28.01.2014 Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях». П. А. Столыпин.
Advertisements

Подготовила ученица 8 класса Кузина Татьяна. Основными целями реформы Столыпина были следующие: переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян.
Реформы П. А. Столыпина «Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях». П. А.
Урок подготовил и провёл Елфимов С.А. учитель истории и обществознания МОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области «Крепкий личный собственник.
Тема Экономические реформы П.А.Столыпина. Почему Столыпину не удалось довести до конца свои реформы? Проблема урока.
Урок истории в 11 классе Выполнила учитель истории МБОУ «Надеждинская СОШ» Кузнецова Оксана Александровна.
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: Экономические реформы
9 января «Кровавое воскресенье» власть лавирует 6 августа «Булыгинская дума» май 1905 – первый Совет рабочих депутатов Ход революции октябрь - всероссийская.
11 класс * - Познакомиться с целями, содержанием и значением реформ П.А.Столыпина. * - Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано.
ТЕМА 4.Реформы П.А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
Реформы П.А. Столыпина
Столыпинская аграрная реформа ( ) Выполнила:Крюгер Д.С. Ученица 9 класса МБОУ «Чернореченская СОШ»
Урок на конкурс «По страницам истории» Подготовила Усанина Мария Михайловна учитель истории и обществознания МБОУ « СОШ 2» г.Абакана Республики Хакасии.
Деятельность П.А. Столыпина 9 июля 1906 года – назначение П.А. Столыпина министром внутренних дел.
П. А. Столыпин – палач или великий реформатор ?. П. А. Столыпин «Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его.
Столыпинская программа модернизации России. Презентацию подготовила учитель Презентацию подготовила учитель истории МОУ СОШ 6 г.Сердобска истории МОУ СОШ.
Каковы причины первой русской революции гг.? Какие нерешённые задачи стояли перед российскими властями к 1907 г.? Каким образом, на ваш взгляд,
…злой демон Российской империи или локомотив истории?
Реформы Столыпина:»тихая революция» История России XX век.
© Автор : Сидорова Т. А., учитель истории МОУ Средне - Лопатинской СОШ, Верхнедонской район, х. Казанская Лопатина.
Транксрипт:

Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина.

Как называется процесс создания крупного промышленного производства во всех отраслях экономики?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Кто возглавлял делегацию России в Портсмуте?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ Как называется политическое или экономическое преобразование?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА Как называется коренной переворот в социально- экономической структуре общества?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ Как назывались представители одной из крупных политических партий России начала ХХ века?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ ЭСЕРЫ Как называется высшее государственное законодательное собрание?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ ЭСЕРЫ ПАРЛАМЕНТ Как называется сторонник общественно- политического течения, отстаивающего принципы гражданских,политических и экономических свобод?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ ЭСЕРЫ ПАРЛАМЕНТ ЛИБЕРАЛ Что подписал Николай II 17 октября 1905г. ?

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ВИТТЕ РЕФОРМА РЕВОЛЮЦИЯ ЭСЕРЫ ПАРЛАМЕНТ ЛИБЕРАЛ МАНИФЕСТ

Проект «Имя России» 2008 г. Итоги голосования: П.А. Столыпин – 2 место, после Александра Невского.

Реформы П. А. Столыпина «Крепкий личный собственник нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях». П. А. Столыпин Личность Петра Аркадьевича Столыпина, появившегося на свет 153 лет назад, 14 апреля 1862 года, никогда не была однозначной. В период жестоких социальных потрясений начала ХХ века он то и дело шел по лезвию бритвы, постоянно рискуя не только своей жизнью, но и теми, кто был ему ближе всех на свете. Оправдан ли был этот риск? Кем он был при жизни: злым демоном Российской империи или локомотивом истории? Нужны ли были те драконовские методы, к которым он прибегал, и что сделало его таким жестким? Вопросы, вопросы…

Понятия: 1.Отруб 2.Хутор Даты и события: гг. П. А. Столыпин во главе Совета министров, Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи, указ от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность.

