Поезд в Будущее. Станция назначения ЖИЗНЬ Что мы знаем о профилактике ПАВ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Advertisements

Родителям о наркотиках. Наркотики легальные: транквилизаторы барбитураты(люминал) табак алкоголь нелегальные: марихуана(конопля) производные опия кокаин.
Профилактика аддиктивного поведения, правовые и этические аспекты О.Ю.Камакина, к.пс.н., зам.директора МОУ ГЦПМСС, ст.преподаватель ЦССиУЗ.
Об организации работы по профилактике потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Г.
Родительское собрание. Уважаемые родители! Здоровье ребёнка – самое большое счастье для родителей! Но, к сожалению, всё больше и больше подростков начинают.
– неестественно расширенные или суженные зрачки ; – покрасневшие или мутные глаза, замедленная невнятная речь ; – состояние опьянения без запаха алкоголя.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 51 имени Б.В. Капустина Кировского района города Ростова-на-Дону.
Северное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
ТРОПИНКА, ВЕДУЩАЯ К БЕЗДНЕ… МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» 2011г.
О результатах работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях края в 2009 году и задачах на предстоящий период Свиридова Елена Анатольевна.
Государственная антинаркотическая политика Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
Психологическая Служба ГОУ СОШ 581 Цели, задачи работы.
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
Учитывать возрастные особенности детей. Создать условия для формирования здорового образа жизни. Совершенствовать формы работы педагогов по формированию.
убеждение детей в необходимости отказаться от употребления алкогольных напитков на весь период формирования организма до взрослого состояния и рождения.
Транксрипт:

Поезд в Будущее. Станция назначения ЖИЗНЬ Что мы знаем о профилактике ПАВ?

Цели проведения тестирования учащихся на выявление потребителей наркотических веществ Получение данных о распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся учреждений профессионального образования Московской области Получение данных о распространенности потребления наркотических веществ среди учащихся учреждений профессионального образования Московской области Определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения работы по вторичной профилактике Определение групп учащихся или образовательного учреждения в целом для проведения работы по вторичной профилактике Повышение мотивации у учащихся, потребляющих наркотические вещества, на необходимость прохождения лечения у специалистов психиатров-наркологов Повышение мотивации у учащихся, потребляющих наркотические вещества, на необходимость прохождения лечения у специалистов психиатров-наркологов

Результаты тестирования учащихся учреждений профессионального образования в 2005 – 2008 годах 2005г.2006г.2007г.2008г. Протестировано учащихся 7,5тыс 38,5ты с 25,4тыс 34,8 тыс Тест отрицательный 81%94,5%96,4%95,35 Тест положительный 1,2%4,7%3,3%3,7% Отказ от тестирования 10%6.7%нет1%

Структура наркологической зависимости по результатам тестирования 69,4% 4,4% 20,3% 3,3% 2,5% 0,1% марихуана

Профилактика злоупотребления ПАВ Профилактика злоупотребления ПАВ - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ. Закон Московской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области», утвержденный Постановлением МОД 22/121 – п от г. - это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ. Закон Московской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области», утвержденный Постановлением МОД 22/121 – п от г. Цель профилактики - повышение качества жизни. Качество жизни определяется содержанием понятия «здоровье». ВОЗ определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия Цель профилактики - повышение качества жизни. Качество жизни определяется содержанием понятия «здоровье». ВОЗ определяет здоровье как гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия

Цели профилактики Осознать систему ценностей и пути их достижения Изменить поведение на более нормативное Развить навыки: Преодолевающего поведения; -социально- поддерживающего поведения.

Профилактические программы должны усиливать защитные факторы и снижать факторы риска употребления ПАВ. Профилактические программы должны усиливать защитные факторы и снижать факторы риска употребления ПАВ. Профилактические программы должны быть направлены против всех форм употребления ПАВ, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и ингалянтов. Профилактические программы должны быть направлены против всех форм употребления ПАВ, включая употребление табака, алкоголя, марихуаны и ингалянтов.

Принципы профилактической работы Долгосрочность и непрерывность; Долгосрочность и непрерывность; Адресность; Адресность; Профессионализм и своевременность; Профессионализм и своевременность; Доступность; Доступность; Последовательность. Последовательность.

Ожидаемые результаты Уменьшение вероятности употребления ПАВ; Уменьшение вероятности употребления ПАВ; Увеличение среднего возраста начала употребления; Увеличение среднего возраста начала употребления; Развитие навыков жизнестойкости. Развитие навыков жизнестойкости.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ По целевой группе (виды) Вторичная Третичная Первичная По содержанию деятельности (типы) Общесоциальная Специфическая По «точке приложения» усилий (уровни) Личностный Семейный Социальный

Виды профилактики: Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления ПАВ среди здоровых людей. Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления ПАВ среди здоровых людей. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с людьми группы риска. Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с людьми группы риска. Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми с целью профилактики рецидива заболевания. Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на работу с химически зависимыми с целью профилактики рецидива заболевания.

Типы профилактики 1. Общесоциальная (неспецифическая) профилактика – это сфера деятельности, которая не затрагивает непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияет на нее косвенно - через административные механизмы, педагогическими средствами. Например, к мероприятиям такого характера можно отнести благоустройство подъездов домов (установку замков, изоляцию подвалов и чердаков), что затрудняет доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу профилактики можно отнести мероприятия по организации досуга детей и подростков (работа молодежных досуговых центров, спортивные соревнования и т.д.). - создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость подростков в свободное время. 1. Общесоциальная (неспецифическая) профилактика – это сфера деятельности, которая не затрагивает непосредственно проблему употребления наркотиков, а влияет на нее косвенно - через административные механизмы, педагогическими средствами. Например, к мероприятиям такого характера можно отнести благоустройство подъездов домов (установку замков, изоляцию подвалов и чердаков), что затрудняет доступ к потенциальным местам употребления наркотиков. К этому же типу профилактики можно отнести мероприятия по организации досуга детей и подростков (работа молодежных досуговых центров, спортивные соревнования и т.д.). - создается альтернатива приему наркотиков, организуется занятость подростков в свободное время.

Типы профилактики 2. Специфическая профилактика - мероприятия и программы, которые влияют на проблемы злоупотребления ПАВ и их медицинские и социальные последствия. К таким программам относятся, например, психологические тренинги, уроки психологии, тематические занятия для подростков, выпуск специализированной литературы, психотерапевтические группы, программы снижения вреда, программы реабилитации.

Уровни профилактики: Социальный - способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях. Социальный - способствует изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям. Это помогает создать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях. Семейный - предполагает влияние на семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого человека к наркотикам. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе. Семейный - предполагает влияние на семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на вероятность приобщения молодого человека к наркотикам. Например, сюда относятся тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе. Личностный - на этом уровне воздействие сфокусировано на формирование тех качеств личности, которые способствуют повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста. Личностный - на этом уровне воздействие сфокусировано на формирование тех качеств личности, которые способствуют повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на личном уровне можно отнести консультирование, лечение, тренинги личностного роста.

Межведомственное взаимодействие в социальной профилактике Учреждения системы образования; Учреждения системы образования; Учреждения системы здравоохранения; Учреждения системы здравоохранения; Учреждения социальной защиты; Учреждения социальной защиты; Учреждения спорта; Учреждения спорта; Учреждения культуры; Учреждения культуры; Правоохранительные органы; Правоохранительные органы; Общественные организации; Общественные организации; СМИ; СМИ; Церковь; Церковь; Семья; Семья; Финансовая поддержка. Финансовая поддержка.

ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПАВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 1.Профилактическая работа с родителями: 1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь в установлении контактов со специалистами и др.)

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми 2.1. Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ Разработка и внедрение обучающих программ- тренингов активной психологической защиты Разработка и внедрение общешкольных(училищных) антинаркотических мероприятий Формирование волонтерских групп.

3. Организационно – методическая антинаркотическая профилактическая работа в образоватнльном учреждении 3.1. Организация внутриучилищного наркопоста при медицинском кабинете Организация внутриучилищных обучающих семинаров Организация взаимодействия между образовательным учреждением и комиссией по делам несовершеннолетних, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения, группами родительского актива Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ Жизнестойкость - это ресурс, которым обладает каждый человек, сила, помогающая человеку быть гибким в переменчивых обстоятельствах жизни, при этом сохраняя свою внутреннюю суть. Развивая качества жизнестойкости у детей и подростков мы повышает их способность к самостоятельной, взрослой жизни и делаем ненужными такие пути ухода от проблем и невзгод, как наркотики и алкоголь. Жизнестойкость - это ресурс, которым обладает каждый человек, сила, помогающая человеку быть гибким в переменчивых обстоятельствах жизни, при этом сохраняя свою внутреннюю суть. Развивая качества жизнестойкости у детей и подростков мы повышает их способность к самостоятельной, взрослой жизни и делаем ненужными такие пути ухода от проблем и невзгод, как наркотики и алкоголь.

Процесс развития жизнестойкости происходит, когда мы помогаем формированию у ребенка определенных жизненных умений и навыков. Этот процесс неразрывно связан с установлением взаимоотношений ребенка и значимого другого в его жизни. Процесс развития жизнестойкости происходит, когда мы помогаем формированию у ребенка определенных жизненных умений и навыков. Этот процесс неразрывно связан с установлением взаимоотношений ребенка и значимого другого в его жизни.

