Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Advertisements

Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Воспитание как педагогический процесс.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Развитие, социализация и воспитание личности: сущность и содержание План: 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 века, хотя само понятие стало широко употребляться после 1908 года в связи с появлением работ Уильям Мак-Дугалла и Э.Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологи были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Однако исследование собственно социально- психологических научных проблем началось в 19 веке, когда социологи, психологи, философы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от окружающих людей. К этому времени появилась потребность выявления социально-психологических закономерностей, что было трудно сделать в рамках существовавших тогда какой- либо одной науки. Необходима была интеграция знаний разных наук, а именно психологии, исследовавшей психику человека и социологии – изучающей общество. Таким образом, появилась новая дисциплина – социальная психология.

Предмет социальной психологии 1)личность в группе, социуме, обществе В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Индивидуальные особенности субъекта рассматриваются как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

2) социальные группы в обществе И прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межтрупповых отношений и т.д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Группа рассматривается как уникальная целостность и есть нечто большее чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

3) социальная психика или массовидные явления психики На пример: психология классов, социальных слоев массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д.

Галина Михайловна Андреева (р. 13 июня 1924, Казань) социальный психолог.13 июня1924Казаньсоциальный психолог Окончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова(1950).МГУ им. М. В. Ломоносова Кандидатская диссертация была посвящена проблемам воспитания в духе коммунистической идеологии. В 1965 году защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования.1965 году В 1969 году создала на философском факультете МГУ кафедру методики конкретных социальных исследований.1969 году В 1971 году перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972 году организовала и возглавила кафедру социальной психологии.1971 году1972 году

По мнению Г.М.Андреевой: социальная психология как наука изучает личность, группы, и социальную психику, а также основные закономерности социальных отношений, т.е. наиболее существенные, повторяющиеся явления, возникающие в социальных отношениях всякий раз при определенных условиях. Изучение этих условий дает возможность анализировать, понимать, прогнозировать и принимать необходимые решения по вопросам коррекции социальных отношений.

Первые социально-психологические теории Первые теоретические концепции в области социальной психологии разрабатывались во второй половине XIX - первой трети XX века. В 1859 году в Германии В.Вундт представил свою теорию «Психология народов и языкознания» (вся теория была описана в десятитомном труде).

Вильгельм Максимилиан Вундт ( ), немецкий физиолог и психолог.немецкийфизиологпсихолог Известен как основатель экспериментально й психологии.экспериментально й психологии Менее известен как основная фигура в социальной психологии,социальной психологии Последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.психологии народов

В. Вундт рассматривал психологию народа - как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях. Предложил изучать ее через социальные явления: язык, мифы обычаи.

Язык существенно влияет на психологию народа, т.к. содержит в самой общей форме живущие в духе народа представления. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов. Язык – это уникальная знаковая система, которая задает интерпретацию явлений окружающего мира.

белая ворона брать за душу буря в стакане в каждой бочке затычка в час по чайной ложке вешать лапшу на уши взрыв на макаронной фабрике взять быка за рога гвоздь программы гнать пургу губа не дура дать в бубен девушка лёгкого поведения делать из мухи слона делить шкуру неубитого медведя деловая колбаса

Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии развития человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы могут помогать человеку постигать истину, но могут также и искажать ее. Мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно значимых для человека событиях во вступлении в брак, рождении ребенка, похоронах и др. Таким образом, выделив язык, мифы и обычаи - три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В.Вундт сделал важный шаг в изучении особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. «Дух целого» выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуальное сознание человека есть только продукт этого целого.

Концепция массового общества (психология масс ) Габриэль Тард исследовал проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека.

Жан Габрие́ль Тард ( ) французский социолог и криминалист. Родился в небольшом городке Сарла в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование приобрел в местной иезуитской школе, получил степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права. Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой.

Народ - это гигантская аудиторию, воспринимающую определенную информацию поступающую из одного источника. Массовая культура – это совокупность культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, которая не может не влиять на психологию человека в обществе.

Элита - составная часть общества, в которую входит высший, привилегированный слой, осуществляющий функцию управления, люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством. Если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально- психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы.

Теория «Психологии толпы» Густав Лебон полагал, что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу в ситуации социальных изменений. Автор проанализировал изменение некоторых психических процессов и поведения индивида под влиянием толпы:

Гюста́в Лебо́н ( ) знаменитый французский психолог, психолог социологсоциолог, антрополог и антрополог историкисторик, бесспорный основатель социальной психологии.социальной психологии Лебон родился во Франции, изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке, Азии в гг.

1) повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. 2) снимается ответственность за свое поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм - «быть как все». 3) усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения.

4) происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку, попавшему в беду, обратно пропорциональна количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот. 5) повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Таким образом, концепции разработанные Г. Тардом и Г.Лебоном, выявили важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.

Концепция инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла Теория разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Идеи: о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежат изменчивость вида, естественный отбор и наследственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиции.

Уильям Мак-Дугалл ( ) англо-американский психологпсихолог, один из начинателей социально-психологических психологических исследований, ввел само понятие «социальная психология»психология (1908).

Причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами. Автор выделил социальные инстинкты и определяющие их чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведения рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с чувством принадлежности к социальной группе.

Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе. Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности.

РЕЗЮМЕ: 1. Интеграция знаний психологии и социологии дала начало социальной психологии. 2. Предмет социальной психологии: личность в группе, социальные группы, социальная психика. 3. Первый социально-психологические теории: Психология народа – В.Вундт Психология масс – Г.Тард Психология толпы – Г.Лебон Теория инстинктов социального поведения - У. Мак-Дугалл.