Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии и биологии Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Advertisements

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Отчет о методической работе Михайловой Л.И. учителя химии и биологии ГБОУ школа-интернат 28.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
1 Ключевой тезис – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности. Философия – нельзя научить, можно научиться. Цель – развитие.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Транксрипт:

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках химии и биологии Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж» Лейсле Мария Ивановна 2014 год

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важными целями является развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умения отстаивать свои права; высокого уровня культуры; готовности к сотрудничеству, способностей к созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

самостоятельно сть способность к самоорганизаци и умение отстаивать свои права готовность к сотрудничеству способность к созидательной деятельности умение вести диалог умение находить содержательные компромиссы толерантность и терпимость к чужому мнению

Особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология помогает образованию новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.

КОНСТРУИРУЕТ ПРОЦЕСС ИСХОДЯ ИЗ РЕАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ОТСЛЕЖИВАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ СВОЕГО РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Технология РКМЧП Развитие аналитического критического мышления Развитие базовых качеств личности Формирование нового стиля мышления

ВЫЗОВ ЧТЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕКСТА РЕФЛЕКСИЯ Технология РКМЧП представляет собой целостную систему. В основе 3-фазовая модель занятия

I Вызов Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого обучающегося; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. ПРИЕМЫ Составление списка известной информации Рассказ - предположение Перепутанные логические цепочки Верное, неверное утверждение Составление плана, схемы, кластера

Значение стадии вызова Вызов того, что обучающийся знает о данной теме Активизация обучаемого Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы

Прием Составление кластера Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия Овладев навыками графического изложения материала, студент открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний

Прием Составление кластера Кластер «Строение растительной и животной клеток» строение клетки растительн ая клетка животная клетка цитоплазма клеточная мембра на клеточный центр клеточная стенка вакуоли ядро пластид ы

Кластер «Генетический ряд кальция» Ca?? + О 2 +HCl CaCl 2 CaO

Кластер «Металлы» МЕТАЛЛЫ Строение Применение Химические свойства Физические свойства

изменчивость

Студенты, выбирая "верные утверждения" из предложенных преподавателем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к студентам установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим студентов оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Прием «верные» и «неверные утверждения»

Верные и неверные утверждения Тема «Оксиды» 1. Оксиды – это сложные вещества 2. Оксиды – это простые вещества 3. Оксиды состоят из 2-х атомов 4. Оксиды состоят из атомов 2-х химических элементов 5. Оксиды образуются при взаимодействии простых веществ металлов с кислородом 6. Все оксиды являются твердыми веществами 7. Оксиды образуются только при взаимодействии простых веществ с кислородом 8. Все вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, одним из которых является кислород являются оксидами.

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Толстые вопросыТонкие вопросы 1.В чем различие между половым и бесполым размножением? 2.Почему трудно исследовать наследственность человека? 3.Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий её содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? 1.Кто автор эволюционной теории? 2.Что является движущими силами эволюции? 3.Какие формы бесполого размножения вы знаете? 4.Из чего состоят все живые организмы?

II Чтение и осмысление текста Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. ПРИЕМЫ Система маркировки текста Таблица Чтение с остановками

Поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова Поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания Критический и сравнительный анализ и синтез осуществляются на этой стадии Значение смысловой стадии

Прием "Сводная таблица" Прием помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагается сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Прием "Сводная таблица"

Растительная клеткаЛинии сравненияЖивотная клетка поверхностный аппарат клетки, цитоплазма, ядро строение поверхностный аппарат клетки, цитоплазма, ядро передача наследственной информации химические процессы в цитоплазме химический состав строение мембран

Линии сравнения Название организма Среда обитания Адаптивные черты строения Значение адаптаций Причины относительности кактус белый медведь

Прием Пометки на полях (Инсерт) Задание : прочитайте текст. Пометьте все абзацы в тексте следующими знаками. "V" - известно; "- " противоречит представлениям читающих; "+" - является новым; "?" - если возникло желание узнать о том, что описано, более подробно. Этот прием является средством, позволяющим студенту отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Студентов надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Условные знаки помогают читать более внимательно. Знаки становятся помощниками в запоминании материала. Такое активное чтение способствует развитию систематичности мышления, развивает умение классифицировать поступающую информацию и развивает умение выделять новое.

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. На этой же стадии можно использовать прием «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием лекция со «стопами»

Происхождение человека (фрагмент лекции) Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор» он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена». О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи». Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям. Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн. лет назад, доказывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. СТОП Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами? Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Прием «Дерево предсказаний» возможно вероятно «Происхождение человека»

III Рефлексия Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации. ПРИЕМЫ Возвращение к ключевым словам Заполнение кластеров и таблиц Написание синквейнов Организация дискуссий

Значение стадии размышления Выведение знания на уровень понимания и применения Живой обмен идеями Рефлексия своего процесса учения Выражение новой информации своими словами

Толстые вопросыТонкие вопросы 1.Дайте несколько объяснений, в чем состоят эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым 2.Предположите, что будет, если будут найдены неоспоримые доказательства теории инопланетного происхождения жизни? 3.Каково биологическое и практическое значение мутаций? 4.Какое питание более выгодно – автотрофное или гетеротрофное? 1.Что является движущими силами эволюции? 2.Что такое «живое вещество» биосферы? 3.Какие организмы относятся к прокариотам? 4.Что такое метаболизм?

Название гипотезы или теории Сущность Наше мнение, что… 1.Гипотеза-самозарождение жизни 2. Гипотеза- стационарного состояния 3. Гипотеза панспермии 4. Химическая гипотеза 5. Гипотеза-креационизма

Диаграммы успеваемости и обученности по учебной дисциплине ХИМИЯ

Список литературы Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, с. Инновации в образовании : сб. науч. тр. - М. : АПК и ПРО, с. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. - М. : Изд. факс Новый учебник, с. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, с. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, с.