6 марта 1907 года, П. А. Столыпин выступил перед II Государственной Думой с изложением правительственной программы реформ. Предполагалось провести преобразования в: 1.Аграрной сфере 2.Сфере прав и свобод совести(переход из одного вероисповедания в другое, закон о старообрядческих общинах и др. ). 1.Реформы в правовой сфере (были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности 2.Административная реформа (введение волостного земства) 3.Рабочая реформа (профессионального союза и государственного страхования) 4.Реформа образования (всеобщее начальное образование) 5.Военная реформа

Введение военно-полевых судов по делам о терроре и вооруженном грабеже, предусматривавших упрощенную форму судопроизводства. Дела рассматривались в течение двух дней при закрытых дверях, приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов. Во многих районах страны вводилось «военное» или «особое» положение, усилились высылки без суда и следствия. Репрессивный этап Было казнено 3825 человек, а 26 тыс. человек отправлены на каторгу (для сравнения: эсеры в ходе террора убили 4126 человек; целью покушений было от силы два десятка чиновников, остальные были убиты случайно, в ходе этих покушений). Была предпринята попытка урезать автономию университетов. В гг. было закрыто 500 профсоюзов, а в оставшихся резко сократилось число членов. Было запрещено 978 газет и журналов. главным инструментом проведения реформы стали кнут, штык и виселица(«столыпинские галстуки»).

Важнейшей составной частью столыпинского проекта должна была стать административная реформа. Цель: желание покончить с существующим статусом крестьянина и превратить его в полноправную личность. Для этого необходимо было все крестьянские сословные учреждения, такие как крестьянская «волость» и волостной суд, заменить общими, т. е. внесословными, органами управления. Желаемое и действительное…. Правительство понимало, что успехи экономического развития страны зависят от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще в начале 1900-х гг., под давлением земской общественности, Министерство просвещения приступило к разработке закона о введении всеобщего начального образования. Главным было то, что проект отвечал его основному замыслу дать возможность крестьянам-собственникам и их детям повысить свой культурный и образовательный уровень.

Основной целью своих реформ П. А. Столыпин считал создание «великой России». Этот программный лозунг подразумевал, помимо всего прочего, сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны национальными окраинами во время революции. Таким образом, политика, проводимая П. А. Столыпиным, усиливала процесс буржуазной трансформации социальной структуры российского общества с перспективой укрепления основ правового государства и гражданского общества. Задуманная им ломка патриархальных установок русского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения требовали значительного времени, это понимал и сам реформатор.

Не запугаете! Чрезвычайные меры, если они становятся длительными, теряют свою силу и неблагоприятно могут отразиться на народе, нравы которого должны воспитываться законом. Россия сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России. Похороните меня там, где меня убьют. Цитаты

Россия оставалась по преимуществу аграрной страной, где подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Главными статьями экспорта являлись предметы земледелия. Около трети сельскохозяйственной продукции производилось в крупных аграрных хозяйствах. В крестьянско-общинном землепользовании преобладали рутинные агротехнические приемы и архаичные сельскохозяйственные орудия. Продуктивность подобного производства была чрезвычайно низка, хотя крестьянские хозяйства и поставляли большую часть товарного зерна. Содержание

Аграрная реформа П.А. Столыпина Основными целями реформы Столыпина были следующие: развитие капиталистических отношений в деревне, разрушение общины, передача крестьянам земли в частную собственность, создание хуторских и фермерских хозяйств; образование широкого рынка для промышленности; переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины. создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина ;

Принятие указа 9 ноября 1906г о переходе наделов на частную собственность Ликвидация чересполосицы Создание хуторов и отрубов Разрушение общины Создание крестьянского банка в 1912 году Массовое переселение, в котором основную массу переселенцев на восток составили до этого безземельные или малоземельные русские крестьяне-бедняки, но также и украинцы, белорусы, татары и даже эстонцы и поляки Основные мероприятия:

Реформа осуществлялась по трем направлениям : 1.разрушение общины, 2.закрепление земли в частную собственность крестьян, 3.их полное уравнение с другими сословиями; 1.помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупка казенных или дворянских земель; 2.создание хуторов и отрубов; 3.возникновение фермерского высокопроизводительного, свободного хозяйства; 1.переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток).

