Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». К ЕГЭ по литературе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из древнерусской литературы Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Advertisements

Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности»
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. В каком веке было создано «Слово о полку Игореве»? ПРОВЕРЬ ОТВЕТ 12 в.
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Главные персонажи «Слова о полку Игореве» Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская СОШ» Павловского.
«Слово о полку Игореве» Система уроков литературы в 9 классе Система уроков литературы в 9 классе.
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История создания, сюжет, композизия,проблематика, система образов произведения.
Проверочное тестирование по произведению «Слово о полку Игореве»
( ). Идея необходимости объединения удельных княжеств вокруг Киева перед угрозой нашествия степняков на «землю Русскую». Этой идее подчинено.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Паршина Елена Александровна Учитель русского языка и литературы.
«Слово о полку Игореве » Великий памятник древнерусской литературы.
Когда и как начиналась русская литература? Какие произведения древнерусской литературы вы помните? Известны ли имена их авторов? Какие жанры древнерусской.
«Слово о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря на половцев в 1185 году.
Историческая основа. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве». Познакомиться с исторической основой «Слова о полку Игореве», особенностями композиции.
Венгренюк Ольга Ивановна МКОУ СОШ п. Орлецы Кировской области Нагорского района.
Композиция «Слова…»: принцип триад. Часть первая: поход Игорева войска МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ «Слово…» вместило в себя не только весь двенадцатый век, но и всю домонгольскую Русь… Е.Осетров Дуброва Анна Михайловна Учитель русского.
Транксрипт:

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». К ЕГЭ по литературе.

Какой художественный приём использовал Автор в приведённом фрагменте: «Засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков…»? Метафора, олицетворение Укажите название стилистического приёма, заключающегося в повторении согласных звуков, которым автор пользуется для усиления выразительности рассказа о битве? Аллитерация Как называется образное определение предмета, связанное с традициями УНТ и используемое Автором в «Слове..»: злат стремень, чистому полю? Постоянный эпитет

…храбрые воины Рюрика и Давыда «рыкают, аки раненые туры». Какое средство художественной выразительности используется? Сравнение Как называется художественный приём, которым Автор пользуется для создания образов русских князей : «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». гипербола

Укажите время создания «Слова…» Какое историческое событие лежит в основе сюжета? поход Игоря на половцев Образ какого певца-поэта рисует Автор во вступлении? Боян Какое явление наблюдают Игорь и дружина, выступившие в поход? Солнечное затмение

Чем окончился первый бой русских с половцами? Победой Кто из героев произведения «мутен сон виде в Киеве на горах»? Святослав К какому жанру, тесно связанному с УНТ, восходит приведённый фрагмент :Солнце светится на небесе - Игорь князь в Руской земли. Девици поют на Дунаи, вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к святей богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели. Певше песнь старым князем, а потом молодым пети. Слава Игорю Святославличю буй-туру Всеволоду Владимиру Игоревичу! Здрави князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя полки. Князем слава а дружине! Аминь. прославление

Какой художественный троп использует Автор в данном фрагменте: А не сорокы втроскоташа - на следу Игореве ездит Гзак с Кончаком. Отрицательное сравнение Назовите художественный приём, основанный на уподоблении одних предметов другим, который использует Автор в данном фрагменте: Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил…? Сравнение Под каким названием известен лирический фрагмент, включённый Автором в эпическое повествование о походе Игоря? Плач Ярославны

Задания С Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова…» Общепринятого определения жанра С. пока нет. Сам автор в заглавии называет свое сочинение "словом" а далее именует его также песнью и повестью. И действительно, в тексте С. мы слышим то песню-славу курянам, созданную от лица Бояна в традициях дружинной поэзии,то плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных женских плачей, то "слово" - страстную речь оратора, обращающегося к князьям, то горестное и глубоко лирическое повествование о походе Игоря. Используя традиции разных жанров автор С. создает лиро-эпическое произведение, поэму в которой по законам этого жанра сюжетное повествование ведется через восприятие и непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических отступлениях и эмоциональных восклицаниях-рефренах.Бояна Композиция "Слова..." строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее идее объединения Руси. Композиционно «Слово..»делится на 3части: Вступление, в котором автор выбирает манеру повествования(«по былинам сего времени»). Основная часть(повествование о походе Игоря, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны). Заключение- образец «славы»- традиционно для эпического жанра древнерусской литературы. Итак, композиция Слова… строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