Советы педагогам: Учите детей быть вежливыми и учтивыми. Учите детей быть вежливыми и учтивыми. Будьте оптимистичным и заботливым лидером /советчиком/помощником. Будьте оптимистичным и заботливым лидером /советчиком/помощником. Как можно больше помогайте наиболее уязвимым детям. Как можно больше помогайте наиболее уязвимым детям. Уделяйте внимание не только слабостям, недостаткам и факторам риска, но и защитным факторам, способностям и достоинствам детей. Уделяйте внимание не только слабостям, недостаткам и факторам риска, но и защитным факторам, способностям и достоинствам детей. Объясняйте детям, что вам не безразлично, чем они занимаются после того, как уходят из вашего класса или школы. Объясняйте детям, что вам не безразлично, чем они занимаются после того, как уходят из вашего класса или школы. Избегайте говорить о детях, как принадлежащих к группе риска, всегда говорите о них как о детях принадлежащих к «среде с повышенной степенью риска» Избегайте говорить о детях, как принадлежащих к группе риска, всегда говорите о них как о детях принадлежащих к «среде с повышенной степенью риска» Поощряйте в детях стремление к сотрудничеству. Поощряйте в детях стремление к сотрудничеству.

Признаки и симптомы употребления ПАВ Физиологические признаки: Бледность или покраснение кожи; Бледность или покраснение кожи; Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза; Несвязная, замедленна или ускоренная речь; Несвязная, замедленна или ускоренная речь; Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; Хронический кашель; Хронический кашель; Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); Резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта; Резкие скачки артериального давления; расстройство желудочно-кишечного тракта; Нарушение режима сна-бодрствования. Нарушение режима сна-бодрствования.

Поведенческие признаки: Беспричинное возбуждение или вялость; Беспричинное возбуждение или вялость; Повышение или понижение работоспособности, повышенная утомляемость; Повышение или понижение работоспособности, повышенная утомляемость; Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном; Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам, снижение успеваемости; Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам, снижение успеваемости; Бессонница или сонливость; Бессонница или сонливость; Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения; Избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; Избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки; Постоянные просьбы дать денег; Постоянные просьбы дать денег; Пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео и аудиотехники; Пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео и аудиотехники; Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры; Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными; Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными; Частое вранье, изворотливость, лживость; Частое вранье, изворотливость, лживость; Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы; Неопрятность внешнего вида; Неопрятность внешнего вида; Склонность к прослушиванию специфической музыки; Склонность к прослушиванию специфической музыки; Проведение большей части времени в компании асоциального типа. Проведение большей части времени в компании асоциального типа.

Очевидные признаки Следы от уколов, порезы, синяки; Следы от уколов, порезы, синяки; Бумажки, денежные купюры, свернутые в трубочки; Бумажки, денежные купюры, свернутые в трубочки; Закопченные ложки; Закопченные ложки; Капсулы, пузырьки, жестяные банки; Капсулы, пузырьки, жестяные банки; Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия; Папиросы в пачках из-под сигарет. Папиросы в пачках из-под сигарет.

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде утверждена приказом Минобразования России от г 619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от г. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде утверждена приказом Минобразования России от г 619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от г.

Главная цель Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: - позитивное развитие личности ребенка и подростка; - позитивное развитие личности ребенка и подростка; - пропаганда факторов здорового образа жизни; - пропаганда факторов здорового образа жизни; - помощь родителям по вопросам профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних; - помощь родителям по вопросам профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних; - формирование у детей и подростков активной жизненной позиции; - формирование у детей и подростков активной жизненной позиции; - снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; - снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру; - снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи. - снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

Образовательные и культурно-просветительские программы профилактической направленности «Все цвета, кроме черного»: Авторы: М.М. Безруких, д.п.н., директор Института возрастной физиологии РАО, и другие. Программа нацелена на формирование у детей начальных классов навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющий предупредить такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Всего 32 муниципальных образований (44% районов). 44% 56% Все цвета, кроме черного Другие

Образовательные и культурно- просветительские программы профилактической направленности «Мой выбор» Авторы: Тростанецкая Г.Н., д.п.н., президент Ассоциации социальной помощи детям, Гериш А.А., к.м.н., консультант Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России Всего 18 муниципальных образований (25% районов). Другие Мой выбор 75% 25%

Образовательные и культурно-просветительские программы профилактической направленности «Разговор о правильном питании» разработана Институтом возрастной физиологии РАО при информационной поддержке компании Нестле – мировом лидере в производстве продуктов питания. Всего 33 муниципальных образований (45.8% районов). Другие Разговор о правильном питании 55.2% 45.8%

Образовательные и культурно- просветительские программы профилактической направленности «Твое здоровье» Авторы: д.м.н., профессор Г.А.Потемкин и другие (реализуется с сентября 2006 года в качестве пилотного проекта в 15 учреждениях начального профессионального образования) Всего 11 муниципальных образований (21.2% районов). Твое здоровье Другие 78.8% 21.2%