Информационная безопасность как педагогическая проблема 1.ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 2.ОСНОВЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Advertisements

ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнили: Идиятова Э., Юсупова Э.
Доктрина информационной безопасности Прокопенко К.В. Гр
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИБ Борисов В.А. КАСК – филиал ФГБОУ ВПО РАНХ и ГС Красноармейск 2011 г.
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Понятие безопасности личности, общества и государства.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 1391.
Презентацию выполнили студенты группы 9 По 101: Штельтер Никита Куценко Алексей Поморов Никита.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Приготовили: Гринёва Татьяна Жаркова Татьяна Глядковский Николай.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования март 2012 года.
Транксрипт:

Информационная безопасность как педагогическая проблема 1.ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 2.ОСНОВЫ ИБ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 3.МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Поляков Виктор Павлович профессор, д.п.н.

2 Закон РФ «О безопасности» от г. Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность ее права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

3 Виды безопасности Безопасность Общественная (социальная) Техническая (технологическая) Геобиофизическая

4 Уровни безопасности

5 Виды безопасности по содержанию ВоеннаяПолитическаяЭкономичес- кая ЭкологическаяИнформаци- онная Культурная Научно- технологич. СоциальнаяПравовая Демографичес- кая ГенетическаяКриминологи- ческая ЭнергетическаяИнтеллектуа- льная Другие

6 Роль и место ИБ в национальной безопасности России

7 Информация важнейшее оружие в конкурентной борьбе В настоящее время крылатыми стали слова, что важнейшим стратегическим ресурсом общества является информация. Информация становится важнейшим оружием в острой конкурентной борьбе в различных сферах: политической, экономической, духовной, нравственной, военной и т. д. Причем ее роль и значение важны не только на макроуровне, но и на уровне регионов, отраслей, сфер деятельности отдельных производственных единиц.

8 Доктрина информационной безопасности РФ (2000г.) Глава 1. ИБ РФ Глава 2. Методы обеспечения ИБ РФ Глава З. Основные положения государственной политики обеспечения ИБ РФ и первоочередные мероприятия по её реализации Глава 4. Организационная основа системы ИБ РФ

9 Информационная безопасность России Под ИБ России понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов: личности, общества, государства.

10 Составляющие ИБ России 1.Соблюдение прав и свобод граждан. 2.Информационное обеспечение государственной политики. 3.Развитие современных ИТ, отечественной индустрии информатизации. 4.Защита ИР от НСД, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

11 Угрозы ИБ России (по направленности): конституционным правам и свободам человека и гражданина; информационному обеспечению государственной политики РФ; развитию отечественной индустрии информатизации; безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

12 Ключевая роль обеспечения ИБ РФ в сфере экономики Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной г. Президентом РФ «…обеспечение ИБ РФ в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности РФ. Воздействию угроз ИБ РФ в сфере экономики наиболее подвержены: система государственной статистики; кредитно - финансовая система; информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности».

13 Подготовка специалистов в области ИБ в РФ

14 Первая группа противоречий между: уровнем требований, предъявляемых к индивидууму в постиндустриальном (информационном) обществе и уровнем личностной информационной культуры; темпами роста и обновления информационных ресурсов, развития и совершенствования современных ИКТ и возможностями их эффективного использования в сферах образования и профессиональной деятельности, ограниченными недостаточной информационной подготовкой; высокой затратностью внедрения современных ИКТ и недостаточной отдачей от их использования в сферах образования и профессиональной деятельности; стандартизацией и унификацией требований к качеству подготовки в области ИКТ на различных этапах образования и значительной дифференциацией индивидуальных уровней обученности, недостаточной межэтапной корреляцией программ подготовки в области ИКТ.

15 Вторая группа противоречий между: приматом безусловной ценности ИКТ как среды современного бизнеса и слабым отображением в личностном и общественном сознании их потенциальной опасности и связанных с этим рисков, угроз экономической безопасности; всё более значимой ролью информационной безопасности и информационного противоборства в профессиональной деятельности в сфере бизнеса в условиях современных рыночных отношений и конкурентной среды, и недостаточным уровнем реальной компетентности в области ИБ будущих специалистов; несоответствием значимости вопросов ИБ и педагогическим обеспечением их изучения в рамках информационного образования и ИП.

