УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ ДУХОБОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ХЛЕБОДАРНОЙ СОШ 18 Целинского района Мацегорова В.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История основания нашего села Воспитательное мероприятие для воспитанников детского сада и их родителей.
Advertisements

День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Разноцветный флаг России – Белый, синий, красный цвет Честь и правда в этом флаге, Кровь, пролитая в бою, Смелость, доблесть и отвага, Вера в Родину мою.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Выполнена ученицей 3 «Б» класса Игнатьевой Марией МОУ «ВСОШ 2» п.Вурнары Руководитель – Афанасьева Р.А.
«Церковь в церкви, республика в республике, мир в мире, называется тремя буквами – ДОМ. Если дома дела идут хорошо, то и везде они идут хорошо; если плохо,
«Хранимая Богом, родная земля!». Актуализация знаний учащихся о празднике «День народного единства»
Устный журнал Тематический классный час «Символы РОССИИ» Учитель истории МКОУ Красноярская СО составитель: Бавыкина Л.В.
Работу выполнил ученик 5 класса Кайль Алеша. В стародавние времена наша Родина называлась Русь. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Автор презентации: Какнаева Любовь Васильевна.
Автор : учитель биологии МБОУ СОШ 3 г. Абинск Черненченко Татьяна Анатольевна Урок 8 класс Тема : « Национальные костюмы народов населяющих Кубань »
4 ноября наша страна отмечает праздник - День народного единства. Установлен он по инициативе Межрелигиозного совета России. Этот день отдает дань памяти.
РОДНАЯ СТРАНА Степи, озёра, леса и поля – Всё это наша родная земля! Власова Л.Б. – учитель Старописьмянской СОШ, Лениногорский района, Республика Татарстан.
Выполнил Гераскин Степан, ученик 1 «Б» класса Руководитель Рак Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 151 Научно-практическая конференция.
Проект «История родного края» Выполнила: учитель начальных классов Кириллова Раиса Георгиевна МОУ «КСОШ 3» Ленинградская область, г. Кириши.
Бесспорно, язык является одним из великих творений человечества. Трудно себе представить, что стало бы с человеком, если бы язык перестал существовать?!
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
Патриотическое воспитание в сельской школе. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родителям, к родной речи начинается с малого –
Климова Ксения 4Б Руководитель : Савинкова С.А. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими.
МОУ СОШ 30 Воспитание патриотизма МОУ СОШ 30 Воспитание патриотизма Койнова С.В. Кузьмина З.И. Попкович И.А Сартисон Л.Х. Новоалтайск 2007.
Транксрипт:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ ДУХОБОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ХЛЕБОДАРНОЙ СОШ 18 Целинского района Мацегорова В.М.

у А.С Пушкина есть такие слова : Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории своих предков.

ЦЕЛИ : ЦЕЛИ : 1.Дать объективную научную информацию об истории возникновения развития духоборческой культуры, ее самобытный характер. 2.Обратить внимание уч-ся на причины влияния духоборческой культуры на население района. 3.Организовать работу уч-ся по сбору и сохранению всех элементов духоборческой истории культуры.

АННОТАЦИЯ: За последнее время возрос интерес людей к прошлому. На карте истории появляются новые имена, переосмысливаются многие события, даже даты, которые считались бесспорными, подвергаются сомнению. Как же разобраться в этой непростой науке истории? А не лучше ли начать с того, что нам ближе, понятнее, дороже. Попытаемся узнать наше историческое прошлое от тех, кто помнит и чтит его в традициях и образе жизни. Это наши прабабушки с их добрыми рассказами о том что было подумаешь каких-то лет назад. От них мы узнаем о духоборческом мировоззрении, об истории тех поколений,чья кровь душа и разум живут в вас. Необходимость воспитания школьников на национально-культурных традициях нашла одобрение в практике учителя истории Хлебодарной СОШ 18 Мацегоровой В.М. Учитель разработала программу:»История духоборческой культуры»

ПЛАН ПРОГРАММЫ ВЕРА ОТЦОВ «ЧИСТЫЙ РОДНИК ДОБРОТЫ И ВЕРЫ»

«Появление духоборчества» «Появление духоборчества» Распространение христианства ра Руси породило сопротивление народов, населяющих русские земли, проведение обрядов моление богу, от культурных обрядов до возникновение разного рода сект. Еще в 1363 году при Дмитрие Донском появились люди исповедующие христианскую веру, но отрицающие богослужение в церкви, поклонение иконам. Такие люди называли себя «людьми божьими»-иконоборцами. «Иконоборцы» внушали не признавать какую бы то ни было власть, как не богом данную и утверждали, что : «власть не для тех,кто засеменяется добродетелью к ближнему, а для удержания злых убийц, воров, пьяниц, ненавистников» «Иконоборцев» в насмешку стали называть «духоборцы», но впоследствии они посчитали, что духоборец соответствует их учению, и название христианской секты вошло в историю как духоборцы.Первые документальные сведения о духоборцах в России появились в 1733 году в доносе министру : «что они духоборцы чужие умы и сердца развращают»

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ДУХОБОРЦЕВ ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ДУХОБОРЦЕВ - ДУХ СИЛЫ - ДУХ МУДРОСТИ ДУХ ВОЛИ :

ДЕВИЗ ЖИЗНИ ДУХОБОРЦЕВ:

Гонение духоборцев Духоборцы преследовались с одной стороны Православной церковью, с другой государством и правительством. Правительство рассматривало духоборцев как вредное проявление вольнодумства. Царь Петр Первый предписывал строгие законы против людей, отступающих от православной церкви. При Екатерине Второй положение духоборцев не улучшилось: их стали посылать на строительство, на фортификационные сооружения в глухие необитаемые места далекого Севера. Один из указов царицы гласил: «Подсудимых, обвиненных в духоборческой ереси, ссылать, закованных в кандалы, без наказания в Екатеринбург навечно, к разработке рудников» В начале 19 века в России на престол вступил Александр !. Он был снисходителен к духоборцам. По его указу» Все. Кто принадлежит к духоборской вере должны быть возвращены из ссылок в родные места.

