Фольклор Коми народа Анастасия Хапугина г. Инта гимназия 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Космогонические мифы. Колдовской эпос – предания о колдунах. Предания о местных героях, «силачах». Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной.
Advertisements

Согласно космогоническим легендам и преданиям Коми народа мир был создан двумя братьями-близнецами: Еном и Омольом. После сотворения мира и окончания.
ЖАНР СКАЗКИ В ФОЛЬКЛОРЕ НАРОДА КОМИ Педагог дополнительного образования Мартынова Елена Михайловна.
Баба Яга – первоначально, положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев.
Персонажи славянской мифологии. Боян Благодаря «Слову о полку Игореве» Боян вошел в сознание людей Древней Руси как великий слагатель и исполнитель устных.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Проект подготовила ученица 3 «Б» класса гимназии 426 Паршева Анастасия Руководитель: Кейм С. В.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Нравственные идеалы Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной.
Фольклор Выполнила: Таранкова Ксения Ученица 10 класса «А» МБОУ СОШ 9.
Приобщение ребенка к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира через художественно- эстетическое и личностное развитие ребенка, через.
Мифология коми комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени коми мифология была.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Сосногорска» Исследовательская.
1) Что означает поговорка «пир на весь мир»? 2) От чего зависело богатство обеденного стола? 3) Чем крестьяне питались зимой?
Илюшкина Наталья Николаевна Учитель русского языка и литературы «Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин.
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
БЫЛИНЫ Материалы к уроку музыки в 3 классе. Урок 2 Учитель: Е.Н.Кондрашина.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Транксрипт:

Фольклор Коми народа Анастасия Хапугина г. Инта гимназия 2

В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни- раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

Виды легенд и преданий по сюжетам: Космогонические мифы. Колдовской эпос – предания о колдунах. Предания о местных героях, «силачах». Предания о происхождении некоторых видов хозяйственной деятельности. Происхождение названий мест, появление обычаев. Происхождение животных, птиц.

Основные герои легенд и преданий Божества Духи-хозяева Злые духи Чудовища Богатыри Колдуны

Божества Божества Войпель – могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Ен – один из братьев-близнецов, создавших, по представлениям коми, мир. Предстаёт в виде лебедя, утки или голубя, или же в виде лягушки. Омоль – «сотворец» Ена в образовании мира. Мнение о его доле участия в этом творении противоречиво. Он либо лишь портил по ночам то, что Ен творил днём, а сам создал лишь всяких гадов и вредных насекомых. Либо же Омоль предстает как равноправный с Еном создатель мира.

Духи-хозяева Васа – водяной дух-хозяин, мог представать перед людьми в различном облике. Иногда появлялся на берегу в человеческом обличье. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны. Ворса – лесного духа, живым воплощением которого или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда Войпель летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча. Олыся – домовой, дух-хозяин дома и хозяйственных построек для содержания скота. Его основной функцией было обеспечение благополучия обитателей дома и домашнего скота. Пывсянса – наиболее грозный из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С его проказами связывали угар или даже связывали смерть в бане. Отношения с банником были строго регламентированы.

Злые духи Дзидзи – дух, крадущий и подменяющий детей. Считалось,что Дзидзи похищал оставленных без присмотра детей, о их дальнейшей судьбе сведений не имеется. Он обладал антропоморфным обликом, хотя значительно отличался от обычных людей. Калян – высокая девушка с длинными косами и синими глазами, одетая в шелковый синий сарафан и новые башмаки. Она варила в колодце пельмени, приглашала людей угощаться ими. Когда Калян обливали кипятком, она скрывалась в колодце или в реке. Кикимера – зловредный дух, который поселялся в доме и досаждал его обитателям. Считалось, что в новый дом Кикимеру подселяли плотники, обиженные чем-либо хозяином. Основными действиями, приписываемыми Кикимеру являются разбрасывание различных предметов и создание ночных звуковых эффектов. Кывтом - существо, которое было лишено языка охотником, напоившим его предварительно вином, за то что он ему досаждал. За полученное увечье Кывтом стал мстить людям, насылая на них простудные заболевания. Деятельности Кывтома приписывали болезни горла и носа, насморк, чихание, головную боль.

Чудовища Виж паськома морт – лесной обжора-людоед. Гундыр - традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами. Чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу. Носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе. Яг морт – великан, ростом с сосну, похожий на дикого зверя, в одежде из невыделанной медвежьей шкуры. Он похищал скот, женщин и детей, а люди против него были бессильны.

Яг Морт

Богатыри Кудым – сын вождя рода иньвенских коми, который одновременно был жрецом- памом, т.е. совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. Кроме того, Кудым-Ош обладал колдовскими способностями, например, был неуязвим для топора. Йиркап – богатырь, смастеривший лыжи из своего дерева-двойника. Сделанные Йиркапом из своего дерева лыжи (лыжина) обладали необыкновенной скоростью. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Удачливый охотник погубил синего оленя, оказавшегося на самом деле прекрасной дочерью колдуньи. Свою гибель Йиркап нашёл в водах им же открытого Синдорского озера, переходя по тонкому льду. Вместе с Йикапом погибли и его лыжи. Комтом Мартын - силач, герой преданий ижемских коми, согласно которым жил в с. Ласта (в 12-ти км от с. Ижма) и в любую погоду, зимой и летом ходил босиком. Обладал огромной силой. Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и победитель лешего. Деяния Перы свидетельствуют о его богатырской силе.

Йиркап и Леший Васа

Пера

Колдуны Кыска – могучий печорский тун, виновный в смерти ревностной помощницы Стефана Пермского – девушки Ульяны, утонувшей в Вычегде. На месте гибели Кыски Стефан выстроил церковь и Троицко-Печорский монастырь. Корт айка – могучий колдун. Железо было необходимым атрибутом Корт Айки. Основным занятием его было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Обладал неограниченной властью над стихиями. Был убит Стефаном Пермским. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос. Чикыш - сильная колдунья, главной или же одной из главных языческих жриц в древнем коми роде, главой которого былКудым-Ош. Могла наводить на людей порчу или же, наоборот, излечивала их и даже оживляла убитых. Ближайшими помощниками и друзьями Чикыша были лесной и водяной духи-хозяева. Син пола морт родился с одним глазом, но был настолько зорким, что мог сосчитать число узелков, завязанных на бечеве, натянутой в семи километрах от него. Был способен вступать в контакт с душой-тенью других людей и получать от нее сведения о чьей-либо близкой смерти.

Грозный Корт-Айка

Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей.