В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Advertisements

Цель: Выполнение русского сувенира «Матрёшка» в технике сцепного вологодского кружева. Задачи: Познакомиться с историей русского сувенира «Матрёшка»;
МАТРЁШКИ В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого.
Работу выполнил Ученик 6 «А»класса Белоусов Никита.
Г. Б. О.У. Д. О. Д. ДДТ «СОВРЕМЕННИК» ОБЪЕДИНЕНИЕ «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» МАТРЕШКА ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСЕЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА.
Очень любим мы, матрёшки, Разноцветные одёжки. Сами ткём и прядём, Сами в гости к вам придём. Работа учителя Кубинской сош 2 имени Героя Советского Союза.
Цель работы: Узнать историю возникновения матрёшки на Руси. Познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек. Нарисовать свою матрёшку (авторскую).
История матрешки История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", Японии.
Матрешка Матрешка – деревянная игрушка, кукла, наиболее известный и любимый всеми русский сувенир.
В Подмосковье, на берегах живописной речушке Вори, раскинулось старинное поместье Абрамцево. После 1870 года, когда усадьба была продана Савве Мамонтову.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ Автор: Кушкина Анна ученица 1 класса «Е» МОУ СОШ 32 Г. Подольск Научный руководитель: Стеценко Галина Анатольевна учитель начальных.
РУССКАЯ МАТРЁШКА работу подготовил: воспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка» Кондрашова Ольга Юрьевна.
Исследовательский проект « История Руси в истории игрушки ( матрешки) ». Карцева Юлия, Исаева Нора. 5 -г класс.
Амосова Елена Сергеевна учитель начальных классов МОУСОШ 8 г.Мытищи Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у.
МОУ школа 99 Самара, 2013 Учитель начальных классов МБОУ СОШ 99 г.Самара Гаврилова Галия Арифовна.
Презентация знакомство с русской народной игрушкой «Русская матрёшка» Выполнила: Воспитатель средней группы ГБДОУ 49 Красносельского р-на, г.Санкт-Петербурга.
МАТРЁШКА Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего.
Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
Открытый урок по технологии 5 класс бинарный. двойной, состоящий из 2 компонентов совмещенный.
Проект семьи «Дельфин» Воспитатель: Горбунова Л.П. школа – интернат 2 г. Энгельса.
Транксрипт:

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды.

Имя матрёшки Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по- церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной»

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение. Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта.

.Сергиевская игрушка. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная игрушечная столица. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.

Семеновская матрёшка Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.