Профилактика жестокого обращения с детьми Снегирева Татьяна Владимировна, доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психология образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ Понятие и формы жестокого обращения с детьми. Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты.
Advertisements

Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 24.
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
Профилактика жестокого обращения с детьми. Что такое жестокое обращение с детьми? Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Семейное насилие.. Насилие против супруги. Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
« НАСИЛИЕ : МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ». « Насилие над детьми » жестокое обращение с детьми. Может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального.
Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы,
Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление.
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо которое вследствие безнадзорности "или беспризорности находится в обстановке, представляющей.
Транксрипт:

Профилактика жестокого обращения с детьми Снегирева Татьяна Владимировна, доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психология образования и развития ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

2 млн детей ежегодно жестоко избиваются родителями каждый десятый ребенок умирает от полученных побоев 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством более 50 тыс. детей уходят из дома около 40 % сексуальных насильников несовершеннолетних являются родственниками жертв насилия Институт федерализма и гражданского общества // Альманах «Личность и мир». Жизненная практика. Современная ситуация. URL:

Употребление термина Жестокое обращение с детьми Насилие «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка» Ярская-Смирнова Г.Р., 2008 «физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности» Ярская-Смирнова Г.Р., 2008

эксплуатациязлоупотребление принуждение синдром опасного обращения с детьми управление и манипуляция поведением детей

преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии Физическое насилие длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у него патологических черт характера или нарушению психического развития. Эмоциональное насилие вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Сексуальное насилие неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т. д. Пренебрежение нуждами ребенка

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку Связанные с особенностями семьи в целом Связанные со здоровьем родителей семьи с низким материальным уровнем жизни, для которых характерна систематическая неспособность или нежелание родителей обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, медицинском уходе и т. д.; многодетные семьи; неполные или конфликтные семьи; семьи, где есть усыновленные дети. алкоголизм одного или обоих родителей

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку Связанные с личностными и характерологическими особенностями родителей; с родительскими установками Раздражительность, иногда и агрессивность; Сниженный уровень самоконтроля; Стремление к доминированию; Повышенный уровень раздражительности; Неуверенность в собственных силах, неадекватная самооценка; нереалистично высокий уровень ожидании ̆ по отношении ̆ к ребенку; неоправданные ожидания родителей родившегося ребенка, его физическими (включая пол) и интеллектуальными возможностями, способностями; искаженное восприятие ребенка, страх, что ребенок «испортится»; преувеличение ценности физических наказании ̆

Основные факторы риска применения различных видов насилия по отношению к ребенку Связанные с особенностями ребенка Гиперкинетический синдромом; Чрезмерная подвижность; Сниженная способность к концентрации внимания; Нелюбимый или «нежеланный» ребенок; Физические и психические отклонения ребенка.

Ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми К ближайшим относятсяК отдаленным относятся Физические травмы; Повреждения; Острые психические реакции в ответ на любую агрессию, (особенно на сексуальную). Различные заболевания; Личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития; Тяжелые социальные последствия (вред для жертвы и для общества).

К социальным потерям в результате насилия над детьми относят формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками: Стремление разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий Личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательным и для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками Нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться Насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей.

Являясь системой мероприятии ̆ по предотвращению жестокого обращения и его негативных последствии ̆, профилактика не может сводиться только к правовым мерам и требует координации усилии ̆ многих специалистов Сафуанов Ф.С., 2003

Перечень семеи ̆ ных факторов возникновения жестокого обращения Какие семьи относятся к группе повышенного внимания? Социально-экономический статус и структура семьи; Внутрисемейные отношения; Психологический, психический и соматический статус взрослых членов семьи.

Меры профилактики жестокого обращения Первичная профилактика Предупреждает появление всех видов насилия и пренебрежения нуждами ребенка Предполагает оценку степени риска возникновения этих явлении ̆ в конкретной семье Превентивная поддержка до сих пор адресована в основном социально незащищенным семьям и семьям, воспитывающим детей с нарушениями психики Проблемы

Основные направления первичной профилактики Терапия детско-родительских отношений в рамках системного, поведенческого подходов и гештальт-традиции Повышение информированности родителей о возрастных закономерностях развития детей, методах воспитания и обучения Формирование у родителей навыков конструктивного преодоления трудностей в общении с детьми

Меры профилактики жестокого обращения Вторичная профилактика Предупреждение эскалации жестокого обращения и появления вторичных психологических проблем у ребенка, формирование у взрослых мотивации к изменению своего поведения Предупреждение пренебрежения потребностями ребенка в эмоциональном контакте Проблемы Отдельные проявления жестокого обращения, однако выраженный ущерб отсутствует и ребенок продолжает воспитываться дома Модель «холодного» стиля воспитания

Основные направления вторичной профилактики Глубокое изучение семейной системы в целом, родительских ценностей и установок, эмоционально-личностной сферы и индивидуального опыта взрослых членов семьи Создание условий для осознания взрослыми членами семьи содержания текущей ситуации и возможностей ее изменения Обеспечение поддержки ребенка

Меры профилактики жестокого обращения Третичная профилактика Невозможность дальнейшего пребывания ребенка в семье «структурированное принятие решений», как совокупность принципов, уровней и инструментов принятия решения о неотложности и оптимальном характере реагирования аргументы и контраргументы, касающиеся изъятия ребенка условия и механизмы возможного возврата или замещающего семейного устройства реабилитация и адаптация к замещающим условиям могут быть сопряжены с целым рядом трудностей Проблемы

Основные направления третичной профилактики Разработка эффективных способов восстановления безопасности в родной семье Технологии «возврата» должны использоваться в период временного пребывания ребенка в социальном учреждении. Реабилитация ребенка

Основные элементы системы защиты ребенка от насилия и жестокого обращения Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы; Службы помощи, профилактики и реабилитации Объекты участия; Субъекты воздействия; Программы профилактик и реабилитации Управление системой. Гильманов С. А.

Службы помощи, профилактики и реабилитации службы кризисного реагирования (кризисные центры для детей или центры временного пребывания, кризисный телефон доверия); службы, несущие функции опеки и попечительства (детские дома, интернаты, дома ребенка, приемные семьи); службы реабилитации и помощи (социально- психологические центры, юридические консультации, поликлиники, детские больницы, центры социальной реабилитации); службы организации досуга (детские клубы, дома творчества, музыкальные школы, спортивные школы и секции)

Объекты участия защиты ребенка от насилия и жестокого обращения все дети, подростки и юноши до 18 лет (для организации профилактической работы); дети «группы риска»; семьи «группы риска»; учреждения «группы риска».

Субъекты (кто обеспечивает деятельность системы) педагоги; психологи; врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи); средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник; инспектора по делам несовершеннолетних; социальные работники, социальные педагоги; юристы (суд, прокуратура, адвокатура)

Технологическая цепочка работы специалистов (Гильманов С.А.) Выявление ситуации насилия над ребенком Сообщение о насилииВыработка решения о действияхПринятие решения Мониторинг реализации решения и результатов действий

Программы профилактики и реабилитации для детей дошкольного и школьного возраста для родителей для специалистов Образовательные программы семьям специалистам детям и подросткам Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской) консультативной помощи до - и послеродовый патронаж всех семей посещение семей службами социальной помощи посещение семей педагогами образовательных учреждений Программы посещения семей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!