Новосибирский аграрный университет Кафедра устойчивого развития сельских территорий Ю.И.Рыбаков О современном социально- экономическом состоянии и государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Advertisements

Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Итоги социально- экономического развития Крапивинского района в 2009 году.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, в январе-декабре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О социально-экономическом положении Читинской области в январе-сентябре 2006 года» Майзлингер Т.И. – заместитель Губернатора.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе- марте 2010 года.
ЭКОНОМИКА и ЗАНЯТОСТЬ в сельском хозяйстве 36,5 тыс.занятых БИЗНЕС эффективные самоокупаемые предприятия, Рентабельность выше 4% предприятий 20,2.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-декабре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
Транксрипт:

Новосибирский аграрный университет Кафедра устойчивого развития сельских территорий Ю.И.Рыбаков О современном социально- экономическом состоянии и государственной поддержке сельского хозяйства Новосибирской области Новосибирск-2010

Сельскохозяйственное производство

3 Сельское хозяйство в экономике России и области, % Каждый 7 работающий занят в сельском хозяйстве. Каждый 8 рубль в ВРП НСО производится в сельском хозяйстве. Долевые показатели сельского хозяйства снижаются. Валовая продукция сельского хозяйства НСО составляет 2% от соответствующего показателя по России (83 субъекта РФ) Доля сельского хозяйства в экономике НСО заметно превышает общероссийскую. НСО занимает 2 место в СФО по показателям сельского хозяйства

торговля поставщики Валовое производство продукции сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, млрд. руб. На каждый рубль в сельском хозяйстве приходится 5 рублей в смежных отраслях В совокупности с ними доля в ВВП – 54% 2009год НСО: ВРП – 454 млрд.руб. СХП – 53 млрд.руб. 12% Справочно: ВВП РФ за 2009г млрд.руб.

Субъекты сельскохозяйственного производства, согласно переписи 2006г. Садоводческие общества 1207-всего 1178-действует 97,6% Подсобные хозяйства НСХО 191-всего 166-действует 86,9%

Удельный вес хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции, %. Низка доля КФХ в производстве картофеля, мяса и молока Большую роль в производстве картофеля, мяса и молока играют ЛПХ В ЛПХ закупается 20% произведенного молока и 30% мяса Однако доля ЛПХ в общем производстве молока и мяса падает

Продовольственный баланс НСО, среднегодовой, тыс.т. Необходимы меры по активизации потребления молока, в первую очередь детьми. Разработать и реализовать программу «Школьное молоко».

Потребление основных продуктов питания (в кг) на 1 человека в год за гг.

Состав земель сельскохозяйственного назначения, согласно переписи 2006г. 17,8 млн. га площадь НСО 9,3 млн. га – земли сельхоз назначения 6,3 млн. га – сельхозугодия. (пашня, сенокосы, пастбища) Не используется 1,2 млн.га(18,9%) СХУ в том числе 300 тыс. га пашни. КФХ не используется 87 тыс. га. или 19,4 % СХУ Доля СХУ в СХП – 91%, КФХ – 6%, ЛПХ-3%

Посевные площади, тыс. га Посевные площади уменьшились по сравнению с 1990г. на 971 тыс.га, зерновые – на 319 тыс.га

Оборот земель сельхозназначения в НСО В результате приватизации начала 90-х гг. появились 268 тыс.собственников земельных долей. Долевая собственность составляет 5347 тыс.га, Невостребованные земельные доли 27% -1454,6 тыс.га, из них 1124,4 тыс.га использовались СХП (не используется 330 тыс.га) Проблемы Несовершенство законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения; Сложность оформления земельных отношений в управлении росрегистрации; Наличие невостребованных земельных долей Большой объем неиспользуемых земель

Предложения Внести поправки в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части наделения собраний участников долевой собственности полномочиями по решению вопросов передачи земель в аренду; Внести изменения в областной закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части сокращения минимального срока аренды; Упростить и удешевить процедуру межевания земельных участков (можно картографически); Провести инвентаризацию земель сельхозназначения, неиспользуемые земли перевести в государственную собственность; Введение в использование новых земель поддерживать за счет средств бюджета.

