Презентация результатов проекта Проект реализован АНО «Социологическая мастерская Задорина» на средства государственной поддержки, полученные в качестве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Advertisements

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Интернет-сообщество экспертов и практиков МУНИЦИПАЛ: итоги работы Фокин О.С. Исполнительный директор Фонда «Устойчивое Развитие» г. Анапа 23.
I этап Цель проекта повышение эффективности функционирования системы государственно-общественного управления образованием (далее – ГОУО) на региональном.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Тула, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях Н.П. Лыжина,
«Общественные советы и общественный контроль» 1. Механизмы вовлечения общественности в процессы взаимодействия с органами власти (особенно активизировались.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском.
Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
Принципы и подходы к формированию концепции региональной информатизации Роман Валерьевич Урнышев Заместитель директора Департамента координации информатизации.
Проект «Предпринимательская инициатива». Как в настоящее время рассматриваются инициативы предпринимателей ИНИЦИАТИВА (ПРИНЯТЬ ИЛИ ПОМЕНЯТЬ НПА) Президент.
Транксрипт:

Презентация результатов проекта Проект реализован АНО «Социологическая мастерская Задорина» на средства государственной поддержки, полученные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от –рп и на основе конкурса, проведенного ИСЭПИ. Сроки реализации проекта: 01 ноября 2013 г. – 30 апреля 2014 г. Проект «Социологический анализ опыта использования современных электронных технологий демократии (порталы публичных обращений/петиций и открытого голосования)»

2 1. Описание проекта

3 Проект был направлен на анализ опыта использования современных технологий электронной демократии (порталов публичных обращений/петиций и открытого голосования). «Электронная демократия представляет собой форму прямой демократии, характеризующейся использованием информационно-коммуникационных технологий»*. В данном исследовании площадка электронной демократии была определена как интернет-площадка (портал, сайт), на которой обсуждаются и разрабатываются инициативы граждан в общественно-значимых областях, которые впоследствии доводятся до представителей органов государственной власти в виде коллективных петиций, обращений, проектов законов. В рамках таких площадок ИКТ используются как основное средство для коллективных «мыслительных» (информирование, принятие совместных решений) и административных процессов (электронное голосование, контролирование исполнения решений). В ходе исследования был проанализирован текущий уровень вовлеченности граждан во взаимодействие с органами власти, МСУ и другими организациями посредством применения новых технологий, а также выявлен потенциал и перспективы электронной демократии в России, определены проблемные места, связанные как с отношением россиян к подобным формам участия в управлении, так и с состоянием, возможностями, ограничениями самих информационных площадок (порталов, сайтов) электронной демократии. *Садчикова А.С. Формирование электронной демократии в современной России // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – (21) – Режим доступа: ru/issues/2013/1/sadchikova.pdfhttp://sisp.nkras.ru/e- ru/issues/2013/1/sadchikova.pdf Краткое описание проекта

4 Цель - анализ опыта, проблем и перспектив использования современных технологий электронной демократии (порталы публичных обращений/петиций и открытого голосования). Для реализации указанной цели были решены следующие задачи: Разработана программа и методология исследования, Разработана методика сбора и анализа данных и инструментарий исследования, проведен пилотаж инструментария, Отобраны действующие площадки (информационные системы), развивающие электронную демократию, Проанализирован опыт использования современных электронных технологий демократии на примере некоторых информационных систем, Подготовлена основа выборочной совокупности (список электронных площадок и кейсов) для проведения интервью с инициаторами публичных обращений (петиций), а также с «подписантами» обращений, Организованы и проведены интервью с инициаторами публичных обращений (петиций), а также с «подписантами» обращений, Организован и проведен количественный опрос населения на отобранной территории (г. Новомосковск Тульской области), Проведено комплексирование данных разных исследовательских процедур, полученных в ходе исследования, анализ и интерпретация собранной информации, Подготовлен итоговый аналитический отчет о результатах исследования. Первоначально поставленные цели и задачи проекта выполнены в полном объеме, полученные результаты соответствуют ожидаемым. Основные цели и задачи проекта