Образ Автора «Слова…» Пронзительную лирическую струю в систему образов и настроений «Слова» вносит в произведение образ автора живого, заинтересованного свидетеля драматических событий русской истории. Авторское присутствие, оценка изображаемых событий сопутствуют всему повествованию. Он сочувствует героям, осуждает их, предостерегает об опасностях, сравнивает прошлое с настоящим. Приемы ораторского искусства: обращения, восклицания, характеризуют автора как человека большой литературной культуры. Избрав жанр, он не только использовал все известные изобразительные средства ораторской прозы, но и выступил как новатор. Гениальный художник дополнил их средствами из устной народной поэзии.

В чём актуальность «Слова…» в наши дни? «Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художественное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.

Вся минувшая история человечества, с ее взлетами и падениями, трагедиями и мгновениями славы, дает ответ на вопрос : « Что произойдет с планетой Земля, если люди не будут находить компромиссов в решении задач безопасности?» и подтверждает глубинную мудрость, правильность «Золотого слова Святослава". Оно стало поистине универсальным правилом, законом бытия. XXI Реалии политики XXI века носят угрожающий характер. Человечество стоит перед лицом масштабных вызовов и угроз: военных,экологических, экономических и других. В чем же спасение от них? Из глубин веков к нам доносится страстный призыв наших предков: "Люди будьте единомысленны! Объединяйтесь! Спасение в солидарности, в единстве!"

Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»? Можно сказать, что жанр «Слова о полку Игореве» военная повесть, т.к. в ней можно выделить основные черты жанра: изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов, патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. центральный герой В. п. обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Однако описание деталей воинского снаряжения, тактических особенностей битвы и последствий неудачи составляет лишь внешнюю сюжетную канву произведения, но далеко не исчерпывает его содержания. черты такого жанра, как «воинская повесть» можно найти в произведениях В.Некрасова «В окопах Сталинграда», Э.Казакевича «Звезда», В.Богомолова «Иван»

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим? В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны? Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья. Святослав, узнав о походе Игоря и Всеволода, предчувствует беду. Сон оказывается вещим. чисто литературная функция предчувствий и пророчеств в литературных произведениях всегда и во все времена одна: усиливать драматическое напряжение повествования. Пушкин «Евгений Онегин»(сон Татьяны) Гончаров «Обломов» Чернышевский «Что делать?» Достоевский «Преступление и наказание» Булгаков «Белая гвардия»

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении? Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко. И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, коренным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженно­сти бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта никогда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа.

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события? Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведёт свои войска в поход, обречённый на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование. Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастные черты: прекрасные и наглые глаза. Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы? Лирические и героические мотивы в «Слове…» тесно переплетаются. В описании 2-го сражения Автор указывает на храбрость русских воинов(храбрые русичи преградили степь червлеными щитами) и тут же вводит лирическое описание природы, которая тоже оказывается участницей событий(Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит). Подвиг Всеволода(Яр-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными) сопровождается лирическим высказыванием(Что тому раны, братья, кто забыл и жизнь, и почести, и город Чернигов, отчий золотой стол, и милой своей красной Глебовны свычаи и обычаи!). «Слово»- это не просто рассказ о событиях, а попытка осмыслить эти события, дать им оценку, а потому лирические и героические мотивы часто соединяются в одно целое. Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опус­тошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны,... и многих других».

Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»? Общепринятого определения жанра С. пока нет. Сам автор в заглавии называет свое сочинение "словом" а далее именует его также песнью и повестью. И действительно, в тексте С. мы слышим то песню-славу курянам, созданную от лица Бояна в традициях дружинной поэзии,то плач-заклинание Ярославны, созданный по образцу народных женских плачей, то "слово" - страстную речь оратора, обращающегося к князьям, то горестное и глубоко лирическое повествование о походе Игоря. Используя традиции разных жанров автор С. создает лиро- эпическое произведение, поэму в которой по законам этого жанра сюжетное повествование ведется через восприятие и непосредственную оценку повествователя, звучащую в лирических отступлениях и эмоциональных восклицаниях-рефренах.Бояна

Как описания природы помогают Автору передать настроение сражения? это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе.Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение