-ТЬСЯ ИЛИ –ТСЯ ? Что делать? Что сделать? Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делает? Что сделает?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О чём идёт речь ? Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
Advertisements

Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний –это СПРЯЖЕНИЕ.
ЧислоЛиц о 1 спряжение2 спряжение Ед. 1-е 2-е 3-е пою, читаю поёшь, читаешь поёт, читает молчу, верю молчишь, веришь молчит, верит Мн. 1-е 2-е 3-е поём,
Спряжение глаголов Учитель начальных классов Сазнова Татьяна Евгеньевна МОУ «СОШ 222» г. Заречный.
Тема урока: Проверь свои умения Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Благовещенска Макарова Оксана Николаевна.
Что делать? Что делал? Что делала? Что делали? Что будет делать? Что сделать? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. А.С.Пушкин.
Урок по теме: «Морфологический разбор глагола». Основные вопросы: На какие вопросы может отвечать глагол? Что обозначает глагол как часть речи? Как изменяется.
СПРЯЖЕНИЕ Подготовка к ЕГЭ. Спряжение – 1) изменение глаголов по лицам; 2) класс глаголов, имеющих одинаковые словоизменительные формы.
Открытый урок русского языка в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Учитель Полевая Л.И.
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»..
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Урок русского языка в 6 классе СПб АППО Центр информатизации образования Санкт-Петербург 2007 год Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель:
Транксрипт:

-ТЬСЯ ИЛИ –ТСЯ ? Что делать? Что сделать? Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делает? Что сделает?

Морфологические признаки Глагол изменяется по: Глагол изменяется по: временам(прошедшее, настоящее, будущее); временам(прошедшее, настоящее, будущее); лицам( в настоящем и будущем времени); лицам( в настоящем и будущем времени); родам (в прошедшем времени); родам (в прошедшем времени); числам. числам. Бывает 1 и 2 спряжения. Бывает 1 и 2 спряжения.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА - ИТЬ -ЯТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, - АТЬ, - ЕТЬ, - ЫТЬ и др. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ 2 гл. на - ить 4 гл. на – ать, 7 гл. на – еть. Личные окончания глаголов -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют) -у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(ят) III

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПОМОГУТ (I СПРЯЖЕНИЕ, БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ, 3 ЛИЦО, МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО) ПОМОГУТ (I СПРЯЖЕНИЕ, БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ, 3 ЛИЦО, МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО)

Дpyжба кpепкая не слома…тся, Hе pаскле…тся от дождей и вьюг. Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит - Вот что значит настоя- щий веpный дpyг! Дpyжба кpепкая не слома…тся, Hе pаскле…тся от дождей и вьюг. Дpyг в беде не бpосит, лишнего не спpосит - Вот что значит настоя- щий веpный дpyг!

САМОПРОВЕРКА НЕ СЛОМАЕТСЯ – СЛОМАТЬСЯ ( 1 СПР, БУДУЩ. ВР, 3 Л, ЕД. Ч) НЕ РАСКЛЕИТСЯ – РАСКЛЕИТЬСЯ ( 2 СПР, БУДУЩ. ВР, 3 Л, ЕД. Ч)

Синтаксическая роль В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым: В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым: Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

Работа с текстом Практикант Игорь Марков работал в отряде первое лето. В конце сентября мне привелось пойти с ним в маршрут. Я простудился. Б..лело горло лицо изуродовал флюс. Есть я мог только то, что не нужно жевать. Из таких продуктов у нас имелась одна манная крупа. Сидеть вместе со мной на подобном питании здоровому Игорю не особенно привлекательно. А г..товить отдельно для меня и для него мы (не)могли: кончался бензин. Когда я сказал об этом Маркову, он неожиданно обрадовался: - Это же моя любимая каша, мне ее всегда (не)хватало. - Это же моя любимая каша, мне ее всегда (не)хватало. И мы стали питат..ся одной манкой. И мы стали питат..ся одной манкой. Вернулись мы домой, и я как-то пришел к Маркову в гости. Его мать угостила нас обедом. Перед тем, как принести второе, она сказала: Вернулись мы домой, и я как-то пришел к Маркову в гости. Его мать угостила нас обедом. Перед тем, как принести второе, она сказала: - А сейчас будет любимое блюдо Игорька! - А сейчас будет любимое блюдо Игорька! -Манная каша?- дог..дался я. -Манная каша?- дог..дался я. - Что вы? Он с детства ненавид..т ее больше всего на свете! - Что вы? Он с детства ненавид..т ее больше всего на свете! ( Б.Лузгин)

Болело горло, лицо изуродовал флюс. (Повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – болело горло, во втором – изуродовал флюс. Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятой.,. 1)2)

Глагол Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее и будущее. Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее и будущее. по лицам и числам( в наст. и буд.времени) по лицам и числам( в наст. и буд.времени) по родам ( в прошедшем времени) по родам ( в прошедшем времени) В предложении глагол бывает обычно сказуемым. В предложении глагол бывает обычно сказуемым.

Домашнее задание Прочитать параграф 107; Прочитать параграф 107; *написать мини – сочинение о друге, используя глаголы; *написать мини – сочинение о друге, используя глаголы; **определить морфологические признаки трех глаголов; **определить морфологические признаки трех глаголов; *** Упр. 612 *** Упр. 612

ПОСЛОВИЦЫ Без беды друга не узнаеш(?). Без беды друга не узнаеш(?). Нет друга – ищи, а нашел – береги. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Дружба – как стекло, разобьеш(?) – не сложиш(?). Дружба – как стекло, разобьеш(?) – не сложиш(?). Неверный друг - опасный враг. Неверный друг - опасный враг. Дружбу помни, а зло забывай. Дружбу помни, а зло забывай. Для дружбы нет расстояний Для дружбы нет расстояний Недруг поддакивает, а друг спорит. Недруг поддакивает, а друг спорит.