КУРС : ЛЕКЦИЙ – 8 ч.; ПЗ – 10 ч. Зачет Промежуточный контроль : решение кейсов СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Advertisements

Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Менеджмент характеризуют специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее науку. Специфика - в обусловленности принимаемых решений.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Этапы планирования потребности в персонале
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Стратегическое планирование инновационной деятельности на предприятии.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Стратегическое маркетинговое планирование
Менеджмент и менеджер
Транксрипт:

КУРС : ЛЕКЦИЙ – 8 ч.; ПЗ – 10 ч. Зачет Промежуточный контроль : решение кейсов СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Рекомендуемая литература Шабурова А. В. Стратегический менеджмент – конспект лекций, СГГА, Новосибирск, Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, Кох Р. Стратегия : основы стратегического планирования и пошаговая инструкция по разработке и реализации стратегических планов. – М.: Эксмо, 2008 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА - М, 2009 Сайт журнала « Стратегический менеджмент » [ Электронный ресурс ] URL: 16.html.

Начало развития науки 1. Долгосрочное планирование на уровне предприятия в условиях рыночной экономики сформировалось в теоретическом и практическом плане в 50- х годах XX века. 2. Начало 60- х гг ХХ в. – Появление « стратегического планирования » (strategic planning) 3. Середина 70- х гг. ХХ в. – Появление « стратегического управления » (strategic management). 4. К середине 90- х гг. ХХ в. – Появление теории ключевых компетенций

Теоретические работы, создавшие основу стратегического менеджмента Основоположники стратегического планирования считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф. Майкл Портер « Конкурентные стратегии » (1980) И. Ансофф « Стратегическое управление » (1979) Генри Минцберг « Взлеты и падения стратегического планирования » (1994) Теории ключевых компетенций - Г. Хамела и К. Н. Прохолада

Понятие стратегии развития предприятия А. Чандлер считает, что стратегия - « это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей ». Ресурсное обеспечение стратегических решений как третий элемент понятийной триады определения А. Чандлера ( цели - курсы действий - ресурсы ) выступает в качестве ограничений реализации данного процесса.

Вопросы Гарвардской группы Предложены учеными Гарвардской группы под руководством К. Эндрюса и Р. Кринстенсена и дополняют определение стратегического менеджмента. 1 вопрос : « Какими направлениями хозяйственной деятельности мы занимаемся, но не должны заниматься ?» 2 вопрос : « Какими направлениями хозяйственной деятельности мы не занимаемся, но должны заниматься ?» ЭТО СЕГМЕНТАЦИЯ БИЗНЕСА !

Стратегия И. Ансоффа И. Ансофф определяет стратегию как « набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности ». Четыре различные групповые стратегии : правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание - заданием ; правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой ( какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д.). Этот набор правил называется продуктово - рыночной стратегией, или стратегией бизнеса ; правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией ; правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность - основные оперативные приемы.

Отличительные особенности стратегии ( по И. Ансоффу ) Процесс выработки стратегии не завершается каким - либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы : во - первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во - вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Стратегия Генри Минцберга (5 Р ) Стратегия это единство «5 Р »: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy). Стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания - тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании

Стратегия Генри Минцберга (5 Р ) Стратегия как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает постоянство в организационном поведении. Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия, к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. Стратегия как перспектива - концепция бизнеса организации. Она определяется как « воспринятый путь завоевания мира », т. е. некая идеология развития. Стратегия как проделка есть некоторый специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента.

Базовые модели стратегического планирования Модель Гарвардской школы бизнеса

Методологические принципы Гарвардской модели. 1. Формулирование стратегии должно быть контролируемым, осознанным процессом мышления. 2. Ответственность за процесс формирования стратегии должна быть возложена на топ - менеджера организации. 3. Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной. 4. Стратегии должны быть уникальными, т. е. единственными в своем роде, и являться результатом процесса созидательного проектирования. 5. Стратегия как результат процесса стратегического планирования должна иметь завершенный характер 6. « Хорошая стратегия может быть описана на двух страницах. Если это невозможно сделать, то данная стратегия не является хорошей ». (General Electric ) 7. Все элементы организационной структуры предприятия должны обладать необходимыми знаниями и ресурсами

Модель И. Ансоффа Отличия Гарвардской модели и модели Ансоффа : Во - первых, И. Ансофф использует понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства, предлагаемых в модели Гарвардской группы. Во - вторых, с точки зрения И. Ансоффа, формирование стратегического плана можно представить в виде крайне формализованного процесса, доведенного до определенной блок - схемы. Так, можно привести пример такой модели, состоящей из 57 (!) блоков

Укрупненная модель И. Ансоффа

ВАЖНО !!! Как показывает анализ литературы по данному направлению, большинство из предлагаемых моделей в своей основе имеют принципиальные подходы или Гарвардской группы, или И. Ансоффа, или Г. Стейнера.

Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия Подход Б. Ричардсона и Р. Ричардсона 1. Корпоративное планирование (corporate planning) как подход к выработке стратегии исторически сформировался первым Главная концепция данного подхода заключается в достижении определенного уровня рациональности в выборе стратегического развития на основе ценной информации. Стратегическое планирование является в этом случае прерогативой высшей администрации ( т. е. предполагается жесткая централизация процесса принятия решений ), а работники на средних и нижних уровнях иерархии управления функционируют строго по определенным им свыше траекториям.

Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия 2. Итеративное планирование (logical incrementalism) по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, чем конструктивным. Концепция данного подхода заключается в том, что роль высшей администрации определяется как « организатора » процесса, объединяющего в единое целое частные стратегии, которые генерируются в различных структурных подразделениях. Однако высшее руководство все равно остается « архитектором » стратегии, так как, во - первых, определяет базовые ориентиры развития, а во - вторых, создает условия, при которых протекает процесс стратегического планирования, - информационную базу и компетентность персонала.

Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия 3. Интуитивное планирование (muddling through) - третий подход к стратегическому планированию развития предприятия. Концепция данного подхода заключается в том, что « окончательное принятие решения не обеспечивается с такой же степенью целесообразности ». Высшее руководство устанавливает простые и глобальные цели, которые обеспечивают небольшое, но достаточно устойчивое продвижение. Другими словами, лица, принимающие решение, вынуждены в конце концов повторять мелкие шажки для достижения поставленной цели и сделать приспособляемость необходимым условием своей деятельности.

Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия 4. Хаотическое планирование (garbage can) - планированием как таковым не является. Определяя концепцию этого подхода, Б. Ричардсон и Р. Ричардсон указывали - « решения по стратегическому выбору являются результатом взаимодействия между проблемами, решениями, участниками и выбором, все из которых возникают независимо друг от друга. Проблемы могут возникать неожиданно и всюду. Решения существуют вне зависимости от того, существуют ли проблемы. Решения принимаются быстро и следуют друг за другом ».

Школы стратегического менеджмента Типология, предложенная. Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелем в работе « Школы стратегий. Стратегическое сафари : экскурсия по дебрям стратегического менеджмента » (1997).

Конструктивистские теории стратегического планирования и управления 1. Школа дизайна ( К. Эндрюс ). Она построена на двух фундаментальных принципах : формирование стратегии происходит как нахождение соответствия между характеристиками фирмы и теми возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде ; стратегия, разработанная для конкретной организации, уникальна и формируется вне всяких шаблонов и заранее определенных стандартов Основной метод - SWOT- анализ

Конструктивистские теории стратегического планирования и управления 2. Школа планирования ( И. Ансофф ) Стратегия - результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изображенного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями. Основной инструмент - вектор роста ( матрица « товар - рынок » И. Ансоффа ) и соответствующие модели диверсификации на основе портфельного анализа.

Конструктивистские теории стратегического планирования и управления 3. Школа позиционирования ( М. Портер ) Для каждой отрасли имеется ограниченное число ключевых стратегий, которые могут принести нужные результаты. При этом нужные результаты - конкретные преимущества, которые фирма получает на рынке. Основной инструмент – конкурентный анализ

ВЫВОД Каждая из конструктивистских школ стратегий, несмотря на их схожесть, имеет свои отличительные черты, наиболее существенными из которых являются следующие. Школа дизайна : стратегия каждой организации в конкретный временной промежуток уникальна и ее формулирование есть результат искусства и профессионализма высшего руководства. Школа планирования : весь процесс формулирования стратегии может быть максимально формализован. Школа позиционирования : основываясь на результатах качественно проведенного конкурентного анализа, высшее руководство может выбрать одну или несколько общих стратегий, представляющих собой стандартные решения для любых типов организаций.

Методология стратегического планирования Методология стратегического планирования - это инструмент по изучению возможностей использования в практической деятельности законов, определяющих развитие экономики ; разработке методов решения проблем стратегического планирования и приемов их практической реализации. В системе методологии стратегического планирования необходимо рассматривать методологические подходы, методику и методы стратегического планирования.