Производство с/х культур Урожайность зерновых, ц/га Среднегодовой валовой сбор, тыс.т. Рост урожайности не компенсирует падение производства зерна Среднегодовой сбор зерновых культур за последние 5 лет составляет 2570 тыс.т.

Валовое производство зерна в НСО, амбарный вес, тыс. тонн Среднегодовое производство зерна составило 2594,3

Баланс зерна 12% % Семена 16% Семена 16% % % % % Питание Корм скоту Дисбаланс между отраслями сельского хозяйства по объему валового продукта тонн Отраслевой баланс 33 % зерно для реализации

Производство зерна в 2008 г. (тыс. тонн.) 1/3 районов области обеспечивает 2/3 производства зерна

Валовое производство картофеля, тыс. т

Проблемы картофелеводства 1.СХО практически прекратили возделывание картофеля, уменьшается его производство у населения (ЛПХ). 2.Не ведется целенаправленная работа по семеноводству картофеля. 3.Сведены к минимуму работы по выращиванию семенного посадочного материала на безвирусной основе. 4.Ценовые диспропорции: Низкая закупочная цена (5-7 руб.) и высокая цена в торговой сети ( 30 руб.).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Путем перераспределения средств областного бюджета внутри раздела сельского хозяйства предусмотреть гос. поддержку хозяйств и научных учреждений, производящих семена картофеля. 2.Принять меры по реализации разработанной СО РАСХН и НГАУ программы «Сортообновление картофеля на безвирусной основе». 3.Войти в ГД ФС РФ с законодательной инициативой об ограничении торговых надбавок на продовольственные товары. 4.Ввести меры господдержки производства картофеля, в том числе, внедрения новых технологий безотходного хранения и переработки

Поголовье скота и свиней в СХО области Падение поголовья скота – ключевая проблема, обусловленная ценовыми диспропорциями Поголовье в СХО 2009г. тыс.гол, /в % к 1991г: КРС – 425 /35%, Коров – 149 /37%, Лошадей -26 /, Свиней – 166 /42%(рост- 12% к 2007г.), Овец – 8,5 /1,5% 2009г. Коров: КФХ - 3,4 тыс. ЛПХ – 83,5тыс. 43% к 1991г. 1991г. Коров: ЛПХ – 192 тыс.

Поголовье скота в НСО и Монголии По данным 2006 г. Монголия имеет площадь 157,3 млн. га Население 2,9 млн. человек Площадь Новосибирской области 17,8 млн. га Население 2,7 млн. человек

Производство молока На одну корову, кг/год Валовое производство в СХО, тыс.т. Повышение продуктивности дойного стада не компенсирует потери валового производства молока Всеми категориями хозяйств, тыс.т

25,36 2,27 2,40 6,75 8,35 9,90 14,77 30,65 37,85 30,14 24,41 20,70 18,2315,13 11,96 26,26 14,80 29,03 14,40 19,22 13,19 15,40 13,73 1,39 26,0 14,00 22,2615,51 8,37 14,03 Производство молока за 2008 г. (тыс. тонн.)

Динамика закупочных цен молоко-сырье 1 сорта с г.г. Закупочная цена, руб/кг

Всего: ,4, ,4, ,6, ,4. Валовое производство мяса, тыс. т.

2,88 0,11 0,26 0,64 1,37 0,88 1,16 11,15 2,95 2,34 2,92 2,98 2,12 1,25 1,18 2,65 1,96 2,96 1,12 3,11 1,18 4,48 1,46 0,58 2,66 0,90 14,3024,23 0,91 1,75 Производство мяса за 2008 г. (тыс. тонн.)

Механизация сельского хозяйства

Приобретение техники за гг более 4000 ед. - на сумму 12 млрд. руб., Выплачено субсидий – 208 млн.руб г.427млн.руб. в 2008г (650 – в 2009г)

Инвестиции в основной капитал

Финансовое состояние СХО % убыточных СХО СХО получили прибыль в 2008г млн.руб. Рентабельность мяса КРС - 12,8%

Кредиторская задолженность по состоянию на , млн.руб. Всего субсидируется кредитов на сумму 10,1 млрд.руб. Выплачено субсидий 474,4 млн.руб.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области Доля от средней зарплаты по области Средняя месячная зарплата по области за 2009 г. составила руб., а в сельском хозяйстве – 7200 руб.

Кадровый потенциал предприятий АПК НСО по данным на г., чел. В 697 предприятиях АПК работает чел. В 2002 году в предприятиях АПК работало 145 тыс. чел.

Динамика количества штатных должностей руководителей и специалистов в предприятиях АПК Снижение количества штатных должностей руководителей и специалистов в гг. составило6653 чел. За последние два года снижение составило чел.

35 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 1990 г г. Предложения -c высшим образованием -cо средним спец. образованием -без специального образования 40…45% 55…60% 4926 чел. 30% 7833 чел. 48% 3392 чел. 21% 2611 чел. 28% 4542 чел. 48% 2275 чел. 24% За период реформ доля руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование сократилось, соответственно возросло количество лиц не имеющих высшего образования. Необходимо добиться, чтобы на предприятия АПК работали специалисты имеющие профессиональное образование.

Информация о стаже работы руководителей предприятий АПК Новосибирской области по данным на г. Доля руководителей со стажем работы до 5 лет составляет 59,6%, что говорит о высоком проценте сменяемости кадров.

Потребность в руководителях и специалистах сельскохозяйственного производства Новосибирской области Расчет потребности для сельхозпредприятий: Заполнение вакансий 819 Обучение лиц без. проф. образования Обучение 10% лиц со средним проф. образованием 440 Смена лиц пенсионного возраста ИТОГО, человек Кроме того, необходимо готовить специалистов для сельских муниципальных образований, около 3000

Сведения о распределении выпускников в Новосибирском ГАУ Инж. инст Зоофак Экон.инст И-т Ветмед Агрофак Защ. раст Юрфак Целевики едут на село Аспирантура, НИИ, учебн. заведения Кол-во выпускников Предприятия и учрежде- ния АПК Другие отрасли Свободное распреде- ление Работа не по специаль- ности Служба в армии Другие выпускники едут работать на село ГМУ

к 1970 г Динамика населения Новосибирской области по итогам переписи, человек В гг. население области увеличивалось на 3-4 тыс. чел. ; в том числе городское население увеличивалось на 7500 чел., а сельское сокращалось на 3400 чел ,4 % 24,6 %

Сельское население НСО, тыс. чел. Количество работающих убывает в 2 раза быстрее, чем сельское население в целом. 2001г. – 718 тыс.чел 2008г. – 647 тыс.чел

Динамика сельского населения в Новосибирской области (по полу и возрасту, чел.)

Динамика численности сельского населения по районам НСО 50,1

Изменение численности населения НСО на селе в 1,6городе Смертность новорожденных на селе в 1,6 раза выше, чем в городе

Малые населенные пункты В области насчитывается 375 малых населенных пунктов, в том числе 45 остановочных платформ железной дороги. Это – фактически погибающие села. В области имеется 333 населенных пункта с числом жителей от 100 до 200 человек, в которых проживает около 50 тыс. населения

1.Проблемы малых сел 2.Основные проблемы малых населенных пунктов: Отсутствие работодателей, всего (236), – 72% в т.ч. Где они были до 1993 г. (в 160) – 49% 2. Отсутствует централизованный закуп сельскохозяйственной продукции (в 330) – 98% 3. Отсутствие дорог с твердым покрытием (в 206) – 62% 4. Отсутствие дорог с поднятым земляным полотном (в 102) – 31% 5. Отсутствует фельдшерско-акушерский или медицинский пункт (104) – 32% 6. Отсутствие школ (234) – 71% 7. Отсутствие телефонизации (в 104) – 32%

Ввод жилья в городской и сельской местности, тыс.кв.м/год В сельской местности 260 тыс. домовладений, из них Газифицировано-5 тыс.домовладений - 1,9%, Оборудовано водопроводом- 43%, центральным отоплением- 25%, Горячим водоснабжением-7%

Ввод в действие инженерных сетей, км/год Сельских дорог – 2830 км. Отдельно не финансируются

Строительство дорог

Ввод в действие детских садов, школ, клубов, больниц в селе, мест/год

Количество детских и подростковых учреждений в гг.

Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства Диспаритетность отношений

Классификация государственных воздействий на сельское хозяйство Прямые (СХО, ЛПХ,КФХ) Косвенные ВходныеВнутренниеВыходные Классы Типы Виды Элементы Организационные Лизинг Субсидии Субвенции 2185 Консультирование Мотивирование Кадровые Социальные Дотации Закупочные Налоговые Ценовые Потребительские Таможенные

Расходы областного бюджета на финансирование различных типов государственной поддержки Выходные Внутренние Входные %2006%2005%2004Типы поддержки Выходные воздействия более всего соответствуют рыночным условиям, но фактически не применяются

Государственные субсидии на поддержку сельского хозяйства Доля расходов в бюджетах % в валовой продукции

Сравнительный уровень господдержки 90% бюджетных средств приходится на СХО 70% этих средств выделяется одной трети сельхозорганизаций Бюджет 2009г.: всего-2430млн, из них 41%-компенсация процентов банков, (996 млн.) 28%-компенсация приобретения техники – 670 млн. 31%-на иные направления поддержки – 760 млн. Было в 2006г. руб./100руб затрат В 2008 стало 19руб.

Проблема оптимальности государственной поддержки сельскохозяйственного производства 1.Кризисное падение объемов производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции за период гг в 2 и более раз и уменьшение потребления населением продуктов питания 2.Высокая доля импортного продовольствия (20- 60%). В НСО ввозится ежегодно 100тыс.т. мяса из 25 стран мира 3.Отсутствие системности - имеется множество разрозненных мер государственной поддержки (около 40) 4.Финансовое обеспечение государственной поддержки составляет менее 5% от валовой продукции сельского хозяйства (минимальный показатель, принятый в ВТО), при этом отсутствует обоснованная методика определения оптимальных направлений и объемов государственной поддержки

Факторы эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства 8. Ко 7. Кд 6. Кв 5. Кт 4.Кос 3. Кп 2. Клф 1. Кц Кобщ Соответствие цели Учет лимитирующего фактора Полноты ГП Отдачи субъектов СХП Доступности Своевременности Типа воздействий Организованности- информированности К общ =Кц*Клф*Кп*Кос*Кт*Кв*Кд*Ко

58 Дерево решений проблем сельского хозяйства Повышение уровня и качества ведения сельского хозяйства Повышение эффективности с/х производства Регулирование рынка входных ресурсов Гос. заказ на производство Внедрение ресурсо- сберегающих технологий Экономия затрат Повышение результатов Субсидирование приобретения ресурсов Техническое переоснащение Регулирование цен на ресурсы Регулирование рынка продукции Ограничение импорта Совершенств. организации труда - Кадры Мотивация Обеспечение социального развития села Сорта, породы, плодородие

Методика определения оптимальной государственной поддержки СХП норма< нормы> нормы 1)мясо 2)рыба 3)Молоко 4)Зерно 5)Яйцо 6)Шерсть 7)карт. 8)овощи 2, Обоснование целевой направленности государственных воздействий 3, Выбор типа модели Сокращения Стабилизации Роста 4,Анализ СХП, выявление лимитирующих факторов Ценовые диспропорции Снижение поголовья скота 5.Выбор типа, вида меры господдержки Входные внутренние выходные 6.Расчет объемов господдержки Сокращения Стабилизации Роста 1. Внешняя паритетность Vгс= К*(Ср*П-Ср)*Qф 2.Внутренняя паритетность Vгс=Кi*Н*Qi 3.Обеспечение безубыточности Vгс= К*(Сп-Ср)*Qн 4.Обеспечение роста Vгс= К*(Сп-Ср)*Qн 5.Спец.режим – возрождения, реорга59низации 1.Удовлетворение потребностей

Первоочередные меры государственного регулирования сельского хозяйства Обеспечение развития отрасли животноводства (повышение рентабельности мяса - дотации) Разработка и реализация программы социального развития села, в том числе малых сел Усиление мотивации работы и жизни в сельской местности, в т.ч. экстренное повышение уровня оплаты труда в сельском хозяйстве до среднеобластного уровня Изменение механизмов господдержки с введением поддержки слабых хозяйств и территорий Ежегодное представление государством параметров совокупного спроса и цен на продукцию сельского хозяйства. Регулирование продовольственного баланса.