Меры по разрушению общины: Земля была предана крестьянам землю в частную собственность, которую они могли передавать по наследству. Крестьянин мог потребовать свести все участки в единый отруб. Крестьянин мог выселиться за пределы деревни на отведенную ему землю и основать хутор, который Столыпин считал идеальной формой землевладения

Всего на надельных землях было образовано полтора миллиона обособленных участковых хозяйств около 300 тысяч хуторов и 1,2 миллиона отрубов. Число выходцев из общин было особенно велико в новороссийских губерниях (до 60 процентов), на территории правобережной Украины (до половины) и в ряде центральных губерний: Самарской (49 процентов), Курской (44 процента), Орловской (39 процентов), Московской (31 процент), Саратовской (28 процентов)

Главным государственным актом реформы стал указ от 9 ноября 1906 года, разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность. Поскольку Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи, то теперь крестьянин мог выйти из общины с землей бесплатно. Отвод земельных участков выходцам из общин производился на следующих условиях. 1. Крестьянин мог получить свои полевые участки в том же виде, в каком ими пользовался, т. е. 5–10–15 полос и более (иногда до 100). В этом случае он пользовался пастбищами, лесами, сенокосами и водопоями вместе с общинниками. 2. Крестьянин мог с согласия общины свести все эти полосы в один отруб, т. е. в один участок. Иногда к отрубу добавляли количество земли, равное его доли в сенокосных пастбищных угодьях. 3. Крестьянин мог с согласия общины получить хутор, который включал полный отруб с добавлением к нему усадебного участка и переноса туда дома и построек, тогда как в первых двух случаях усадьба оставалась в деревне. Отвод участков «выделенцам» назывался укреплением земли в личную собственность, а сами выделившиеся крестьяне «укрепленцами». 4. Вместо земельного участка общество могло предложить выходящему из общины крестьянину за причитавшуюся ему землю деньги по ее рыночной стоимости. Детали… уточнения…

В первом случае нужно было получить разрешение простого большинства сельского схода, а во втором и третьем случаях согласие двух третей крестьянского схода. За выходившими из общины укреплялись земельные участки, находившиеся в их пользовании со времени последнего передела. Если же выходившие из общины располагали излишками, появившимися в силу изменения численности и состава семьи, то за них вносилась плата, определявшаяся средними выкупными платежами сорокалетней давности. В течение месяца со дня подачи заявления «выделенца» о выходе общество должно было составить «приговор» с описанием укрепляемых участков. Если общество по каким-либо причинам отказывалось это сделать, «выдел» оформлялся постановлением земского начальника и утверждался уездным съездом земских начальников. Если в течение 30 дней не поступало отказа в регистрации с объяснением причин (отказ можно было обжаловать в суде), то считалось, что просьба «выделенца» удовлетворена.

Реформа, безусловно, была выгодна богатым крестьянам, которые имели деньги, чтобы создать крупное хуторское хозяйство. Большинство же крестьян не видело очевидных выгод от реформы. Даже помощь Крестьянского банка, который давал большую ссуду на приобретение земли, не выравнивала положение. Крестьянин, взявший ссуду, зачастую разорялся и терял землю. Все же за период с 1907 по 1914 г. вышло из общины и взяло землю 26% крестьянских дворов, т. е. более четверти общинников. На отруба и хутора вышли 10,5% дворов, а 11,7% крестьян продали землю и ушли в город. Крестьяне не хотели брать землю в частную собственность по следующим причинам: Община была мощным средством социальной защиты; большинство крестьян не умело хозяйствовать единолично на свой страх и риск; разрушался патриархальный уклад жизни крестьян.

В задачу переселенческого управления, входило разрешение вопроса перенаселенности центральных губерний России. Основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Правительство всячески поощряло заселение данных регионов. были устранены все препятствия и создан серьезный стимул для переселения в осваиваемые районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по сравнению с периодом гг. Проезд был бесплатным, специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти с собой скот и имущество.

