ФРАЗЕОЛОГИЯ. Фразеология (от греч. фразис – «выражение», логос – «учение») - раздел языкознания, который изучает устойчивые выражения, несвободные сочетания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФРАЗЕОЛОГИЯ «ФРАЗИС» «ЛОГОС». ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала след простыл подчинительные.
Advertisements

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. Выполнили: Романова Анна, Осипов Максим, Белоусова Светлана. Руководитель: Пирожкова С.А.
Фразеология. Особенности фразеологизмов 1. Сложны по составу. 2.Семантически неделимы. 3. Постоянство состава. 4. Непроницаемость структуры. 5. Устойчивость.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32 Белоглинского района» Научно- исследовательская работа по теме : «Судьба.
Учитель русского языка и литературы МАОУ»СОШ 96» г.Перми Федосеева Ольга Ивановна.
«Русская фразеология».. Это неразложимые словосочетания не в прямом смысле, сущность которых можно заменить одним или несколькими словами.
ФразеологияФразеология Урок русского языка в 10 классе. Учитель русского языка и литературы Розимова З.Б., «Преображенский кадетский корпус 5» ВАО г.Москвы.
Презентация для урока русского языка Работу выполнила: Голубева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы 2015 г.
Фразеология Урок русского языка в 10 классе. … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Фразеологизмы Работу выполнил учащийся 8 класса Шушаков Никита 2011 – 12 учебный год.
Меню Фразеология и фразеологизм Грамматическая структура фразеологизма Особенности фразеологизмов Различие фразеологизмов по степени спаянности слов Различие.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Фразеологизмы Раздел «Лексика и фразеология» 6 класс МОУ Морткинская средняя школа г. Русский язык.
Занятие 2 обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Лексика»; закрепить основные понятия по теме; закрепить навыки правописания слов, постановки.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Транксрипт:

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Фразеология (от греч. фразис – «выражение», логос – «учение») - раздел языкознания, который изучает устойчивые выражения, несвободные сочетания слов. Ф. состав в широком понимании подразделяется на * фразеологизмы(ф. единицы, ф. обороты, идиомы); *пословицы, поговорки; *крылатые слова и выражения.

Фразеологизмы - это несвободные сочетания слов, обладающие целостным лексическим значением, используемые для называния отдельных предметов, признаков, чувств, свойств и черт характера, явлений, ситуаций и действий.

Особенности фразеологизмов Ф. не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде. Слова во Ф. теряют свою смысловую самостоятельность. Значение передается всей совокупностью слов-компонентов: Во Ф. нельзя менять слова по своему желанию: ср.: ловить ворон – ловить мышей бить баклуши бездельничать

фразеологизмы Имеющие структуру предложения Имеющие структуру словосочетания сочинительные подчинительные Бабушка надвое сказала След простыл Как корова языком слизала Ни рыба ни мясо Без сучка без задоринки Ни пуха ни пера Эзопов язык Тугой на ухо Ходить козырем Заваривать кашу Видеть насквозь

Синтаксическая роль фразеологизмов Он приехал на место происшествия к шапочному разбору. Твой отец Лазаря никому не пел! В колхозном сарае нас ожидал видавший виды «виллис». Мы увидели на клумбе анютины глазки. Лучевая болезнь очень опасна.

Исправьте речевые ошибки в употреблении фразеологизмов Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. Молчит, как рыба об лед! Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. Он несся стремя голову, не разбирая дороги. И вам не надоело чесать зубами всю ночь напролет?

Различие фразеологизмов по степени спаянности слов Фразеологические сращения Фразеологические единства Фразеологические сочетания Виноградов В.В.

Фразеологические сращения абсолютно неделимы Наличие непонятных устаревших слов: попасть впросак, бить баклуши Наличие грамматических архаизмов: спустя рукава, всуе печешися Отсутствие какой-либо синтаксической связи: чем свет, из рук вон

Фразеологические единства – целостное значение отчасти мотивировано значением составляющих слов (Воспринимаются как метафоры) 1)Могут иметь и прямое значение: держать камень за пазухой, сматывать удочки 2)Части их могут отделяться отдельными словами: Ср.: первый блин комом и первый блин у нее комом

«Узнайте» фразеологизмы

Фразеологические сочетания имеют слова как со свободным, так и со связанным значением (значение мотивировано семантикой составляющих компонентов) скоропостижная смерть расквасить нос связанное свободное внезапная смерть разбить нос

Выполните задание Составьте из рассыпанных слов фразеологизмы. Запишите их, определите значение каждого. С одним - двумя составьте предложения. Сказки, неделя, без, каша, бабушкины, году, без, петли, березовая, задоринки, и, вязать, сучкА ( р. п.).

К какой группе относятся фразеологизмы: Намылить голову Сломя голову Облить презрением Кромешный ад Выносить сор из избы Темна вода во облацех небесных Закадычный друг Заклятый враг

Многозначность Однозначные Во весь дух Прикусить язык Заморить червячка Лед тронулся Многозначные Собираться с силами: 1.накапливать силы, отдыхать; 2.превозмочь страх и решиться на что-нибудь.

Омонимия Пустить петуха – фальшиво воспроизвести мелодию. Пустить петуха – поджечь. Свести с ума – довести до сумасшествия. Свести с ума – очень понравиться.

Синонимия Тертый калач Стреляный воробей Ни зги не видно Тьма кромешная Хоть глаз выколи

Антонимия Верста коломенская Кровь с молоком Жить своим умом С легким сердцем От земли не видать Краше в гроб кладут Жить чужим умом С тяжелым сердцем

Источники русских фразеологизмов Исконно русские: топорная работа, небо с овчинку показалось, зеленая улица, выйти на орбиту Старославянские: притча во языцех, ищите и обрящете Латинские и греческие: терра инкогнита, авгиевы конюшни Западноевропейские: синий чулок (англ.), разбить наголову (нем.)

Определите значение и происхождение фразеологизмов: Закручивать гайки Подсластить (позолотить) пилюлю От корки до корки Метать бисер перед свиньями Семи пядей во лбу Ящик Пандоры Панический страх Нести галиматью

Выполните задание Соедините слова из одного столбика с словами из другого так, чтобы получился фразеологизм. Поясните значение. Танталовы конь Троянский меч Дамоклов ложе Гомерический муки Прокрустово чулок Синий побоище Мамаево смех

Выполните задание Подберите «отечественный» фразеологический оборот, одинаковый по значению с приведёнными заимствованными. Английский: это ещё всё в воздухе Французский: это ещё не в кармане Испанский: написано на песке Немецкий: это пока написано на звёздах Русский:…………………………………………………………… Английский: жить в клевере Французский: как петух в мармеладе Испанский: плавать в изобилии Немецкий: как червячок в сале Русский:…………………………………………………………..

Допишите вторую часть пословиц Труд при учении скучен… Лучше горькая правда друга… Кто в Москве не бывал… Работай до поту… Без дела жить… Кто за все берется… Не пеняй на соседа… Раз соврал… Кто за Родину горой… Не учи орла летать… Где птица ни летает… Кто пахать ленится… Не гони коня кнутом…

Афоризмы про медицину Не навреди (больному). Гиппократ Покой - наилучшее лекарство. Цельс (Авл Корнелий Цельс) Самое худшее в лекарствах то, что любое из них тянет за собой другое. Элберт Грин Хаббард В медицине главным лекарством является сам врач. Антоний Кэмпиньский Иные лекарства опасней самих болезней. Сенека Главные медикаменты - это чистый воздух, холодная вода, пила и топор. Василий Дмитриевич Поленов Всеисцеляющего средства не существует. Пьер Огюстен Карон Бомарше Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них. Томас Мор Лучше пользоваться лекарствами в начале заболевания, нежели в последний момент. Публилий Сир

Узнайте значение медицинских фразеологизмов Голова Медузы Грудь сапожника Желудок «песочные часы» Звук треснувшего горшка Мраморная бледность Львиное лицо Маска Паркинсона Заячья губа Волчья пасть