5 Описание проекта Основные целевые группы (объект исследования): Инициаторы и «подписанты» публичных обращений; Население территории, где расположен объект (проблема и т.п.), ставший предметом обращений граждан через систему электронной демократии (в настоящем проекте – жители г. Новомосковска Тульской области). Предмет - опыт использования гражданами РФ современных технологий электронной демократии, в том числе: Статистика публичных обращений (петиций), Типология обращений (петиций), Социальный портрет инициаторов и «подписантов» публичных обращений (петиций), Мотивация инициаторов и «подписантов» публичных обращений (петиций), Уровень информированности населения о современных технологиях электронной демократии, Оценки со стороны инициаторов, «подписантов» и населения эффективности использования электронных технологий демократии, Готовность населения к использованию технологий электронной демократии, Барьеры и препятствия на пути использования технологий электронной демократии, Потенциал и перспективы развития технологий электронной демократии для выражения общественных интересов, участия граждан в управлении государством, защиты своих прав и свобод, для развития институтов гражданского общества. Предмет исследования нашел полное отражение в инструментарии. География проекта определялась выбором обращений (петиций) для анализа, который был определен в рамках первого этапа проекта. Для анализа были отобраны обращения из Санкт-Петербурга и Новомосковска Тульской области. Таким образом, с географической точки зрения проект реализован в двух городах – Санкт-Петербурге и Новомосковске Тульской области.

6 Проект реализован в качественной и количественных парадигмах: Методика исследования Отбор 2 кейсов на портале «Демократор.ру» 1. Кейс 1. Санкт-Петербург: интервью с инициаторами и подписантами обращений 1. Кейс 2. Новомосковск: интервью с инициаторами и подписантами обращений 2. Количественный опрос населения в г. Новомосковск (301 респ.) Подготовка Базы данных публичных обращений на основе трех отобранных площадок Проведение статистического анализа (OnlinePetion.ru, РОИ, Демократор.ру) Проведение контент-анализа (Демократор.ру), 430 обращений Отбор площадок для анализа: OnlinePetition.ru, РОИ, Демократор.ру Обзор крупных площадок ЭД, действующих в России (кабинетное исследование) 2. Количественный опрос населения в г. Новомосковск (301 респ.)

7 2. Социальная значимость проекта

8 Социальная значимость проекта Социальная значимость настоящего исследовательского проекта определяется важностью и актуальностью темы исследования – изучение опыта использования современных технологий электронной демократии в Российской Федерации: Хотя развитие электронной демократии нашло поддержку со стороны государственных органов, очевидно, что без активного движения снизу, без широкого участия самих граждан во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, без проявления на массовом уровне инициативы по публичному, открытому обсуждению и продвижению общественно значимых вопросов развитие демократии (и электронной – как ее частного проявления) в нашей стране невозможно. В то же время, по мнению многих специалистов и экспертов, нынешнее состояние российского общества характеризуется слабостью гражданского общества, пассивностью населения, низкой социальной активностью, в том числе и с использованием современных информационно- коммуникативных технологий, что является важной социальной проблемой. Исследование было нацелено на решение гносеологической проблемы, заключающейся в недостатке комплексной информации о том, в какой степени российское общество испытывает потребность, и насколько оно готово к развитию электронной демократии, как оценивает эффективность использования современных информационно-коммуникационных технологий для выражения общественных интересов, участия граждан в управлении государством, защиты своих прав и свобод, развития институтов гражданского общества. С точки зрения практического эффекта реализации социально значимого проекта результаты исследования дают возможность выработки конкретных рекомендации по привлечению россиян к использованию современных технологий электронной демократии для решения актуальных проблем развития общества, защиты прав личности и участия в государственном управлении на всех уровнях. Проект имеет также научную значимость для развития прикладных исследований электронной демократии в России. Разработаны и апробированы методика и инструментарий изучения опыта использования технологий электронной демократии.

9 Результативность и эффективность проекта Все запланированные исследовательские мероприятия были реализованы в полном объеме, изначально заложенные параметры исследования полностью сохранены: Подготовлена база данных публичных обращений (петиций) на трех площадках электронной демократии, содержащая обращений с портала «OnlinePetition.ru» ( обращений с портала «РОИ» ( и обращения с портала «Демократор.ру» ( опубликованных за все время их существования до февраля 2014 г. Проведен статистический анализ обращений (петиций), размещенных на трех действующих порталах электронной демократии «OnlinePetition.ru», «Демократор.ру» и «Общественная российская инициатива» (РОИ), представленных в базе данных публичных обращений (петиций); Проведен контент-анализ обращений (петиций), размещенных на портале «Демократор.ру» в гг. (выборка из 8607 обращений); Проведено качественное исследование интервью с инициаторами и подписантами двух обращений (петиций), размещенных на портале «Демократор.ру» (всего 21 интервью, план – 20 интервью); Проведено количественное исследование – массовый репрезентативный опрос населения г. Новомосковск Тульской области по оценке восприятия публичных обращений (петиций), выполнен контроль полевых работ. Общий объем выборочной совокупности массового опроса составил 301 респондент (план – 300 респондентов); Проведена обработка результатов сбора данных и подготовлен итоговый комплексный аналитический отчет по результатам анализа опыта использования современных технологий электронной демократии.

10 Основные цели и задачи проекта успешно достигнуты: разработана комплексная программа и методология исследования, пакет инструментария для реализации количественных и качественных процедур, прошедший необходимое пилотирование и экспертизу специалистов; проведен предварительный анализ существующих в России порталов – площадок электронной демократии, осуществлен выбор на основе проведенного анализа площадок для дальнейшего отбора конкретных кейсов как основы выборочной совокупности исследования; реализован в полном соответствии с комплексной программой и разработанным инструментарием исследования полевой этап - сбор данных (с использованием качественных и количественных методов сбора) для анализа опыта использования современных электронных технологий демократии, подготовлен на основе собранных данных итоговый аналитический отчет, содержащий социологический анализ опыта использования современных электронных технологий демократии (порталы публичных обращений/петиций и открытого голосования). Отчет включает в себя как анализ данных интервью с инициаторами и подписантами обращения, так и анализ массового опроса по оценке восприятия публичного обращения со стороны населения, а также результаты статистического и контент-анализа обращений (петиций), включенных в базу данных, проведена презентация результатов исследования и их обсуждение в кругу представителей профессионального сообщества. Проект является тиражируемым - методика сбора и анализа данных, разработанная в рамках проекта, может быть использована для проведения социологического анализа любых других кейсов (обращений, петиций на любых порталах электронной демократии). Итоги реализации и тиражируемость полученного опыта и результатов

11 3. Планирование и реализация проекта

12 ЭтапСроки выполненияОсновные мероприятия Этап 101 ноября - 31 декабря 2013 года 1. Разработка комплексной программы и инструментария социологического исследования опыта использования современных электронных технологий демократии. 2. Пилотаж инструментария социологического исследования Этап 201 января - 31 марта 2014 года3. Подготовка базы данных публичных обращений (петиций). 4. Сбор данных: проведение количественного исследования – массового опроса по оценке восприятия публичных обращений, контроль полевых работ. 5. Сбор данных: проведение качественного исследования - интервью с инициаторами и подписантами обращений (петиций). 6. Обработка и анализ результатов сбора данных Этап апреля 2014 года7. Завершение проекта и презентация результатов исследования Планирование и реализация проекта Календарный план проекта выполнен полностью в первоначально запланированном объеме и в запланированные сроки. Проект был выполнен без софинансирования со стороны других организаций, использовались только средства гранта и собственные средства грантополучателя. Смета проекта (в размере ,00 руб.) была освоена в первоначально запланированном объеме. Настоящий социальный проект можно оценить как весьма полезный и эффективный с точки зрения роста профессиональной компетенции Грантополучателя

13 4. Основные результаты и итоги проекта

14 Опыт использования современных технологий электронной демократии в России Результаты статистического и контент-анализа