Результаты реформы Прочитайте текст учебника (стр. 49) и ответьте на вопрос: Каковы результаты реформы? Ответ оформите в виде таблицы. ПоложительныечертыНедостатки

Результаты: с 1907 по 1914г. из общины вышло 26% крестьян; из них 10,5% - на хутора и отруба; 11,7% - продали землю и ушли в город. Основная масса не хотела брать землю в частную собственность. Причины: - община брала на себя заботу о каждом общиннике; - большинство крестьян не умело хозяйствовать самостоятельно, на свой страх и риск; - разрушался привычный для крестьян патриархальный уклад жизни.

Итоги. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными орудиями. Около 500 тысяч переселенцев вернулись на прежнее место жительства из более, чем 3,5 млн. чел Столыпинская реформа положила начало частной собственности на землю у огромной массы крестьян. Приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок рабочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли. В целом реформа способствовала развитию капитализма в России. Реформа не решила основных противоречий в деревне.

Контроль знаний. Какой видный государственный деятель проводил переселенческую политику в годах? 1.Плеве П.А. 2.Святополк-Мирский П.Д. 3.Столыпин П.А. 4.Витте С.Ю.

Когда начал проводить реформы П.А. Столыпин? 1)в 1906г. 2) в. 1907г. 3) в 1908г.

Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина? 1) выход крестьян из общины с землей 2) переселение крестьян на новые земли за Урал 3) выделение крестьянам части помещичьих земель 4) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50

Какие слои крестьян активно выходили из общины? 1)зажиточные 2) бедные 3)бедные и зажиточные

Каковы итоги аграрной реформы Столыпина? 1) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне 2) начался процесс социального расслоения крестьянства 3) сгладились главные социальные проблемы в деревне

Дайте определение понятию «хутор»: 1) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек 2) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из об­щины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в де­ревне 3) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

К положениям аграрной реформы П.А. Столыпина не относятся: 1) выход крестьян из общины; 2) замена общинного землепользования частным землевладением; 3) частный передел помещичьих земель.

Переселенческая политика в ходе аграрной реформы предполагала: 1) выезд российского крестьянства в ближневосточные страны; 2) переселение крестьян из Сибири в Европейскую часть страны; 3) переселение крестьян из центра на окраины страны.

Основными территориями переселения были: 1) Украина, Белоруссия; 2) Крым и Бессарабия; 3) Сибирь и Дальний Восток.

Фраза «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» принадлежит: 1) Николаю II; 2) П.А. Столыпину; 3) М.В. Родзянко.

Найдите лишнюю среди причин незавершенности столыпинской реформы: 1) низкая экономическая активность значительной части крестьянства; 2) незначительные временные сроки; 3) усиление роли помещичьего хозяйства.

Найдите верное утверждение: 1) целью аграрной реформы было усиление общины; 2) целью аграрной реформы было уравнительное землепользование крестьян; 3) целью аграрной реформы было создание индивидуальных крестьянских хозяйств.

Целью переселенческой политики является: 1) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель; 2) развитие общинного землевладение на окраинах империи; 3) обмен опытом ведения хозяйства.

Найдите лишний среди последствий реформы: 1) ускорение процесса расслоение крестьян; 2) снятие ограничения для развития капитализма в деревне; 3) экономические отношения с другими государствами прекратились.

Чрезвычайны е меры для успокоения страны. Аграрная реформа. Другие реформы Столыпина Введение в некоторых районах страны чрезвычайног о положения и военно- полевых судов. 1. Разрушение крестьянской общины. 2. Создание единоличных крестьянских хозяйств - отрубов и хуторов на подобие фермерских. 3. Переселение малоземельных крестьян за Урал в Сибирь. 1. Законопроекты о введении свободы вероисповедания, гражданского равноправия. 2. Реформа об улучшении быта рабочих. 3. Реформа местного самоуправления. 4. Реформы высшей и средней школы. Введение всеобщего начального обучения и улучшение материального обеспечения народных учителей. 5. Реформа о подоходном налоге. 6. Полицейская реформа. 9 июля 1906 года – назначение П.А. Столыпина министром внутренних дел. Реформы П.А. Столыпина: