Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение почв речной поймы. Цель работы: научиться визуально по характеру растительности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
День 2. Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение дерново – подзолистых почв. Цель работы: научиться делать описание в полевых.
Advertisements

Физико – химические и агрохимические свойства почвы Недостатки почвыМероприятия по повышению плодородия и рациональному землеустройству Оценка: Подпись.
Тема: Полевое исследование почв. 1. Изучение болотных почв. 2. Оформление почвенной карты. Цель работы: Установить зависимость различных типов болот и.
Отчёт по полевой практике. ТЕМА: «Исследование почвенного разреза в районе местности Ташангир» Выполнила: Макарова Ольга ученица 8г класса. Руководитель:
Почва - верхний слой суши земного шара. Важнейшее свойство почвы - плодородие. Изучением почв занимался В.В. Докучаев. Ландшафт в географии подразумевает.
CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования.
Почвообразование Почвообразовательный процесс (почвообразование) – это сложный природный процесс преобразования материнской горной породы в почву, ее.
1.Образование почв 2.Основные свойства почв 3.Почвенный профиль 4.Разнообразие почв 5.Почвы нашего края.
Выход Ресурсы теориязаданиятестывопросы. Выход Далее Василий Васильевич Докучаев ( ) Дал определение почвы.Доказал, что почва - не горная порода.Основал.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России. Оборудование:
План лекции 1. Факторы почвообразования 2. Основные процессы почвообразования 3. Классификация почв 4. Характеристика типов почв 5. Почвенно-географическое.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Почвы Владимирской области.. План работы: 1. Тестовая работа по теме: «Внутренние воды Владимирской области» 2. Почвы- компонент ПК 3. Почвы Владимирской.
Характеристика основных типов почв России.. Что такое почва? Почва это рыхлый поверхностный слой Земли, обладающий плодородием, образование которого происходило.
Образование почв и их разнообразие
Более 100 лет назад наш знаменитый соотечественник – почвовед Василий Васильевич Докучаев заметил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли.
Изучение почв поселка Громово Авторы: Андрианов Дмитрий Журавлев Максим Кузнецов Николай Руководитель: Цветкова Ольга Георгиевна Областной летний полевой.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Образования почв (презентация)
Образование почв и их разнообразие. Цели и задачи: сформировать понятие «почва»; дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ.
Транксрипт:

Дата_________________________ Тема: Полевое исследование почв. Изучение почв речной поймы. Цель работы: научиться визуально по характеру растительности и рельефа местности разделять речную долину на её составные части. Делать описание в полевых условиях и в естественном сложении почв поймы. Студент должен знать: факторы образования речных долин, содержание условий разделения долины на составные части и сформировавшихся там почв, классификацию пойменных почв, комплекс мер рационального использования почв поймы, меры безопасности при устройстве и работе на почвенных разрезов. Студент должен уметь: визуально устанавливать границы составных частей поймы, определять место для закладки и закладывать почвенные разрезы, устанавливать по морфологическим признакам типы почв в пределах составных частей почвы, отбирать почвенные образцы из генетических горизонтов, давать агрономическую оценку почв. Норма времени: 6 часов.

Форма организации: звеньевая. Оснащение рабочего места: словарь терминов и определений по почвоведению, рабочие тетради, лопаты, пакеты, шпатели, сантиметры, 10%- ный раствор НСL, фарфоровые ступы. Источники информации: 1.А.М. Лыков и др. Земледелие с почвоведением. 2.А.В. Хабаров, А.А. Яскин. Почвоведение. 3. Методические указания по изучению условий формирования и классификации пойменных почв. Меры безопасности: соблюдайте меры безопасности при устройстве разрезов и при работе с режущими инструментами. Оберегайте себя от укуса клеща.

Вопросы для допуска: Назовите условия образования речных долин и пойменных почв. На какие части подразделяют пойму? Каковы внешние различия по рельефу и характеру растительности частей поймы? Какие почвы известны Вам в пределах поймы? Задания для работы: Ознакомьтесь с условиями образования речной поймы и пойменных почв. Выделите на местности границы прирусловой, центральной, и притеррасной частей поймы. Выполните рисунок поперечного строения речной долины. Заложите почвенные разрезы и по морфологическим признакам установите типы почв в каждой части поймы. Отберите почвенные образцы. Сделайте агрономическую оценку почв.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 1 Работа в аудитории. Допуск к очередному этапу практики Смотрите перечень вопросов для допуска 2 Работа в аудитории. Знакомство с условиями образования речной долины и пойменных почв. Изучите условия формирования речных долин и пойменных почв по учебнику А.В. Хабарова (см. разделы «Таёжно-лесная зона» и «Классификация почв») и методическим указаниям по изучению пойменных почв. Заполните в тетради раздел «Схема изучения условий формирования речной долины и пойменных почв». Ход работы

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 3 Работа в поле. Визуально по характеру растительности и рельефа местности разделить пойму на её составные части. В намеченных точках маршрута заложите почвенные разрезы и по морфологическим признакам установите таксономические единицы пойменных почв. Соблюдайте меры безопасности при устройстве разрезов и при работе с режущими инструментами.Заполните полевой журнал. Используйте рекомендации из рабочей тетради: «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Содержание морфологических признаков», «Методические указания по изучению условий формирования и классификации пойменных почв», пример описания генетических горизонтов дерново-подзолистой почвы по морфологическим признакам и цветную вкладку. Используйте шпатели и специальные пакеты для сбора образцов почвы. Помните, что образцы массой г отбираются из середины генетических горизонтов. Каждый образец сопровождается этикеткой, в которой заполнены необходимые разделы.См. разделы рабочей тетради «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Картографическая основа», «Постоянные ориентиры на местности»Заполните бланк «Результаты полевого исследования почв» Соблюдайте меры безопасности при устройстве разрезов и при работе с режущими инструментами.Заполните полевой журнал. Используйте рекомендации из рабочей тетради: «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Содержание морфологических признаков», «Методические указания по изучению условий формирования и классификации пойменных почв», пример описания генетических горизонтов дерново-подзолистой почвы по морфологическим признакам и цветную вкладку. Используйте шпатели и специальные пакеты для сбора образцов почвы. Помните, что образцы массой г отбираются из середины генетических горизонтов. Каждый образец сопровождается этикеткой, в которой заполнены необходимые разделы.См. разделы рабочей тетради «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Картографическая основа», «Постоянные ориентиры на местности»Заполните бланк «Результаты полевого исследования почв» 4 Работа в поле. Отберите почвенные образцы для агрохимического анализа. Используйте шпатели и специальные пакеты для сбора образцов почвы. Помните, что образцы массой г отбираются из середины генетических горизонтов. Каждый образец сопровождается этикеткой, в которой заполнены необходимые разделы.

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 5 Работа в поле. Установите на местности и картографической основе границы распространения подтипов дерново- карбонатных почв. См. разделы рабочей тетради «Общие положения к организации и проведению данной практики», «Картографическая основа», «Постоянные ориентиры на местности» 6 Работа в аудитории. Перенесите полученные в полевых исследованиях материалы из полевого журнала в рабочую тетрадь. Заполните бланк «Результаты полевого исследования почв»

п/п Порядок и последовательность проведения работы Методические, инструктивные и другие указания и требования 7 Отчёт по выполнению третьего дня практики. Задания для отчёта: 1.Закончите заполнение бланков «Результаты полевого исследования почвы» по всем разрезам. 2.Сделайте агрономическую оценку и составьте комплекс мероприятий по сохранению и повышению плодородия почвы. При оценке примите во внимание показатели, через которые определяется продуктивность почвы и определение мер, направленных на повышение плодородия этих почв. Результаты занесите в таблицу «Агрономическая оценка почв».

Пойменные почвы практически распространены во всех зонах страны с развитой гидрологической сетью. Формирование поймы осуществляется под воздействием двух геологических процессов: пойменного (затопления прилегающей к реке территории паводковыми водами); аллювиального (отложения на поверхности различных по крупности и химическому составу частиц почвы). Почвообразовательный процесс обусловлен сочетанием трёх факторов: поёмного; аллювиального; дернового. В зависимости от характера отложений, рельефа, растительности, уровня залегания грунтовых вод пойму в поперечном направлении от русла реки подразделяют на три составные её части: прирусловую; центральную; притеррасную. Методические указания по изучению условий формирования и классификации пойменных почв.

Прирусловая пойма: Формируется в результате отложения и накопления частиц почвы, имеющих крупный размер и большую массу на единицу площади, сложены в основном песчаными и крупнопылеватыми частицами различного минералогического состава. В силу большого количества отложений на единицу площади эта часть поймы приподнята по сравнению с другими частями и часто состоит из песчаных дюн или кос. Грунтовые воды находятся на значительной глубине. Дерновый процесс по причине малого содержания элементов питания развит слабо. Режим промывной, травяная растительность скудная. Центральная пойма: Формируется в результате отложения и накопления тонких мелкопылеватых и илистых частиц. В реках с более сильным течением и быстрым паводком откладываются и более крупные пылеватые частицы. Располагается по уровню ниже прирусловой поймы и поэтому грунтовые воды залегают ближе к поверхности и часто непосредственно подходят к корневой системе растений. Паводковыми водами приносится значительное количество азота и зольных элементов, что вместе с грунтовыми водами обеспечивает пышный рост травянистой растительности и интенсивное развитие дернового процесса. Притеррасная пойма Паводковые отложения практически не попадают, поэтому по сравнению с центральной, она расположена ниже. Грунтовые воды залегают близко к поверхности и вместе с атмосферными осадками, стекающими с коренного берега, развивают болотный процесс. Но в отличие от почв низких болот, почвы заиленные и обладают большой зольностью.

В зависимости от характера водного режима в поймах рек выделяют три группы почв: Аллювиальные дерновые; Аллювиальные луговые; Аллювиальные болотные. Аллювиальные дерновые образуются в прирусловой части поймы. В этой группе почв выделяют типы: Аллювиальные дерновые кислые; Аллювиальные дерновые насыщенные. В пределах этих почв преобладают подтипы: Аллювиальные слоистые примитивные (слаборазвитые); Аллювиальные – слоистые. Слаборазвитые дерновые почвы представлены сложением генетических горизонтов: Ад + А1 + В + С. Слаборазвитый гумусовый горизонт мощностью до 15 см.

Почвы лёгкого гранулометрического состава, бесструктурные. Формирование этих почв характерно для прирусловых валов и гряд. Аллювиальные дерновые слоистые почвы образуются на пониженных участках прирусловой поймы. Они имеют отчётливый слоистый профиль со слабой дифференциацией на генетические горизонты. Аллювиальные луговые почвы распространены в большой мере в центральной части поймы. Аллювиальные луговые почвы подразделяются на типы: Кислые Насыщенные Карбонатные Пустынно – луговые.

В лесной зоне формируются аллювиальные дерновые кислые почвы. Для этих почв характерным является мощный (до 30см) гумусовый горизонт тёмно – бурого цвета и комковато зернистая структура с ржаво – бурыми пролежнями или пятнами. Содержание гумуса может достигать 3%. Аллювиальные болотные почвы развиваются в притеррасной части поймы. Они относятся к почвам низинных болот. В пределах этой группы почв выделяют типы болотных почв: Аллювиальные болотные иловато – перегнойно – глеевые; Иловато – торфяные. Сложение профиля первого типа почв представлено следующими генетическими горизонтами: АG – оглеенный горизонт чёрно – сизой окраски, иловатый. ВG – переходный горизонт грязно – сизого цвета с буроватым оттенком, иловатый. С – почвообразующая порода сизой окраски. Содержание гумуса составляет 5 – 15%, его количество с глубиной резко снижается. Реакция среды колеблется от кислой до слабощёлочной. Профиль иловато – торфяных почв, состоит из горизонтов : А0 + Ат + G где, А0 – моховой очёс мощностью до 10см; Ат – слой торфа глубинной 40см и более; G – глеевый горизонт.

Основные особенности почвообразования в пойме и процессы, формирующий профиль. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Основные типы почв (прирусловой, центральной, притеррасной) частей поймы: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Схема изучения условий формирования речной долины и пойменных почв.