15 Обзор площадок электронной демократии НазваниеГодРазмерВозможностиРегистрацияПозиционированиеКол-во голосов 1.1 Народная инициатива КПРФ Не указано Наличие рубрикатора, диаграмма с ходом сбора подписей для каждого обращения РегистрацияПартийная (КПРФ) подписей граждан страны в течение полугода 2. Российская общественная инициатива (РОИ) / решение принято по 7 Наличие рубрикатора, интерактивной карты По паролю СНИЛС / другие инструменты для работы с порталом государственных услуг Государственная (во исполнение указа Президента, оператор – Фонд информац. демократии) Фед.ур. – ; рег. /муниц. - не менее 5% от числ.насел. 3. Change.org ( g/ru) g/ru 2012 (2007) Более 40 млн. посетителей из 196 стран (в России – ок. 500 тыс. – 2012 год) Самые базовые Регистрация / Социальные сети (facebook) Независимая международная (Change.org Inc.) Не указано 4. Демократия Не указано Группы, обсуждения, голосования, выборы, эксперты и делегирование и др. Регистрация / Социальные сети (с последующим добавлением информации) Леонид Волков, Федор Крашенинников. Нет данных 5. AlterRussia Не указаноСамые базовые Регистрация / Социальные сети Не указано Где-то указано 3 000, где-то 5000, где-то подписей 6. Просто россияне rossiane.ru/ участников из 83 регионов )активных за месяц - 57) Рубрикатор, Обсуждения, сообщения, публикации, дискуссии, опросы, группы, программа инициатив, голосования и др. Регистрация По инициативе и на средства Дмитрия Барановского (КПРФ) Совет из 7 человек. Н/д, но голосов нужно немного (пущенных в ход обращения содержат даже менее 100 подписей) 7. Демократор.ру / решено 739Наличие рубрикатора Регистрация; вход через соц. сети (с добавлением информации) Независимая (ООО «Демократор») 50 голосов 8. OnlinePetition.ru ition.ru/ / 7 - успешные Рубрикатора нет; дополнительные возможности отсутствуют Регистрация; вход через социальные сети Независимая голосов 9. Наше мнение Н/д пользователей, подписей Наличие рубрикатора, Инструкции по продвижению петиций, Адреса приемов петиций (интернет-приемные) Регистрация / Социальные сети Независимый (данные из Интернета)

16 Общее количество обращений на площадках и их распределение по годам Количество и динамика обращений Количество обращений с разной степенью реализации, разные порталы OnlinePetition.ru Всего обращений Текущие петицииПетиции, которые сработали ,83%70,17% РОИ Всего обращений На голосованииРешение принятоНа рассмотрении ,75% 70,21% 10,03% Демократор.ру Всего обращенийСбор подписейРешеноВ архиве ,4%7396,1%359629,5%

17 Количество подписантов обращений Распределение обращений по группам по количеству подписей, портал «OnlinePetition.ru», % Распределение обращений по группам по количеству подписей, портал «РОИ», % Среднее количество голосов «за» - 917; медианное Среднее количество голосов «против» - 90; медианное - 23 Среднее количество голосов - 169; медианное -2

18 Распределение обращений по ФО РФ, «РОИ» и «Демократор.ру», % Распространение интернета по ФО РФ, %, данные Яндекс (весна 2013) и ФОМ (осень 2013) География обращений Демократор.ру РОИ ФОМЯндекс

19 Тематика обращений: категоризация портала «Демократор.ру» Содержательное отнесение к той или иной тематике, изначально заданной порталом «Демократор.ру», является условным, т.е. статистику сайта нельзя принимать буквально. Распределение различных тем обращений (в т.ч. по данным контент-анализа) оказалось весьма равномерным. Представленные распределения серьезно отличаются от распределения ответов респондентов массовых всероссийских опросов, касающихся актуальной социальной проблематики, где фиксируется серьезное доминирование каких-либо проблем.

20 Тип обращения по тематике содержания (по результатам кодирования открытого вопроса контент- анализа), одно обращение может быть отнесено к нескольким категориям Тематика Кол-во% 1 Жалобы на расследования и суды (в т.ч. по уголовным делам), недобросовестную работу правоохранительных органов, вопросы собственности и жалобы на граждан, угрожающих авторам обращения; обвинения в коррупционных действиях, взятках Вопросы, связанные с ЖКХ (оплата / отключение услуг, тарифы), ТСЖ, состоянием дома, домовой и придомовой инфраструктуры, благоустройством конкретных территорий Требования отменить / принять законы, внести поправки, предложения реформировать отдельные стороны общественной жизни Требования решить проблему неудовлетворительного состояния дорог, улучшить транспортную ситуацию Вопросы образования (включая объекты дополнительного образования) и культурного развития детей, защита прав детей, проблемы с получением мест в школах и детских садах, проблемы с работой школ и детских садов Экологические проблемы - сохранение "зеленых зон" и природных памятников, запрет на строительство опасных для природы предприятий, общая экологическая ситуация Проблемы с получением жилья (многодетными семьями, молодыми семьями, военными, малообеспеченными, сиротами и т.п.), списки на получение площади, постановка на учет, выселение из аварийных домов Защита животных (в т.ч. от догхантеров),борьба с негуманным отношением к бездомным животным, строительство питомников и площадок для выгула Неудовлетворенность оказанием услуг (часто - Почта России), защита прав потребителей, снижение цен Здравоохранение, наличие / доступность больниц, доступ к лекарственному обеспечению Выдача социальных субсидий, пенсий, выплат, предложения по реформированию этой сферы Проблемы сохранения культурных объектов (памятники, музеи) Проблемы со строительством домов (задержка сдачи, невыполнение обязательств, неоконченное строительство) и соответствующей инфраструктуры 143 Разное 5413 Итого: Тематика обращений: результаты контент-анализа (портал «Демократор.ру»)

21 Тип обращения по смыслу содержания (в % от всей выборки) Типы обращений по смыслу содержания и территориальному уровню проблемы Типы обращений по территориальному уровню заявленной проблемы (в % от всей выборки)

22 Обращения по типу инициаторов и уровню общественной значимости решения проблемы Тип инициаторов обращений (в % от всей выборки) Типы обращений по уровню значимости заявленной проблемы (в % от всей выборки)

23 Тип обращений по уровню адресатов, способных повлиять на решение проблемы (А) и адресатов, повлиявших на существование проблемы (В), % АВ 1Президент РФ (Администрация Президента)10,81,8 2Органы законодательной власти (Федеральное собрание – Государственная Дума, Совет Федерации) 8,35,9 3Органы исполнительной власти: 3.1.Федерального уровня (Правительство, федеральные министерства службы, агентства)7,33,6 3.2.Регионального уровня (региональные министерства и комитеты)7,36,5 3.3.Муниципального уровня (муниципалитет, городской / поселковый совет)7,918,4 4Органы судебной власти: 4.1.Федеральные суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный)3,10,4 4.2.Суды территориальных образований (городские и районные суды, мировые судьи, арбитражные суды субъектов РФ) 2,04,8 5Граждане России5,32,4 6Государственные службы безопасности и охраны порядка (полиция - МВД, ГИБДД, ФСБ, экономической безопасности) 2,86,3 7Партии политические1,00,4 8Бизнес, коммерческие компании0,49,1 9Некоммерческие компании (некоммерческие организации, фонды, общественные движения)0,4 10Иностранные и международные организации (в т.ч. международные организации, фонды, суды)0,40,2 11Адресат не указан39,721,2 12Другое2,817,8 Итого: 100 % (509)100 % (495) Типы обращений по уровню адресатов

24 Анализ конкретных кейсов использования современных технологий электронной демократии По данным интервью и кейс-стади

25 Кейс-стади. История обращений Кейс 1. Санкт-ПетербургКейс 2. Новомосковск Название12112 «В защиту парка на Долгоозерной улице от любой застройки» «Химические выбросы в г. Новомосковск «Хватит травить наших детей!» Проблемная ситуацияСтроительство храма на месте сквера Загрязнение воздуха в городе химическими выбросами предприятий Уровень локализацииМикрорайон городаГород Дата обращения Количество собранных подписей Результат обращенияСтроительство временно приостановлено, идут судебные разбирательства Некоторый результат достигнут, требования граждан частично удовлетворены, образовано НОО «Экологическая защита» Другие способы решения проблемы Сбор «бумажных» подписей Привлечение депутатов Обращение к местной власти Обращение в суд Сбор «бумажных» подписей Привлечение СМИ Привлечение депутатов Обращение к местной власти «Общественная экспертиза»

26 Социальный портрет инициаторов и «подписантов» обращений 1.Люди скорее молодого и среднего возраста (похоже на российскую интернет-аудиторию, но без самой молодой группы) Средний возраст участников интервью – 37 с половиной лет, возрастной диапазон респондентов – лет 2.Активные пользователи интернета 3.Скорее высокий уровень образования 4.Люди с активной жизненной позицией, общественные активисты или просто те, кто имеет опыт участия в коллективных действиях. «Что за люди? Разные. И студенты, и представители бизнеса, и домохозяйки, и военные есть, и полиция. Абсолютно разношерстная компания... Я думаю, поскольку это интернет, там про- центов минимум 80 - это молодежь. Скажем так, наверное, до 40-45». (И2-1) ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОПЫТ УЧАСТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОРОДА, РАЙОНА, ПРЕДПРИЯТИЯ? ВСЕ, %ЕСЛИ БЫ У ВАС СЕЙЧАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ – ПОДПИСАЛИ БЫ ИЛИ НЕТ ДАННОЕ ОБРАЩЕНИЕ? УЖЕ ПОДПИСАЛ ИЛИ ПОДПИСАЛ БЫ, % НЕТ, Я БЫ НЕ СТАЛ ПОДПИСЫВАТЬ, % Пассивные (0 баллов) Умеренно активные (1 балл)50 53 Активные (2-7 баллов)

27 Мотивация инициаторов и «подписантов» обращений Распределение ответов на вопрос «СКАЖИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ ПОДПИСАЛИ (ИЛИ ПОДПИСАЛИ БЫ СЕЙЧАС) / НЕ ПОДПИСАЛИ ОБРАЩЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ С ТРЕБОВАНИЕМ ОСТАНОВИТЬ ХИМИЧЕСКИЕ ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ В ГОРОДЕ НОВОМОСКОВСК?» (в % от тех, кто заявил, что подписал и подписал бы / или НЕ подписал обращение «Мы любим с друзьями летом в тени деревьев иногда посидеть вечером. А тут строится огромная стройка, максимально приближенная к домам. Строится 60-метровый собор, нам это не понравилось. То есть, в данном случае, поучаем такое проникновение, можно сказать, в мою личную жизнь, в ближайшее пространство». (И2-1) «Если очень много народу возбудится, то они откатывают назад. Поэтому все равно надо долбить в одну и ту же точку. И на самом деле, важно, чтобы люди поняли, что от них что-то зависит и не сидели, сложа ручки… Даже если от них ничего не зависит. Потому что иначе ничего не изменится». (И2-7)

28 Оценка эффективности – 2 ракурса: 1.С точки зрения решения проблемы и достижения целей обращения (помогло или не помогло обращение решить проблему) использование порталов электронной демократии как самостоятельных инструментов на сегодняшний день видится неэффективным: Отсутствие обратной связи со стороны власти («отписки») не способствует развитию электронной демократии, усиливает недоверие к власти и скептицизм в обществе. 2.С точки зрения других эффектов, которые были достигнуты после размещения обращения и сбора подписей, такие обращения могут быть эффективными: Привлечение к проблеме широкого круга людей и информирование их либо о проблеме, либо шире – о ситуации в городе, области, стране. Сплочение, объединение граждан, их вовлечение в коллективные действия; «первый шаг» к гражданской активности. Оценка эффективности использования электронного обращения для решения проблемы «Я думаю, конкретно один он ничего не даст совершенно, этот способ. Он единственное в совокупности с другими действиями может что-то дать, как мы сейчас делаем».

29 Оценка эффективности использования электронного обращения для решения проблемы Распределение ответов на вопрос «ИНОГДА ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ РАЗМЕЩАЮТ В ИНТЕРНЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О РАЗЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ГОРОДЕ, РЕГИОНЕ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ ПОМОГАЕТ ИЛИ НЕ ПОМОГАЕТ В РЕШЕНИИ РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ?» (в % от всего населения) Распределение ответов на вопрос «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОГЛО ЛИ ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В ГОРОДЕ?» (в % от всего населения)

30 Барьеры развития технологий электронной демократии

31 Распределение ответов на вопрос «СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ СЕТЬЮ ИНТЕРНЕТ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?» (в % от всего населения) 1. Недостаточный уровень интернетизации и интернет- грамотности населения «Я думаю, может, но когда у нас народ станет еще более грамотным в использовании интернета. Потому что все-таки, у нас, я считаю, большие города, может быть, районные центры – там покрытие интернета большое. А чуть глубже – там какой интернет?.. Я думаю, в первую очередь, это будет техническое препятствие. Потому что у нас большие площади страны не покрыты интернетом». (И2-1) «Женщина лет, если захочет написать обращение, она может на Демократоре не разобраться. Даже на том простом и понятном, который был». (И1-1)

32 2. Низкий уровень информированности граждан о современных технологиях электронной демократии Распределение ответов на вопрос «СКАЖИТЕ, ВЫ ЛИЧНО РАНЕЕ СЛЫШАЛИ/ВСТРЕЧАЛИ ГДЕ- ЛИБО ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ?» (в % от всего населения) «В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В ИНТЕРНЕТЕ СТАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ САЙТЫ, НА КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ МОГУТ ЗАЯВИТЬ О СВОЕЙ ПРОБЛЕМЕ […]. ТАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О СУЩЕСТВОВАНИИ ТАКИХ САЙТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ?»

33 3. Низкая социальная активность населения 66% Подписали бы обращение, если бы сейчас имели такую возможность 43% Знали / слышали о размещении обращения в интернете 5% Подписали обращение Распределение ответов на вопрос «СКАЖИТЕ, ИМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ОПЫТ УЧАСТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ГОРОДА, РАЙОНА, ПРЕДПРИЯТИЯ?» (в % от всего населения) Индекс общественной активности Пассивные (0 баллов) 18 Умеренно активные (1 балл) 50 Активные (2-7 баллов) 32

34 Барьеры на пути развития электронной демократии 4. Позиция властей: Отсутствие обратной связи со стороны властей, «отписки»; Отсутствие законодательства, регулирующего взаимоотношение адресатов обращений и их инициаторов. НО! Неумение граждан разговаривать с властью на ее языке как барьер. 5. Опасение, связанное с предоставлением личных данных «Факторы успеха – пожалуйста, если законодательно наши депутаты, что в Думе, что в ЗАКСе примут такой закон, что обязательно создать Комитет по рассмотрению электронных обращений, проверять их на юридическую составляющую, то тогда уже правительству будет труднее отбрыкаться от этих электронных писем. Но у нас правительство такое – создаст Комитет, который все будет спускать вниз, а не наверх. И опять все будет по старинке». (И2-10) «Мне кажется, зависит от того, насколько власть будет сама воспринимать эти электронные порталы. Если они будут обращать внимание, если для них это будет каким-то аргументом, чтобы самому на это обратить внимание и самому разобраться, то может быть, это будет эффективно...». (И2-6)

35 6. Низкие оценки эффективности использования технологий электронной демократии для решения проблем Распределение ответов на вопрос «ДАВАЙТЕ ПРЕДСТАВИМ, ЧТО У ВАС И ВАШИХ ОКРУЖАЮЩИХ (СОСЕДЕЙ, ЗНАКОМЫХ, ДРУЗЕЙ, КОЛЛЕГ ПО РАБОТЕ) ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШИТЬ ВОЛНУЮЩУЮ ВАС ОБЩЕСТВЕННУЮ ПРОБЛЕМУ. КАКИЕ ИЗ УКАЗАННЫХ СПОСОБОВ ОБРАЩЕНИЯ ВНИМАНИЯ НА ПРОБЛЕМУ И ЕЕ РЕШЕНИЕ КАЖУТСЯ ЛИЧНО ВАМ СКОРЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ, А КАКИЕ – СКОРЕЕ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ?» (в % от всего населения)