Духоборцы в годы правления Николая Николай принуждает духоборцев к принятию православной веры вплоть до отбирания у них детей. В1839 году по высочайшему указу все духоборцы с Молочных Вод были переселены в Закавказье. В Закавказье духоборцы переселялись четырьмя партиями с1841года по 1844 год. Таким образом закончилась эпоха духоборческой истории. Духоборцы собрались в одном месте- на Молочных Водах, на истребление в дикие высокогорные места Кавказа. Но и здесь не растерялись духоборцы. Через некоторое время Николай, проезжая это место, удивился.»Что за чудный, цветущий край!» Край этот обжили, обустроили наши трудяги духоборцы Продолжали заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом. Основой их жизни по прежнему, несмотря на все трудности и лишения, которые выпали на долю духоборцев, оставался девиз: ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ. Духоборцы во время своего проживания в районе Мокрых гор создали уникальное произведения «Мокрые горы»

МОКРЫЕ ГОРЫ О, Мокрые горы, о, Мокрые горы, Вы вечно укрыты в туман, Хоть видели вы и жестокость и горе, Но вам был неведом обман. Странников бедных вы встретили строго, С чужой Запорожской земли, Их много погибло, осталось немного, Но дух своих предков хранили они. О Мокрые горы, холодные горы, Еще холодней когда Родины нет, Разбрелись вы по свету мои духоборы За множество тяжких, скитальческих лет. Вы стали родными, о, Мокрые горы, Хотя и ветра, и метели весь год, Но вы приютили моих духоборов, Царизмом гонимый, наш русский народ. О, Мокрые горы, суровые годы На ваших отрогах прошли, Там люди во имя любви и свободы Орудья убийства сожгли. О. Мокрые горы. До боли родные. От боли и стали роднее, От крови в ладонях, в рубахах от соли От вечного братства людей.

Духоборцы в Сальских степях В 1921 году В.И ЛЕНИН разрешил духоборцам, оставшимся в Закавказье, поселиться в Сальских степях всем вместе. И вот, по разбитым Российским дорогам, груженные нехитрым скарбом долгой вереницей едут по дорогам фургоны. В них сидят женщины и дети, мужчины - кто на лошади, а кто пеший.Как перелетные птицы устремляются они на новое место, в надежде обрести, наконец, покой. Им ли, исконным земледельцам.трудолюбивым работникам кочевать? Сильные и горячие их руки без дела коченеют.Кто гонит их, какой рок вершит их судьбы ! Едва успевают прирасти к одной земле, как вынуждены искать другую. Хлеб остался на корню, брошено потом и трудом нажитое имущество, скот. Но в горе духоборцы не теряли человеческое достоинство: уходя, как к празднику накрыли столы белыми скатертями, поставили хлеб соль.

Духоборцы в Хлебодарном. В 1921 году первая партия духоборцев прибыла в наши края. Прежде всего начали рыть колодцы, т.к не было воды, потом построили землянки. Словом им пришлось уже в который раз обживать целинные места. Жили, как и везде, общиной. А с началом коллективизации вступили в колхоз, назвав его «Хлебодарное». Живут и сейчас на территории сел Хлебодарное и Хлеборобное. Веру свою сберегли, историю и культуру.

РЕМЕСЛО

Костюм Надо отметить, что вся одежда духоборцев изготовлялась вручную: женщины ткали холсты, пряли пряжу, шили, искусно вышивали. Старинный духоборский костюм необыкновенно красив, ярок. Состоит костюм женщины-духоборки из следующих элементов: -платок -«шапка» -рубаха -юбка -занавеска Давайте посмотрим на старинный костюм духоборочки: платок украшает изящная вышивка шелком, по краю расположены «махры» (бахрома). ак называемая «шапка» духоборок несет определенную символику: цветок посередине обозначает солнце, а две тесемки, отходящие от цветка – две дороги духоборцев (т.е. раскол). Занавеска – это фартук из самотканого сукна, украшенной яркой вышивкой. Занавеска надевалась поверх юбки, для защиты и для украшения.Юбки женщин шились из домотканого сукна очень ярких расцветок: «лазоревый» ( ярко-голубой), «куповрасный» ( цвета морской волны), малиновый – для праздников. А черные и коричневые цвета одежды использовались в повседневной жизни.

Красный угол духоборцев

Участница конкурса «Отечество»

Обряд поклонения

Духоборцы за Кавказом

Духоборцы сегодня

КОНТРОЛЬ 1.Основы учения духоборцев: А. -дух силы -дух мудрости -дух воли. В. -дух отца -дух сына -святой дух.

2.Первые упоминания о духоборцах появились: А-1345 г Б-1723 г В-1733 г 3.Девиз духоборцев: А-Труд и мирная жизнь Б-Один за всех и все за одного

4.Произведение духоборцев: А-Мокрые горы Б-Северный Кавказ 5.Руководитель духоборской общины: А-Петр Веригин Б-Савелий Капустин В-Михаил Войкин

Проверь себя: 1. А. 2. В 3. А 4. А 5. А

Домашняя работа Экспедиционное задание: Основное занятие духоборцев.