Методологические подходы Методологический подход - это целостное направление использования логики, принципов, и методов стратегического планирования при разработке прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов. Используются общие методические подходы к планированию : реактивизм, инактивизм, преактивизм, интерактивизм Корректирует с учетом специфической ( стратегической ) функцией планирования : системный подход, саморазвивающаяся интерактивная схема планирования, концепция самообучающейся адаптивной системы планирования.

Основные типы планирования Цели - в стратегическом планировании понимаются как желаемое состояние или результаты функционирования объекта планирования в определенный момент времени. Цели могут быть недостижимы в планируемом периоде. Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования. Задачи должны быть осуществимы в течение планируемого периода. Идеал - цель, которую невозможно достичь, но к которой можно неограниченно приблизиться.

Модификации системного подхода Современная концепция стратегического планирования предполагает использовать в практике планирования модификации системного подхода : системно - комплексный подход ; системно - программный подход ; системно - мультипликационный подход ; системно - нормативный подход ; системный режима экономии подход ; системно - динамический подход.

Системно - комплексный подход Это конкретизация и приложение системного подхода к различным социальным системам ( комплексам ). Каждый комплекс рассматривается как сложная динамическая система и как компонент более высокой по уровню системы. При этом используются в единстве элементный, структурный, функциональный, целевой, ресурсный, интегративный, коммуникативный и исторический аспекты.

Системно - программный ( программно - целевой ) подход Это конкретизация и приложение системного подхода к решению локальных научных, технических, экономических, экологических » других проблем объектов стратегического планирования. Характерные черты системно - программного подхода : единство целевой ориентации, комплексности мероприятий, определенности сроков осуществления, адресности и указания источников ресурсов.

Системно - мультипликационный подход Мультипликация ( умножение ) - конкретизация приложение системного подхода к исследованию процессов, связанных с возникновением и мультипликацией эффектов. Наиболее часто встречается стратегическом планировании кластерных образований территориально - пространственного типа

Системно - нормативный подход Это конкретизация и приложение системного подхода к стратегическому планированию требований субъектов планирования к его объектам по оптимальному использованию ресурсов ( трудовых, производственных, финансовых ). Подход реализуется в трех направлениях : установление социальных ориентиров ( формирование в стратегических планах и программах целевых установок на достижение определенного уровня состояния общественной системы ); использование системы норм в управлении производством и в других сферах. разработка и использование системы нормативов.

Системный - режима экономии подход Это конкретизация и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, обеспечивающих реализацию требований закона экономии во всех сферах деятельности. В стратегическом планировании подход используется для разработки мероприятий и определения заданий по экономии, по эффективной замене одних ресурсов другими, устаревших технологий новыми.

Системно - динамический подход Он представляет собой конкретизацию и приложение системного подхода к исследованию, разработке и обоснованию мероприятий, направленных на придание динамизма в развитии объектов стратегического планирования, повышение качественных характеристик.

Логика стратегического планирования Логика стратегического планирования - это упорядоченная последовательность, взаимосо гласованность и обоснованность процедур, связанных скрещением любой проблемы стратегического планирования. Содержание логики стратегического планирования раскрывают ее структурные элементы

Структурные элементы логики стратегического планирования 1. Определение и формулирование цели или системы целей субъекта стратегического планирования в планируемом периоде. Это элемент реализуется в процессе составления программ, планов субъектов стратегического планирования. 1. Анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому и уточнение пара ­ метров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода. Данный элемент логики включает комплексное изучение межрегиональных и межгосударственных пропорций, межотраслевых и внутриотраслевых структурных изменений.

Структурные элементы логики стратегического планирования 3. Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде. Потребности общества - это полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемами являются : потребности в материальных благах ; нематериальные потребности. 4. Выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде. Ресурсы общества - это его потенциалы : естественно - ресурсный, трудовой, научно - технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический 5. Согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально - экономических подсистем различного уровня.

Принципы стратегического планирования Непрерывность. Выражается в преемственности планов, корректировке планов с изменением внутренних и внешних условий. Единство - предполагает системный характер планирования и реализуется посредством координации ( установление функциональных взаимодействий одного уровня управления ) и интеграции ( межуровневое согласование планов ). Гибкость планирования - изменение направленности планов в зависимости от внутренних и внешних условий. Единство экономики и политики. Плановые документы рассматриваются в качестве социально - экономических, организационно - технических и политических решений. Единство централизма и самостоятельности заключается в том что проекты стратегических решении государственных органов управления учитывают интересы субъектов экономики, способных в рамках законодательства самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность. Шестой принцип - научная обоснованность и эффективность стратегических программ и планов