Среди садов и парков (Лицейские). История Лицея Среди садов и парков города Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание Лицея. Здесь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лицейские годы А.С.Пушкина (1811 – 1817). 19 октября 1811 года в Царском Селе был открыт лицей - учебное заведение повышенного типа.
Advertisements

Лицейские годы А.С.Пушкина ( ) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы; нам целый мир чужбина, Отечество нам.
Лицейские годы Пушкина Царское село. Открытие лицея 19 октября 1811 года. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники.
Сочинение-описание интерьера по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея» Сочинение-описание интерьера по литографии В. П. Стасова «Актовый зал Лицея»
Гипотеза Мы думаем, что лицейские годы А. С. Пушкина не похожи на наши потому, что …
ГОУ СОШ 797 г. Москвы Презентацию подготовил учитель русского языка и литературы Куляшова Лилия Владимировна Октябрь 2011 Царскосельский пушкинский лицей.
Хлыстенко Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Всеволожская открытая сменная общеобразовательная школа 2» г. Сертолово 2012 г. Урок.
Ц АРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ А. Пушкин Здравствуй, время гордых планов, Пылких клятв и долгих встреч! Свято дружеское пламя, Да не просто уберечь... Мы, подобно.
Презентация к уроку литературы в 5 кл. Выполнена учителем Н.Л.Розенберг и учеником 5 кл. А.Копаневым, МКОУ СОШ с.Лукашкин Яр.
19 октября - День лицея. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Название, данное учебному заведению, « поражало публику в России » Не всем было известно,
«А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях».
Царское село Императорский лицей. Лицей помещался во флигеле Екатерининского дворца.
Прекрасен наш союз! Куда бы нас ни бросила судьбина, судьбина, И счастие куда б ни повело, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Царскосельскому лицею Презентация посвящается. История Основан в 1810 г. По распоряжению Александра I.
Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.С. Пушкин.
Царскосельскому Лицею 200 лет. Лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию, празднует своё двухсотлетие. Царскосельский Лицей.
Александр Сергеевич Пушкин. Смерть на взлете.. В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий.
Моя работа по литературе выполнил Ильченко Сергей А.С.Пушкин: «Лицей всему начало положил»Лицей.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
К дню лицеиста Лицей в Царском селе. Царскосельский лицей (г. Пушкин). Гравюра Ж. Мойера (1822 г.).
Транксрипт:

Среди садов и парков (Лицейские)

История Лицея Среди садов и парков города Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание Лицея. Здесь учился великий Русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь он хранил в своем сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе – так прежде назывался город, о наставниках и первых друзьях. Название «Сарское» произошло от финского наименования деревни Саари Мойс – Верхняя Мыза. 29 августа 1808 г.

Царское Село Царское Село было объединено с уездным городом София в одно Царское Село, но название София как части Царского Села сохранилось до наших дней, его достопримечательностью является Софийский собор. Царское Село, городок, окруженный зеленью лугов и бесконечными парками, выделялось как редкостная жемчужина среди всех пригородов Петербурга. Три необъятных парка, два огромных дворца и множество павильонов, памятников, статуй. Осень в царскосельских парках – пламень красных, оранжевых и желтых листьев на синеве неба, их шуршание под ногами. В любое время года, в любую погоду «сады Лицея» дарили и до сих пор дарят человеку истинное наслаждение.

Царское Село Название учебного заведения – Лицей – возникло в глубокой древности. Одна из окраин греческого города Афины некогда называлась Ликей. Здесь стоял храм Аполлона. Аполлон или Феб, то есть Блистающий, по верованиям древних являвшийся богом Солнца, покровителем поэзии, музыки, искусства, имел ряд прозвищ, в том числе Ликейский. В обширном и прекрасном саду храма находился знаменитый «гимнасий». Здесь юношей учил сам основатель «гимнасия», величайший философ древности Аристотель. Царскосельский Лицей был преемником славных традиций древней школы. Лицей в Царском Селе был первым в России. Он был учрежден исключительно «для юношества благородного происхождения, предназначенного к важным частям службы государственной». Позднее открылись и другие лицеи – привилегированные мужские средние или высшие (юридические) учебные заведения. Но лишь Царскосельский Лицей годов составил наиболее яркую страницу в истории русской культуры.

Преподаватели Для работы были приглашены самые лучшие преподаватели. Занятия по всем предметам вели профессора, помощники профессора, учителя. Причем главные науки в Лицее преподавались русскими педагогами, а не иностранными, как это было раньше – в этом заключалось новшество. Каждый поступающий в Лицей должен был пройти медицинский осмотр и сдать вступительный экзамен. 22 сентября по докладу министра воспитанниками были утверждены 30. Почти все дети попали в Лицей по рекомендациям влиятельных лиц, но титулованных среди воспитанников оказалось только 5 человек, хотя богаты они не были.

Педагогам и наставникам полагалось относиться к наставникам корректно, как к взрослым; их должны были называть только на «вы» с обязательным прибавлением к фамилии обращения «господин». Некоторые воспитанники оставались между собой на «вы». В Лицее впервые были запрещены телесные наказания. В других учебных заведениях мальчиков секли. Слово «лицеист» появилось гораздо позднее, после того, как Пушкин уже покинул Лицей. Историк Лицея Кобенко Д.Ф. говорил в своем исследовании, что «Царскосельскому Лицею неизвестно было слово «лицеист», вошедшее в употребление только по перемещении Лицея в Петербург». Для Лицея отведено 4-х этажное здание, примыкавшее к Екатерининскому дворцу, соединенным с ним крытым переходом. В нем были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. В распоряжении воспитанников была огромная столовая, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, больница.

В верхнем этаже были спальни. В каждой из них стояла железная кровать, комод, умывальник и конторка (высокий письменный стол с наклонной доской) с чернильницей. Общие комнаты освещались масляными лампами, это было роскошью для того времени, т.к. в России были широко распространены свечи. А лампы горели только во дворцах да у немногих богатых людей. Спальни воспитанников были пронумерованы, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Особенно это было удобно, когда они друг другу писали записки, чтоб не раскрываться, они подписывались номером комнаты.

У Пушкина был 14, а у его ближайшего друга Ивана Пущина 13. Перегородка между комнатами была тонкая, и лицеисты часто перед сном переговаривались. В начале октября 1811 г. принятые в Лицей мальчики начали съезжаться. Им предстояло прожить в Лицее 6 лет. Занятий пока не было, но некоторые профессора приходили заниматься с учениками, «предварительно испытывая силы каждого». Наконец, собрались все 30 воспитанников. Приехал министр, все осмотрел, сделал репетицию церемониала в полной мере, т.е. всех водили в залу «известным порядком», «ставили куда следует по списку, вызывали и учили кланяться…».

Большой зал Большой зал Лицея, где проходила репетиция, был не очень велик, но красив. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, окрашенными под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену и малиновыми портьерами с шелковыми кистями. Здесь предполагалось устраивать публичные экзамены, выпускные акты и другие торжества. Стены были искусно расписаны клеевыми красками. Воинские доспехи, знамена, орлы, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал. Государев портной сшил воспитанникам синие мундирчики с галунными воротниками (с золотыми или серебряными нашивками), белые панталоны в обтяжку; при этом полагались ботфорты и треуголки. Эта была парадная форма. А для будней шили сюртуки с красными воротниками. Большой зал Лицея, где проходила репетиция, был не очень велик, но красив. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, окрашенными под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену и малиновыми портьерами с шелковыми кистями. Здесь предполагалось устраивать публичные экзамены, выпускные акты и другие торжества. Стены были искусно расписаны клеевыми красками. Воинские доспехи, знамена, орлы, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал. Государев портной сшил воспитанникам синие мундирчики с галунными воротниками (с золотыми или серебряными нашивками), белые панталоны в обтяжку; при этом полагались ботфорты и треуголки. Эта была парадная форма. А для будней шили сюртуки с красными воротниками.

День открытия Лицея 19 октября 1811 года в Большом, рекреационном (помещении для отдыха), зале состоялось открытие Лицея. Торжество проходило в четверг в праздничной обстановке в присутствии царя и большого количества знатных особ. К торжеству тщательно готовились. 19 октября 1811 года в Большом, рекреационном (помещении для отдыха), зале состоялось открытие Лицея. Торжество проходило в четверг в праздничной обстановке в присутствии царя и большого количества знатных особ. К торжеству тщательно готовились.

Первый директор Директором был назначен В.Ф. Малиновский. Он славился как знаток русской старины, одно время ведал Оружейной палатой в Кремле и составил ее описание. Занимался литературной деятельностью. По образованию он был филолог. Кончил Московский университет. Это был кроткий, застенчивый, душевный человек, кабинетный мечтатель, проповедник всеобщего братства и всеобщего мира. Лицеисты бывали у него запросто и очень любили ходить к нему. Описание открытия было занесено в журнал Конференции Лицея, решением Конференции было постановлено обнародовать его, напечатав в «Ведомостях» обеих столиц, изготовить оттиски речей и разослать их в академии, университеты.

Дисциплина Родители и родственники воспитанников, жившие в Петербурге и других городах, могли иметь свидания со своими детьми только в определенные дни и только в Лицее (это было заведение закрытого типа). Некоторые воспитанники за 6 лет обучения ни разу не повидали своих родителей, так как и каникулы ученики должны были проводить в его стенах. Каникулы же в Лицее были раз в году, в июле.

Расписание Уроки чередовались с отдыхом – учились по 7 часов в день с большими перерывами. Установленный раз и навсегда порядок соблюдался строго. Вставали в 6ч. по звону лицейского колокола, одевались и шли на молитву. В 9.00 чай и прогулка в любую погоду в сопровождении гувернера и дядьки. От 10 до 12 – занятия. С 12 до 13 – прогулка. В – обед. С 14 до 17 занятия, потом чай и прогулка до 18. В – ужин; в 22 – молитва и сон.

Программа обучения В правах и преимуществах Лицей был приравнен к российским университетам, но в то же время не походил на университеты. В университетах науки преподавали во всей их обширности, доводя до совершенства. В Лицее «детей благородного происхождения» готовили к особенной цели, поэтому преподавали им «главные основания» многих наук. Программа была насыщенной, за 6 лет лицеисты многому научились. Кроме общеобразовательных предметов преподавали право, философию, нумизматику (наука, изучающая монеты), историю изящных искусств. Весь курс делился на 3-летний начальный и 3-летний окончательный. При переходе с одного курса на другой проводились экзамены.

В Лицее сразу же создалась обстановка, способствовавшая развитию поэтических и художественных наклонностей. Этому содействовало все: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику.

В декабре 1812 г. было произведено полугодичное испытание воспитанников. Лучшими, самыми способными, с превосходными успехами названы по первенству: Горчаков, Вольховский, Маслов и Есаков. Александр Пушкин сразу же выделился среди всех своих соучеников широтой познаний, недосягаемой для других начитанностью и феноменальной памятью. Но при этом он отличался скромностью, какая возникает лишь тогда, когда знания и дарования человека истинны и глубоки. В декабре 1812 г. было произведено полугодичное испытание воспитанников. Лучшими, самыми способными, с превосходными успехами названы по первенству: Горчаков, Вольховский, Маслов и Есаков. Александр Пушкин сразу же выделился среди всех своих соучеников широтой познаний, недосягаемой для других начитанностью и феноменальной памятью. Но при этом он отличался скромностью, какая возникает лишь тогда, когда знания и дарования человека истинны и глубоки.

В свободное от классов время воспитанники более всего литераторствовали – издавали рукописные журналы. Это была традиция почти во всех учебных заведениях, особенно закрытого типа. Все вместе сочиняли «национальные песни», где в шутливых, иногда и злых, куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Рукописные журналы носили названия: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы», «Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт». Иллюстрировался журнал в основном Илличевским, способным рисовальщиком и карикатуристом. В свободное от классов время воспитанники более всего литераторствовали – издавали рукописные журналы. Это была традиция почти во всех учебных заведениях, особенно закрытого типа. Все вместе сочиняли «национальные песни», где в шутливых, иногда и злых, куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Рукописные журналы носили названия: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы», «Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт». Иллюстрировался журнал в основном Илличевским, способным рисовальщиком и карикатуристом.

Директор Лицея В.Ф. Малиновский скоропостижно скончался. Его смерть была для воспитанников тяжелой потерей. Но за полтора года директорства он успел так крепко наладить их жизнь, что ее не испортили даже два года анархического междуцарствования, когда Лицеем попеременно правили то профессор Кошанский, то австриец Гауеншильд. Директор Лицея В.Ф. Малиновский скоропостижно скончался. Его смерть была для воспитанников тяжелой потерей. Но за полтора года директорства он успел так крепко наладить их жизнь, что ее не испортили даже два года анархического междуцарствования, когда Лицеем попеременно правили то профессор Кошанский, то австриец Гауеншильд.

22 декабря 1814 г. в приложении к «Санкт- Петербургским ведомостям» было помещено объявление: «Императорский Царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа будущего января месяца, от 10 часов утра до 3-х пополудни, имеет быть публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст». Экзамен по русскому языку включал чтение собственных сочинений.

В этот день Пушкин был призван поэтом 8 января летний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу – победителю в Отечественной войне 1812 г. – «Воспоминания в Царском Селе».

Е.А. Энгельгардт В марте 1816 г. директором Лицея был назначен Е.А. Энгельгардт, восстановивший дисциплину. Он был добросовестный, честный, сентиментальный и ограниченный. У него не было разнообразных познаний Малиновского; но он заботился о лицеистах и со многими из них подружился на всю жизнь.

В начале 1817 г. лицейским воспитанникам впервые за 6 лет разрешили побывать дома на рождественских каникулах. В течение долгих пяти лет 29 юношей составляли своеобразную семью. Веселые и меланхоличные, добродушные, а порой и злые насмешники, сдержанные и безудержно пылкие, они породнились. Но, как многочисленные братья одной семьи, они были и остались различны. Последние дни… И первые питомцы навсегда покинут стены Лицея. Через все жизненные радости и невзгоды они пронесут благодарную память о Лицее и о своих наставниках. Шесть лет, проведенные здесь, станут самыми дорогими днями юности.

Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И Царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум, - так писал Александр Пушкин в мае 1817 г.

9 мая 1817 г. было определено, что окончившие курс воспитанники Лицея поступают на гражданскую службу с чинами от IX до XIV класса включительно и на военную службу в гвардейские или армейские полки. Золотые медали получили: В.Д. Вольховский – 1-я (Большая), А.М. Горчаков – 2-я (Малая); серебряные медали получили: Д.М. Маслов - 1-я, С.С. Есаков – 2-я, В.К. Кюхельбекер – 3-я, С.Г.Ломоносов – 4-я. Рисунок для изготовления медалей был представлен директором Лицея Е.А. Энгельгардтом министру просвещения князю А.Н. Голицыну. Золотые медали отличались только размером - они были меньше серебряных.

На лицевой стороне медали были изображены: сова – мудрость; лира – поэзия; венок дубовый – сила; венок лавровый – слава; под лирой на полуразвернутом свитке – фамилия получившего медаль и год выпуска. Над всем этим надпись: «ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ». Это изображение стало в дальнейшем эмблемой Лицея, его гербом.

29 юношей собрались в последний раз и с тех пор в таком составе более никогда не собирались… На выпускной пришел царь в сопровождении исполняющего обязанности министра народного просвещения князя Голицына. С приветственным словом к выпускникам обратился Е.А. Энгельгардт. Был зачитан список воспитанников с «означением преимуществ, с коими каждый из них по мере успехов и достоинства» определяется на службу, розданы медали, похвальные листы и свидетельства.

В заключение Энгельгардт обратился с напутственными словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще! Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Он роздал выпускникам чугунные кольца в виде рук, сомкнувшихся в пожатье. В заключение Энгельгардт обратился с напутственными словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще! Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…» Он роздал выпускникам чугунные кольца в виде рук, сомкнувшихся в пожатье.

На гражданскую службу выпустили 17 человек; военную службу предпочли сами 12 человек. По окончании Лицея его питомцы разъехались. Перед отъездом воспитанники оставили в книге Энгельгардта свои записи. И вместе с директором они воздвигли близ Лицея в ограде маленькой Знаменской церкви, там, где позднее был устроен лицейский садик, символический памятник – Гению. На дерновый холмик кубической формы положили каменную плиту с вырезанной на ней позолоченной латинской надписью: «Гению, покровителю здешних мест, первый курс воздвигнул». На гражданскую службу выпустили 17 человек; военную службу предпочли сами 12 человек. По окончании Лицея его питомцы разъехались. Перед отъездом воспитанники оставили в книге Энгельгардта свои записи. И вместе с директором они воздвигли близ Лицея в ограде маленькой Знаменской церкви, там, где позднее был устроен лицейский садик, символический памятник – Гению. На дерновый холмик кубической формы положили каменную плиту с вырезанной на ней позолоченной латинской надписью: «Гению, покровителю здешних мест, первый курс воздвигнул».

В Лицейском саду находится один из лучших памятников Александру Сергеевичу Пушкину, выполненный в бронзе по проекту скульптора Р.Р.Баха в 1900 г. Пушкин изображен юношей в лицейском мундире, сидящим на парковой чугунной скамье. Поэт задумчиво смотрит вдаль. Старинная скамья, большой старый пень, узловатые корни напоминают тихий уголок Екатерининского парка, где так любил бывать Пушкин.

Своеобразным символом города Пушкина стал фонтан «Девушка с кувшином» работы скульптора П.П. Соколова, созданный в 1816г. Сюжет композиции заимствован из басни французского поэта XVII века Ж.Лафонтена «Молочница». Перед девушкой – разбитый кувшин, и из него неиссякаемой струйкой течет ключевая вода. Александр Пушкин любил читать басни Лафонтена. Перед отъездом в Лицей сестра Ольга подарила ему томик на память.

В нем была басня «Молочница» о девушке Пьеретте, которая направлялась на рынок продавать молоко, размечталась, уронила кувшин и разбила его. Расстроенная случившимся, она грустно смотрит, как молоко струйкой течет из разбитого кувшина. А.С.Пушкин посвятил этому фонтану поэтические строки: «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печальна сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева над вечной струей вечно печальна сидит.»

Литература : 1. Руденская С.Д. Царскосельский – Александровский Лицей СПб, Басина М. Город поэта.- Л., rce=10387&id_site=11