36 Перспективы развития технологий электронной демократии Выводы исследования

37 В целом участники опроса довольно оптимистично воспринимают перспективы развития электронной демократии, хотя и видят для этого довольно много препятствий на сегодняшний день. Превращение существующих технологий электронной демократии в полноценный инструмент организации коллективных действий, участия граждан во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, выражения общественных интересов и защиты прав и свобод граждан потребует значительных усилий и от граждан, и от власти. Тем не менее, как показало исследование, использование технологий ЭД начинает играть позитивную роль в вовлечении граждан в общественную деятельность и в привлечении внимания властей к актуальным социальным проблемам. Вероятно, что порталы ЭД можно рассматривать как один из инструментов (пока скорее потенциальных, а не реальных) активизации гражданской инициативы, пробуждения общественного сознания, вовлечения россиян в решение социально значимых проблем и участие в управлении. Перспективы развития технологий электронной демократии «… еще долгое время в нашей стране это будет носить больше информационный характер, нежели именно решающий характер».

38 1.Повышать информированность россиян о современных технологиях электронной демократии, о площадках ЭД, их возможностях и т.д., вести разъяснительную работу. 2.Для преодоления недоверия к информационно-коммуникационным технологиям ЭД и привлечения граждан в рамках информационной работы пропагандировать положительные примеры решения проблем с помощью размещения обращения на порталах ЭД, «истории успеха» обращений. 3.Расширять уровень компьютеризации и интернетизации в стране, повышать интернет-грамотность населения, особенно в старших возрастных группах. 4.Упрощать интерфейсы порталов, делая их более доступными для людей разного возраста, уровня образования и владения компьютером. 5.Создание механизма (в том числе, правового) регулирования взаимодействия между «подписантами» и адресатами обращений. Шаги для распространения практик электронной демократии

39 1.Новые информационно-коммуникационные технологии увеличивают возможности для активности широких аудиторий в выражении своих интересов, участии в управлении, организации коллективных действий, объединении граждан вокруг социально-значимых проблем и т.п. Статистика фиксирует рост использования в России современных технологий электронной демократии. 2.При этом исследование обнаружило ряд проблем и препятствий на пути дальнейшего развития электронной демократии, лежащих в разных плоскостях (от отсутствия полноценной интернетизации и компьютеризации в России, низкой интернет-грамотности особенно в старших возрастных группах до низкой гражданской активности населения, его недоверия к властным органам и неумения вести диалог с властью на понятном власти языке, позиции самой власти в отношении общественных инициатив «снизу»). 3.Уровень эффективности использования современных технологий электронной демократии на сегодня можно оценить как низкий. Размещение публичных обращений не может рассматриваться как самостоятельный (самодостаточный) инструмент, а только как дополнительное средство решения социальных проблем, поскольку добиться реальных социальных изменений только посредством размещения обращения и сбора необходимого числа подписей практически невозможно. Основные выводы исследования

40 5. Информационное сопровождение проекта

41 Результаты настоящего проекта были представлены в ходе презентации, состоявшейся 10 апреля 2014 года в Центре изучения интернета и общества при Российской Экономической Школе (РЭШ). Анонс о мероприятии был опубликован на сайте Центра, дальнейшее распространение информации осуществлялось по списку контактов для рассылки Центра, в социальных сетях (Facebook, Twitter), на сайте "Теории и практики". Всего в презентации приняли участие 16 человек, среди которых были представители исследовательских компаний, вузов, некоммерческих организаций из Москвы и некоторых регионов РФ.сайте Центра Позднее отдельные элементы презентации были выложены в открытый доступ в сети Интернет: Видео презентации – на сайте YouTube.comYouTube.com Презентация (слайды) выступления – на сайте SlideShareсайте SlideShare Общая новость о проведении семинара была опубликована на сайте Центра изучения интернета и общества, а также на сайте Группы ЦИРКОН.Центра изучения интернета и обществаГруппы ЦИРКОН В дальнейшем планируется представление результатов исследования на семинарах, круглых столах, конференциях, посвященных проблемам электронной демократии, активности в социальных сетях и др. В частности, планируется представление результатов на Третьем Федеральном конгрессе по электронной демократии, организуемом РАРИО мае 2014 года в Москве. Кроме того, информация о результатах исследования будет предложена для публикации в профессиональных СМИ. Информационное сопровождение реализации проекта

Благодарим за внимание! Исследовательская группа ЦИРКОН Skype: zircon.r.g. 8(495) ,