16 Педагогическое сопровождение ИБ Под педагогическим сопровождением изучения вопросов безопасности во всей их сложности и многообразии будем понимать систему взаимосвязанных и взаимоупорядоченных форм и методов педагогической работы, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов экономического профиля к решению задач профессиональной деятельности в условиях конкурентной борьбы и информационного противоборства.

17 Цели педагогического сопровождения Целями педагогического сопровождения подготовки специалистов экономического профиля по различным аспектам безопасности должно быть: формирование понимания важности проблемы безопасности, обеспечение проведения государственной политики безопасности, интегративное знание основных субъектов и объектов, угроз и опасностей, методов и средств обеспечения безопасности в своей области профессиональной деятельности в частности и социальной сфере в целом, обеспечение межпредметных связей дисциплин, изучающих вопросы безопасности для разных специальностей.

18 Принципы педагогического сопровождения Педагогическое сопровождение основывается на принципах системности, актуальности, прогностики, комплексности решения образовательных проблем, гуманизации образования, и должно быть направлено на решение совокупности научных, методических и практических задач. Педагогическое сопровождение проблем безопасности должно быть ориентировано по основным направлениям подготовки специалистов экономического профиля, в рамках каждого из которых необходимо учитывать особенности решения проблем безопасности в зависимости от конкретных специальностей и специализаций, конкретного вида деятельности по предназначению.

19 Методическая Система Обучения ИБ МСО ИБ должна быть ориентирована на формирование такой важной составляющей социальной культуры вообще и информационной культуры в частности, как культура информационной безопасности (КИБ). Информационная безопасность рассматривается как категория социальной культуры, объединяющая как личностную, так и деятельностную компоненты. КИБ человека основывается на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих баланс интересов личности, общества и государства в инфосфере.

20 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ (СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Формирование информационной безопасности Формирование и развитие информационной культуры Формирование информационной культуры Подготовка к будущей профессиональной деятельности в области бизнеса Предметные области интегрируемых знаний Информати ка ИТСпециальн ость Специализ ация ПРИНЦИПЫ Научности Систематич- ности Последователь - ности Доступности Связи теории с практикой ФУНКЦИИ Обучающая Воспитательна я Развивающая Квазипрофесси ональная, в области бизнеса ФОРМЫ МЕТОДЫ СРЕДСТВА Коллективные (научно-практические конференции, диспуты и др.) Групповая (практические занятия, защита курсовых проектов и др.) Индивидуальная (публикация тезисов и др.) Словесные (лекция, беседа, дискуссия и др.) Наглядные (демонстрация и др.) Практические (курсовое проектирование Расчетно- графическая работа и др.) Материаль- ные (учебники. Таблицы, плакаты, модели и др.) Идеальные (схемы, учебные карты, чертежи, формулы и др.) Специалист в области бизнеса с высоким уровнем сформированной информационной культурой и информационной безопасности

21 Концепция обучения основам ИБ Концепция обучения основам ИБ должна основываться на понимании назначения, роли и целей этих знаний в современной системе образования, трактовке способов их отражения в качестве обязательной составляющей ИП. Построение такой концепции, в общем плане, включает следующие этапы: обоснование необходимости создания; формирование целей обучения с учётом прогностики; выявление межпредметных связей; определение принципов отбора содержания и его структуры; разработку структуры подготовки по основам ИБ; разработку предложений по корректировке законодательной базы в части ГОС, требований к уровню и качеству подготовки обучаемых в области ИБ; выбор основных подходов к организации учебного процесса; изложение требований к разработке учебных программ и планов, дидактических материалов, технологической поддержке обучения; планирование мероприятий по реализации концепции; выявление долгосрочных перспектив развития подготовки в области ИБ как составной части информационной подготовки.