Развитие критического мышления через чтение и письмо
Критическое мышление - это мышление Не принимающее догм Открытое мышление Отличается взвешенностью, логичностью Целенаправленностью Это готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, поиск компромиссных решений
ВЫЗОВ Список известной информации Ее систематизация Ответы на вопросы Ключевые слова ОСМЫСЛЕНИЕ Изучение нового материале Сопоставление новой информации с имеющимися знаниями и опытом Обращение внимания на неясности и выявление противоречий РЕФЛЕКСИЯ Подведение итогов как предварительное, так и заключительное Суммирование информации Положение технологии РКМЧП – следование фазам :
Свободный обмен мнениями Уважение к мнению каждого участника Терпимость к критике Усвоение организационной работы лидера, сотрудника, подчиненного Формирование опыта вступления в контакт с окружающей средой Адаптация к ритму работы Управление своими эмоциями Групповая работа
Начнем с разминки … « Верите ли вы в то, что …» Имя как аббревиатура или Акростих Личный герб и девиз Профессиональный автопортрет : за что меня ценят – за что меня можно критиковать ? Синквейн, диаманта, хокку Записка из кармана Эмоциональный термометр Портрет неизвестного Что уже в конце 19 в. Городская дума рассматривала вопрос о строительстве метрополитена ? ИРИНА : и – искренняя р – решительная и – инициативная н – независимая а - альтруистка
Кластер Конфликт ВидыПричинаПоследствияРешения Графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово ( тема, проблема ), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой, или эти характеристики выбираются из текста.
Таблица ИНСЕРТ « » «+»«?» Прием маркировки текста « » - галочкой отмечается то, что известно ; « » - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих ; «+» – знаком плюс помечается то, что для читателя интересно и неожиданно ; «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Чтение текста с остановками О чем пойдет рассказ ? Как вы думаете чем закончится рассказ ? 1.Повествовательный текст 2.Стадию вызова необходимо пройти на основе заглавия текста или минимальной информации об авторе 3.Знакомство с остальными частями текста. 4.Главное !!!! Найти оптимальный момент в тексте для остановки.
ЗИГЗАК 4 человека Разбить всю учебную группу на подгруппы (4-5 человека ). 2. « Домашние » мини – группы пересчитать на 1- ый, 2- ой, 3- ий и т. д. 3.Одинаковые номера попросить собраться вместе, тем самым создав новые рабочие группы. 4.Каждой новой рабочей группе раздать определенные тексты. Эти тексты должны быть прочитаны, изучены и участники – партнеры должны определить эффективный способ передачи и обучения материалу внутри своей « домашней » группы. 5.Обучающиеся возвращаются в первоначальные мини – группы и по очереди знакомят друг друга с изученным материалом.
Сравнительная или концептуальная таблица ИзвозчикКонкаОмнибус Линия сравнения ТрамвайАвтобусТаксомотор Маршрут Популярность Внешний вид Сравнение трех или более объектов между собой. Главное !!!! Грамотно определить линии для сравнения
Толстые – тонкие вопросы Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения почему ? Почему Вы думаете, что …? Почему Вы считаете ? В чем различие ? Предположите, что будет, если ? Кто ? Что ? Когда ? Может ? Будет ? Мог ли ? Как звать ? Было ли ? Согласны ли Вы ? Верно ли ? Дискуссия (« за », « против », « нейтральная сторона » + аргументы и контраргументы ) Условия : Наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия Готовность участников слышать и слушать иные позиции Наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме Наличие возможности высказаться Развернутая, корректная аргументация своей позиции Наличие возможности задавать вопросы
Двойные ( тройные ) дневники Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление ( вызвала протест, воспоминание ) Даем комментарий : что заставило записать именно эту цитату ? Комментарий преподавателя ….. …. Таблица ЗХУ ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Записываем предположения Ставим вопросыДаем ответы на поставленные вопросы
Перепутанные логические цепи или РЕКЛЕ ( режим клеем ) Кубик 6 шляп Time- line Взаимоопрос или карусель, т. е. передача листка с вопросами друг другу для составления ответа, затем можно провести презентацию ответов - галерею
ИДЕАЛ и – идентификация проблемы д – доберитесь до ее сути е – есть варианты ее решения а – теперь за работу л – логические выводы Таблица ПМИ +- интересно Дерево предсказаний Сюжетная таблица или таблица « ЧТО ? ГДЕ ? КОГДА ? ПОЧЕМУ ?» Кольца Венна Объект
Пишем Пишем письмо ( выпуск статьи ) Инвентаризация – сбор информации и собирание мыслей. Черновик – учить не бояться допустить ошибку. Правка или редактирование – забота о том, чтобы текст был непротиворечивым, умение видеть фактические ошибки, умение исправлять эти ошибки. Публикация ( стенд, сборник, устно ). Очерк на основе интервью Подумать о человеке, у которого вам придется взять интервью. Составить список вопросов. Интервью. Письмо. Правка. Издание.
В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил « золотой мальчик », олицетворяющий собой « золотой век ». Тело мальчика было сплошь покрыто золотой краской. Забава гостей была роковой для мальчика. Он заболел и вскоре умер. Как вы думаете, каковы причины гибели мальчика ? Раскрыть проблемный вопрос, который остался после урока. Дописать возможный финал. Выделить положительные и отрицательные стороны. Найти причины Написать страничку из дневника путешественника. Виды домашних заданий