», Но пока нет, на наш взгляд, ясного понимания того, «что происходит?»; каковы «реперные точки» и их динамика.

Возможные точки опоры: 1.«Качество образования» - возможный кандидат, но слишком зависит от позиций институций, социальной сферы и педагогического сообщества. 2.Категория «труда» – для профессионального образования 3.Категория «культуры» для общего образования. 4.Их пересечение – «человек», «личность». Каковы базовые процессы?

Глобализация 1. Единство технологий и систем организации деятельности («единый менеджмент») 2. Единство технологий, норм и стандартов коммуникации. 3. Единая система ценностей (способов оценки) ситуаций, наиболее проблемная часть!!! Постмодернизм как инструмент глобализации: 1.Разрушение категории истины 2.Знание как гипертекст 3.«Выравнивание ценностей»: «Мир как магазин FIX PRICE»

Категория труда в европейской цивилизации: Наиболее фундаментальный механизм прикрепления человека к социуму. После промышленной революции (XVII-XIX вв.): 1.Свободный рынок трудовых функций («кто не работает, тот не ест») 2.Протестантская трудовая этика («труд как форма богослужения») 3.Экономика, основанная на обладании знанием (авторское право, интеллектуальная собственность, патенты, лицензии, инновации и т.д.) В целом, «Идеология непрерывного Прогресса».

Ситуация сегодняшнего дня 1.«Общество потребления» и формирование мощной системы социальной поддержки (труд не является жизненной необходимостью) 2.Секуляризация общества и десакрализация труда (протестантская трудовая этика исчезает) 3.Бурное становление современной информационной среды; формирование экономики, основанной на «знаниях о знаниях»; предельная доступность информации и отчуждаемость результатов труда (в т.ч. Интеллектуального); мир как Гипертекст.

Исчезают три «классических единства труда» 1. «Единство места» – работа становится дистанционной и распределенной в пространстве и во времени. 2. «Единство времени» – исчезает граница между работой и досугом, трудом и отдыхом. ! 3. «Единство действия» – исчезают четкие границы между различными профессиями, деятельность носит все более междисциплинарный и внедисциплинарный характер. « + » Бурное развитие интерфейсов «человек- машина», снятие границы между человеком и компьютером.

Система образования, казалось бы, может легко приспособиться к новой ситуации, опираясь на механизмы мотивации ученика, но Структура мотивации осложняется одним обстоятельством: «образ будущего» социальный лифт трудовые навыки, профессионализм Неопределенность, многовариантность будущего, усиление борьбы за ресурсы. Глобализация только увеличивает степень неопределенности.

Возможные примеры «профессий будущего» (2030 г.) -специалист по созданию искусственных органов -нано-медик -консультант для престарелых -хирург по увеличению памяти -знаток научной этики -работники вертикальных ферм -специалист по борьбе с изменениями климата -погодная полиция -виртуальный юрист -менеджеры аватаров и виртуальные учителя -специалисты по адресному вещанию -утилизатор информации -менеджеры виртуального пространства -социальный работник социальных сетей

Что делать? 0. Ничего не делать. Проблема не решиться сама собой. Отставание образования будет возрастать, также будет возрастать расхождение между различными отраслями образования. Простой орг. интеграцией эту проблему не решить. 1.Уповать на всесилие «проектного подхода». Но ускользает предметность проектов, проект рассыпается в отсутствие стратегического видения. 2. Глобальная виртуализация образования, облачные и wiki-технологии + позиция преподавателя как менеджера коммуникации. Отдаленные последствия такого подхода не просчитаны, есть сильное подозрение, что направляется производителями программного обеспечения (как в случае с фармацевтической промышленностью) 3. Искать «палочку-выручалочку». В профессиональном образовании – Работодатели, в общем образовании – Наука, дающая эпистемологический и методологический стандарт мышления.

4. Не утаивать правду! Говорить ученикам правду о мире и базовых процессах. Доверие – фундаментальная категория образования, которую нельзя заменить «образованностью». 5. Быть может, возращение к традиции, классике образования. Классно-урочная система – это не так плохо. Научить ученика молчать и слушать, не торопиться говорить и отрицать. 6. «Базовый тренд»: от «предельной свободы» образовательной организации к её «предельной ответственности».

Спасибо за внимание!