Разрез ______________ Разрез ______________ Местоположение: ____________________________________________ Местоположение: ____________________________________________ Рельеф: _______________________________________________ Рельеф: _______________________________________________ Растительность (описание): __________________________________________________________ Растительность (описание): __________________________________________________________ Строение и описание профиля почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки Полное название почвы: ________________________________________________________ ________________________________________________________ Индекс почвы: _____________________________

Привязка. Северо-западное направление от города Кунгура, в районе села Плеханово, левый берег реки Шаква, 5 метров от русла, 6 метров по высоте от уровня воды.

Разрез. Аллювиальная дерново- слаборазвитая среднесуглиниста я почва на покровных глинах.

Поименные почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки А см А см 7 А см А 1 В 30-41см В В наблюдается естественная растительность, ходы червей и землероев; влажная, рыхлая, мелкокомковатая, темно-серого цвета, переход неясный. серого цвета с буроватым оттенком, присутствуют корни растений; зернистая, влажная, мелкокомковатая, средний суглинок, переход неясный. темно-серая с буроватым оттенком, присутствуют единичные корни и бурые пятна, ходы червей, комковато- зернистая, рыхлая, влажная, средний суглинок, переход неясный. темно-серого цвета с буроватым оттенком, встречаются единичные корни и ходы червей; влажная, пористая, мелкокомковатая, присутствуют бурые пятна и скопление илистых частиц, средний суглинок, переход неясный. В 2 (тоже самое) Изучив строение и морфологические признаки, пришли к выводу, что это Аллювиальная дерново-слаборазвитая среднесуглинистая почва на покровных глинах.

Привязка. Пониженный участок прирусловой поймы, 6-7 метров от русла реки, на высоте 1-1,5 метров от уровня воды.

Полуразрез. Аллювиальная дерново- слоистая супесчаная почва на покровных глинах.

Поименные почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки А см 6 I слой 6-30 см II слой30-58 см III слой больше 58 см, 58 см, темно-серого цвета, встречаются корни растений, рыхлая, комковатая, влажная, вскипание бурное, переход неясный. комковатая, встречаются корни растений и ходы червей, рыхлая, вскипание бурное, супесь, переход неясный. темно-серого цвета, комковатая, влажная, рыхлая, вскипание бурное, супесь, переход неясный. среднекомковатая темно-серого цвета, с единичными корнями растений, плотная, вскипание бурное, глина. Изучив строение и морфологические признаки, пришли к выводу, что это Аллювиальная дерново-слоистая супесчаная почва на покровных глинах.

Признаки окисления.

Поименные почвы Рисунок, мазок Название горизонта Индекс горизонта, мощность, см Морфологические признаки А см А см 6 А 1д 6-22 см В д больше 22 см темно-серого цвета, наблюдаются корни растений; рыхлая, зернистая, влажная, переход неясный. темно-серого цвета, пятна бурого и сизого цветов, рыхлая, влажная, встречаются корни растений, переход неясный. темно-серого цвета, пятна бурого и сизого цветов, рыхлая, влажная, встречаются корни растений, переход неясный. темно-серого цвета с сизоватыми и бурыми пятнами, зернистая, влажная. Изучив строение и морфологические признаки, пришли к выводу, что это Аллювиальная луговая зернистая глееватая почва на покровных глинах

Физико – химические и агрохимические свойства почвы Недостатки почвы Мероприятия по повышению плодородия и рациональному землеустройству Оценка: ___________________ Подпись преподавателя:_______________ Агрономическая оценка поименных почв мероприятия по повышению плодородия.

Тема: Полевое исследование почв. 1. Изучение болотных почв. 2. Оформление почвенной карты. Цель работы: Установить зависимость различных типов болот и болотных почв от природных условий. Научиться оформлению почвенной карты по результатам полевого исследования почв. Студент должен знать: факторы образования типов болот и болотных почв, классификацию и свойства болотных почв, комплекс мер по регулированию водного режима и рациональному использованию переувлажнённых территорий, методику составления почвенной карты, меры безопасности при выполнении работы. Студент должен уметь: устанавливать факторы образования типов болот и свойства болотных почв, давать агрономическую оценку болотных почв, иметь оформительские навыки по составлению почвенной карты и сопроводительных документов к ней, делать логическое обоснование своей деятельности. Норма времени: 6 часов.